(продолжение, начало статьи в февральском выпуске)
Пятая Сокровищница, Особая тайная сокровищница наставлений (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.
Как группа, эти произведения представляют собой одно из лучших литературных произведений тибетского буддизма. Они иллюстрируют жизнь великого тибетского интеллектуала и замечательный расцвет тибетской культуры в Восточном Тибете в девятнадцатом веке. Они служили для сбора, кодификации и сохранения большого количества текстов и традиций, которым грозила опасность быть утерянными. И они сыграли значительную роль в создании идентичности Кагью после жизни Конгтрула.
- «Сокровищница Мантры школы кагью» (bkа’ brgyud sngags mdzod) содержит практики мандалы тринадцати тантрийских божеств, а также древние и новые тантры (некоторые из них передал Марпа-переводчик), сопровождаемые учениями по тантрийской стадии завершения, ритуалы посвящения и различные лунги. Это произведение состоит из шести томов.
- «Сокровищница драгоценных учений-кладов» (rin chen gter mdzod) содержит посвящения, учения, ритуалы и наставления о том, как применять их в затворе, по всем циклам терма, обнаруженных Конгтрулом. Этот сборник начинается с «кладов земли» таких тертонов, как Ньянграл Ньима Осер, Гуру Чокьи Вангчуг (Gu-ru Chos-kyi dBang-phyug), Лонгченпа, Ригдзин Годем, Тангтонг Гьялпо (Thang-stong rGyal-po) (1385—1509); различных лингпа (gling-pa), в том числе Ринчена Лигпы (Rin-chen) (1340— 1396), Дордже Лингпы (rDo-rje) (1346–1405), Карма Лигпы (Karma), Падма Лингпы (Pad-ma) (1450—1521), Лэтро Лингпы (Las-‘phro) (1585—1656) и Чоклинга, а также бонских открывателей кладов. Вторую часть этого сочинения составляют циклы учения из «кладов ума» и «чистых видений» таких тертонов, как Пятый Далай-лама, Дордже Тогме Цал (rDo-rje Thogs-med rTsal) (1617—1682), Намчо Мигьюр Дордже (gNam-chos Mi-‘gyur rDo-rje) (семнадцатый век) и Джигме Лингпа (‘Jig-med Gling-pa). Последняя часть сочинения содержит те учения-терма, которые стали передавать очень редко; в нее входит сборник текстов по малым терма с комментариями. Это произведение насчитывает шестьдесят томов.
- «Всеобъемлющее знание» (shes bya kun khyab)
- «Сокровищница ключевых наставлений» (gdams ngag mdzod) содержит посвящения и наставления, связанные с восемью тибетскими линиями передачи практики: ньингма, кадам, сакья, Марпа-Кагью, Шангпа-Кагью, умиротворение [страдания] (шичжед: zhi byed), йога нерушимого состояния (rdo rje rnal ‘byor), три нерушимых состояния приближения и свершения (rdo rje gsum gi bsnyen sgrub) — и девятый раздел, посвященный разным учениям других линий передач. Это сочинение состоит из двенадцати томов.
- «Особая тайная сокровищница наставлений» (thun mong min gsang mdzod), для которой Джамьянг Кьенце написал пятнадцать вступительных очерков, заключает в себе «Единство умов Трех Корней» и другие учения, восходящие к желтым свиткам (содержащим учения-терма), и клады ума, открытые самим Конгтрулом. Этот труд состоит из семи томов.
Кроме того, Конгтрул писал о ритуалах, записывал наставления для учеников, сочинял философские труды, рассматривал вопросы индийской и китайской астрологии, медицины, грамматики и др.
Если обозреть огромное литературное наследие Конгтрула, может сложиться впечатление, что большую часть жизни ему приходилось заниматься литературным трудом. На самом же деле почти все свое время он посвящал личным затворам и различным практикам и, по его словам, часто писал «в перерывах между занятиями медитацией».
Поздняя жизнь: война и изгнание из Пелпунга
Джамгон Конгтрул построил второй скит, Дзонгшо Дешек Дупа Подранг (rdzong shod bde gshegs ‘dus pa’I pho brang), на хребте между долинами Терлунг (gter klung) и Дзин (‘dzin), примерно в то же время, когда он развил Цадру. Он начал этот процесс в 1856 году с короткого ретрита с одиннадцатью учениками и освятил его в 1867 году с Кхьенце Вангпо и Чокгьюром Лингпа. Во время этой церемонии два других мастера усадили Джамгона Конгтрула на каменный трон и официально наделили его именем открывателя сокровищ: Чиме Тенньи Юндрунг Лингпа (‘chi med bstan gnyis g.yung drung gling pa), призывая его раскрыть тексты сокровищ. Вскоре после этого, по настоянию Чокгьюра Лингпы, он принес “Шкатулку с сокровищами” из места под названием Пема Шелри (padma shel ri) и предложил ее двум своим коллегам. Он никогда не описывал ее содержание.
В 1858 году он отправился в центральный Тибет, где посетил Самье; монастырь Цурпу (mtshur phu dgon), резиденцию Кармапы, который тогда был в резиденции; монастырь Миндролинг (smin ‘grol gling dgon); и святые места Лхасы. Он вернулся в Кхам в 1859 году.
В течение трех десятилетий, с начала 1830-х до середины 1860-х годов, Джамгон Конгтрул боролся с событиями Ньяронгской войны, которая привела к перемещению и разрушению целых монашеских общин. Этот конфликт разразился из-за воинственной экспансии военачальника Ньяронг — Ньяке Амгон Гонпо Намгьел (nyag skad a mgon mgon po rnam rgyal, 1799-1865) из Долины Ньяронг (nyag rong) в Центральном Кхаме. Гонпо Намгьель вторгся и оккупировал Дерге в 1862 году. Царская семья обратилась к Тибету с просьбой о вмешательстве, и вскоре после этого Центральное Тибетское Правительство послало армию, которая изгнала его и разгромила. В то время Дерге официально входил в состав Китайской империи Цин, хотя фактически это было независимое королевство. Лхаса воспользовалась этой возможностью, чтобы установить контроль и оккупировать большую часть Кхама в течение следующих нескольких десятилетий. Все это время Джамгону Конгтрулу было приказано служить как Гонпо Намгьелю, так и тибетской армии, в дополнение к двору Дерге, оказавшемуся посередине. В своей автобиографии он выражает нерешительность и тревогу, но подчеркивает, что у него не было иного выбора, кроме как служить тому, кто его призвал.
Конгтрул был впервые вызван Гонпо Намгьелем в 1860 году, в то же время были вызваны молодой десятый Тай Ситу Пема Кунцанг Чогьел (ta’I si tu 10 padma kun bzang chos rgyal, 1854?-1885) и четырнадцатый Кармапа, который тогда посещал Пелпунг. Это произошло до того, как военачальник стал представлять угрозу для Дерге, и ламы вернулись без происшествий. В следующем году Конгтрул снова был вызван в Дерге, на этот раз для выполнения посвящений долгой жизни для королевы, Чойинг Зангмо (chos dbying bzang mo, 1815-1892) и двух принцев, Пелден Чим Такпай Дордже (dpal ldan ‘chi med rtags pa’I rdo rje, 1840-1898?) и неизвестного брата. Это были вдова и сыновья короля Дамцик Дордже (dam tshig rdo rje, 1811-1852/3), и они готовились бежать от надвигающегося вторжения Гонпо Намгьеля в Дерге. Гонпо Намгьель похищал лам и членов местной знати, по-видимому, чтобы предотвратить местное сопротивление. Конгтрул едва не стал заложником. Однако королеве и ее сыновьям не удалось бежать, и они были взяты в плен, как и друг Конгтрула Вонтрул и десятый Тай Ситу.
В 1864 году, после того как тибетская армия прибыла в Дерге и начала свое прямое противостояние с войсками Гонпо Намгьеля, Конгтрул был вызван тибетской армией. Лидер Драяб (‘brag yab) контингента, Донгкам Трива (gdong kaM khri ba) тот, кто был признанным в Гелук воплощением по имени Нгаванг Гьяцо Дамчо (ngag dbang dam chos rgya mtsho), заболел и попросил Конгтрул прийти исцелить его. Конгтрул так и сделал, и в результате был вынужден остаться с тибетцами, чтобы обеспечить предсказания. Он сделал это, несмотря на то, что считал себя неквалифицированным для этой работы – он писал, что когда его просили предоставить информацию, он просто “говорил все, что приходило на ум.” К счастью для него, его предсказания оказались точными, и он был вознагражден гарантией того, что Пелпунг не пострадает от армии и не обратится в религию школы Гелук. После конфликта он также получил некоторые поместья от двора Дерге и другие награды от руководства в Пелпунге.
Хотя Конгтрул был хорошо вознагражден за свою роль в освобождении Дерге и, возможно, спасении Пелпунга от репрессий тибетской армии, десять лет спустя он впал в немилость у правящих лам. Таким образом, с 1874 года и примерно до 1886 года он не ступал и ногой в монастырь. Причины этого неясны, но они связаны с конфликтом с десятым Ситу и другими неназванными ламами монастыря. Похоже, что молодой Ситу не был склонен поддерживать Джамгона Конгтрула так активно, как это делал предыдущий перерожденец. В 1873 году Конгтрул, Кхьенце Вангпо и Вонтрул убедили десятого Ситу отступиться, что не явно устраивало Ситу. Вскоре он ушел, злясь на Конгтрула и Вонтрула за то, что они отправили его в убежище, и на суд Дерге за то, что он позволил это сделать. На следующий год Вонтрул, который, похоже, защищал Конгтрула от Ситу, скончался, и Конгтрул остался без покровителя. Большую часть следующих двенадцати лет он провел либо в Цадре, либо путешествуя по региону Дерге, продолжая работать над своими сочинениями и сборниками, давая учения и посвящения.
Некоторые ученики
Конгтрул обучал десятки лам в институтах по всему Кхаму, принадлежащих к различным традициям. Лишь некоторые, не упомянутые выше:
- Джамьянг Лотер Вангпо (‘jam dbyangs blo gter dbang po, 1847-1914),
- Джу Мипам Гьяцо (‘ju mi pham rgya mtsho, 1846-1912),
- Шакья Шри (shAkya shrI, 1853-1919),
- Третий Додрубчен Джигме Тенпеи Ньима (rdo grub chen 03 ‘jigs med bstan pa’i nyi ma, 1865-1926),
- Пятый Дзогчен Друбванг, Тубтен Чоки Дордже (rdzogs chen grub dbanag 05 thub bstan chos kyi nyi ma, 1872 -1935),
- Пятый Шечен Рабджам, Пема Текчок Тенпай Гьялцен (zhe chen rab ‘byams 05 pad+ma theg mchog bstan pa’i rgyal mtshan, 1864-1909),
- Джигдрел Чойинг Дордже (dgu rong 03 o rgyan ‘jigs bral chos dbyings rdo rje, 1875-1932) и
- Аю Кхандро Дордже Пелдрон (a g. yu mkha’ ’gro rdo rje dpal sgron, 1839-1953).
Уход и реинкарнации
Джамгон Конгтрул скончался в возрасте восьмидесяти семи лет, на двадцать седьмой день одиннадцатого месяца земного года свиньи пятнадцатого шестидесятилетнего цикла. Его ученик Несар Таши Чопел (gnas gsar bkra shis chos ‘phel) записал эту дату в своем отчете о конце жизни Конгтрула. Он, вероятно, использовал календарную систему Цурпу, для которой тибетская дата будет переведена на 29 декабря 1899 года. Наиболее часто используемая система Пукпа (pukpa, phugs pa) имела два одиннадцатых месяца в году земной свиньи, что привело ученых к тому, что смерть Конгтрула пришлась либо на 29 декабря 1899 года (первый одиннадцатый месяц), либо на 28 января 1900 года (второй).
Было выявлено пять реинкарнаций Джамгона Конгтрула. Подобное разделение воплощений произошло после смерти Джамьянга Кхьенце Вангпо, в соответствии с категориями тела, речи, ума, деятельности и качеств ламы. В сущности, это было результатом популярности лам – будучи активными во многих учреждениях, эти учреждения просили поддерживать присутствие ламы, что и осуществлялось через систему Тулку.
Основная линия воплощений Джамгона Конгтрула была продолжена в лице Пелдена Кхьенце Озера (‘jam mgon kong sprul 02 dpal ldan mkhyen brtse ‘od zer, 1902-1952), сына пятнадцатого Кармапы, который был возведен на трон в Пелпунге. Второе воплощение было Лодро Рабпел (blo gros rab ‘phel, 1901?-1958), который был основан в монастырь Дзигар Чогар (‘dzi sgar chos sgar) и принял титул Дзигар Конгтрул (‘dzi sgar kong sprul). Воплощение — Пема Дриме Лекпай Лодро (pad+ma dri med legs pa’I blo gros, 1901-1960) основался в Шечене и получило название Шечен Конгтрул (zhe chen kong sprul). Гюрме Кончок Гьелцен (‘gyur med dkon mchog rgyal mtshan, 1901-1952) основался в монастыре Дзогчен и получил титул Дзогчен Конгтрул (rdzogs chen). Пятым воплощением был Калу Ринпоче Карма Рангджунг Кункхьяб (kar lu rin po che karma rang byung kun khyab, 1905-1989), который был идентифицирован как воплощение активности и базировался в Цадре.