ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ (МАЙ-ИЮНЬ’ 24)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

(продолжение)

ОГНЕННЫЙ ОПЫТ Е. РЕРИХ

Говоря об «огненном опыте» Е. Рерих, мы сталкиваемся с почти неразрешимой проблемой, поскольку ее «огни» можно трактовать двояко — как парапсихологический феномен и как психическое (психотическое) расстройство. Получала ли она во время «приступов огней» или в спокойном состоянии (в видениях и снах) способность к сверхчувственному восприятию, становясь таким образом «феноменом-психиком» («сенситивом», экстрасенсом) — вопрос довольно спорный.

Близкие Е. И. (муж и сыновья) были убеждены в том, что она обладала паранормальными способностями. Так, С. Н. Рерих утверждал, что его мать ясновидящая, обладающая даром пророчеств, ибо она «может хорошо видеть будущие великие события, которые годы спустя имеют место в точности, как они предстали в ее видении» 126. Примеров подобного ясновидения своей матери С. Н. Рерих, однако, не приводит.

Психологическое (парапсихологическое) объяснение феномена Е. Рерих в принципе могло бы нас удовлетворить, если бы не одно обстоятельство — многочисленные и довольно мучительные заболевания, на фоне которых протекал ее «огненный опыт». Но это делает необходимым взглянуть на феномен с еще одной стороны — с позиции психиатрии, тем более что в нашем распоряжении имеется свидетельство семейного врача Рерихов доктора А. Ф. Яловенко: «Что же касается г-жи Рерих, то я должен сказать, что она больной человек. Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. Зная его (Николая Константиновича) глубокую привязанность, вернее, любовь к своей жене, и благодаря его мягкосердию, он часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я дал ему книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е.И… В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха» 127 .

Вопрос о психическом здоровье (или нездоровье) человека, контактирующего с «высшими мирами» довольно щекотливый и деликатный. Я не хотел бы навязывать читателям свое мнение, и потому ограничусь лишь изложением фактов. В феврале 1923 г. врач в НьюЙорке, к которому обратилась Е. Рерих, установил, что «у нее плохое сердце и всякое волнение ей очень пагубно» 128. Летом того же года, уже в Париже, французский врач, некто доктор Лапейр (Lapeyre) диагностировал ее болезнь как «hysteria magna». Такой болезнью, по словам Лапейра, были больны святые Тереза и Екатерина и другие «высокие существа» 129. (Любопытно, что в очерке «Обитель Света» (1930) Рерих упоминает этот диагноз в довольно необычном контексте: «Мы делаем из огненного восхищения возвышенных духов Hysteria Magna с повышенною температурою. Вишудха — центр гортани — лишь клубок истерический. Огни Святых Терезы, Клары, Родагунды; сердечная теплота Отцов Добротолюбия; Туммо Тибетских высоких лам…» Очевидно, что для Н. К. «большая истерия» это вовсе не психическое заболевание, а проявление «огней»— неизученный вид тонкой энергии.) Лапейр прописал Е. И. кардиостимулирующее средство, строфантин (Strophanthinus K) — это лекарство она будет регулярно получать по почте из Парижа и принимать постоянно всю оставшуюся жизнь. Более того, она объявит строфантин одним из важнейших «лекарств-жизнедателей»! После смерти Е. Рерих сыновья обнаружат в ее комнате огромный запас этого лекарства.

Почти сразу же после визита к Лапейру Елена Ивановна отправилась, вероятно, по совету этого врача, в Виши, один из лучших бальнеологических курортов Франции, — лечиться водами. Там она пробыла целых 10 дней (с 17 по 27 июня 1923) в сопровождении мужа, сына Юрия и приехавших из Америки четы Хоршей и Э. Лихтман. Смысл этой поездки иначе как лечебно-оздоровительными целями трудно объяснить.

Другой врач, К. К. Лозина-Лозинский, после первого осмотра Е. И. (в декабре 1930) поставил ей диагноз: «невроз сердца». Однако при повторном осмотре заявил, что ее болезнь имеет явные симптомы расстройства «симпатической нервной системы» 130. Сама Е. Рерих называла свои припадки, как уже говорилось, «приступами огней» и «священными болями» по аналогии со «священной болезнью», как древние греки именовали эпилепсию. Объясняла же она их крайним «напряжением чакр» в процессе «ассимиляции пространственного огня» в земных условиях — опыт, который якобы производили с ней «космические учителя». От священных болей, по мнению Е. И., страдала и Упасика (Е. П. Блаватская), и другие Сестры Гималайской Обители 131. А потому любой психиатрический диагноз был лишен для нее какого-либо смысла, ибо ставил под сомнение всю ее многолетнюю практику «общения» с «тонким миром». Любопытно, что сам Н. К. в книге «Держава Света» (1931), словно позабыв о болезнях жены, утверждал, что «чистый творческий дух является обитателем чистого здорового организма» в соответствии с древним заветом “in corpore sano mens sana” 132 .

Другой, еще более непростой вопрос, — что послужило причиной столь необычной болезни Е. Рерих. Ответ на него я пытаюсь дать в книге «Гималайское Братство», а потому не стану подробно останавливаться здесь на этой теме. Важно, однако, отметить, что вхождение Е. И. в контакт с потусторонним «Учителем» (подключение к «тонкому миру») осуществлялось не только во время огненных припадков, но и в обычном состоянии. Для этого она пользовалась определенной психотехникой, которую называет «мысленным сосредоточением на третьем глазе» или «введением Лика Учителя в третий глаз»:

«Когда сознание ваше подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное Изображение. Но помните, что следует решить бесповоротно, ибо постоянное Изображение, в случае предательства, будет постоянным укором. После пристального смотрения на Изображение закройте глаза и перенесите Его в третий глаз. Так упражняясь, получите живое изображение и будете ощущать особенное трепетное нагнетение сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете испытать себя против солнца и также будете видеть Владыку перед собою, иногда без красок, но потом жизненно и даже в движении» 133

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________________________

125 См. предисловие Е. И. Рерих к «Письмам Махатм» (Самара, 1998 С. 5–9).

126 С. Н. Рерих. Письма. Т. I. С. 139. Письмо С. Н. Рериха З. Г. Лихтман

от 21 июня 1935

127 АВПРФ. Фонд консульского управления. Оп. 9. Пор. № 17. Пап. 860. Л. 7 (Автобиография А. Ф. Яловенко, машинопись).

128 Письмо Н. К. Рериха к Ю. Рериху, 12 февраля 1923. Архив музея Н. Рериха в НьюЙорке.

129 Дневник Э. Лихтман. Тетрадь № 7 (1930). С. 26.

130 Дневник Э Лихтман. Тетрадь №7 (1930). С. 57. Запись от 15 декабря 1930.

131 См.: Агни Йога. Т. 6. Надземное. С. 31 (§ 379).

132 Цит. по: Н. К. Рерих. Здоровье//Н. К. Рерих. Человек и природа. М.: МЦР, 2005. С. 111.

133 Агни Йога. Т. 3. Иерархия. С. 26 (§ 89).

Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*