МИРЧА ЭЛИАДЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ИСТОРИКА РЕЛИГИЙ (АВГУСТ’ 24)

 

Мирча Элиаде (родился 9 марта 1907, Бухарест , Рим — умер 22 апреля 1986, Чикаго , Иллинойс, США) был историком религий, феноменологом религии и автором романов, повестей и рассказов. Элиаде был одним из самых влиятельных исследователей религии 20-го века и одним из ведущих мировых интерпретаторов религиозной символики и мифа .

Жизнь и творчество

Элиаде изучал философию в Бухарестском университете, получив степень магистра в 1928 году с диссертацией по философии итальянского Возрождения от Марсилио Фичино до Джордано Бруно . После обучения в Калькутте, в основном у санскритолога Сурендраната Дасгупты (1928–30), он провел шесть месяцев, практикуя йогу в Ришикеше под руководством Свами Шивананды (1930–31). Вернувшись в Бухарест, он написал диссертацию по сравнительной истории техник йоги, за которую получил степень доктора философии в 1933 году. Назначенный помощником Наэ Ионеску, ученого, которым он больше всего восхищался, Элиаде присоединился к факультету Бухарестского университета и преподавал курсы по философии, религии, индуизму и буддизму . В 1930-х годах он стал влиятельной литературной фигурой в Румынии , особенно после публикации его чрезвычайно успешного романа «Майтрейи» (1933; «Бенгальские ночи »). Во время Второй мировой войны Элиаде служил атташе по культуре в Королевской дипломатической миссии Румынии в Лондоне (1940) и в Лиссабоне (1941–45).

Начиная с конца 1980-х годов, изучение Элиаде и его наследия часто фокусировалось на обвинениях и контробвинениях относительно его политической жизни и взглядов, особенно его политических сочинений и участия в Румынии в 1930-х годах и в Лондоне и Португалии во время войны. Критики утверждают, что Элиаде скрывал свое прошлое, в котором он был сторонником, участником и защитником правого, антидемократического, нетерпимого, ксенофобского, жестокого румынского фашизма и антисемитизма . Защитники, признавая юношеские неосмотрительности и некоторые непростительные сочинения, утверждают, что политические обвинения были преувеличены и не должны отрицать значимость научного и литературного вклада Элиаде.

В течение десятилетия после войны Элиаде жил в Париже , где он создал себе международную репутацию историка, морфолога и феноменолога религии. В 1956–57 годах он был назначен приглашенным профессором, а затем профессором и председателем кафедры истории религий в Чикагском университете , где он преподавал до своей отставки в 1983 году.

Чрезвычайно плодовитый писатель, Элиаде говорил о своем «двойном призвании» как писателя-фантаста и ученого. Он рассматривал свои литературные и научные интересы как автономные , но взаимодополняющие и необходимые для его духовного равновесия и художественного творчества. Его художественные произведения были написаны на румынском языке, а его основные научные работы были написаны на французском; около 35 его книг были опубликованы на английском языке.

В Париже Элиаде написал четыре крупных научных труда: «Traité d’histoire des religions » (1949; Patterns in Comparative Religion ), который ознаменовал его становление как крупного исследователя религии; «Le Mythe de l’éternel retour» (1949; «Миф о вечном возвращении» , также переводится как «Космос и история »), которую он назвал своей любимой книгой; « Le Chamanisme et les techniques archaïques de l’extase» (1951; «Шаманизм: архаические техники экстаза »); и «Le Yoga: Immortalité et liberté» (1954; «Йога: бессмертие и свобода »). Его трехтомный труд «Histoire des croyances et des idées religieuses» (1978–85; «История религиозных идей ») стал еще одним крупным научным достижением. Элиаде также основал и был одним из редакторов журнала « История религий» (1961) и был главным редактором 16-томной «Энциклопедии религии» (1987).

Элиаде написал много популярных книг, таких как «Священное и мирское» (1959), и опубликовал сборники статей, в основном посвященных мифу и символизму , в таких книгах, как « Миф и реальность» (1963) и «Поиск» (1969). Его самый амбициозный и сложный роман — «Запретный лес » (1955 ), который он считал своим литературным шедевром. Этот роман происходит между 1936 и 1948 годами и включает в себя некоторые взгляды Элиаде на историческую трагедию и судьбу румынского народа. Он также раскрывает ключевые мифические и символические трансисторические структуры и смыслы Элиаде и центральное убеждение в том, что религиозные смыслы скрыты и замаскированы в современном западном опыте.

Элиаде всегда вел дневник, и он опубликовал автобиографические тома и сборники эссе, содержащие личные размышления о его собственной жизни и творчестве, а также об научных, религиозных, социальных и политических событиях в Румынии и мире. Эти книги включают Autobiography. Vol. I: 1907–1937 (1981) и Autobiography. Vol. II: 1937–1960 (1988); Journal I, 1945–1955 (1990), Journal II, 1957–1969 (1989; первоначально опубликовано как No Souvenirs , 1977), Journal III, 1970–1978 (1989) и Journal IV, 1979–1985 (1990); и Ordeal by Labyrinth (1982).

Подход к религии

Научные и литературные подходы Элиаде к мифу, символу и религии определяются несколькими ключевыми предположениями и принципами. Во-первых, он отстаивал «несводимость священного » . Он считал, что религиозные явления должны пониматься как однозначно и нередуцируемо религиозные, как выражающие смысл на религиозной плоскости отсчета. Элиаде часто критиковал тех, кто пытался свести религию к психологическим, социальным, экономическим, историческим или другим нерелигиозным явлениям. По его словам, они не смогли отдать должное уникальной, нередуцируемой сущности религиозного опыта: священному.

Во-вторых, религиозное можно отличить от светского, поскольку оно выражает универсальную, сущностную структуру, которую Элиаде назвал «диалектикой священного и мирского» или «диалектикой иерофаний» (проявлений священного в мире). Эта диалектика включает в себя опыт трансцендентного, в котором священное (бесконечное, вечное, неисторическое) парадоксальным образом проявляет себя через обычные мирские (конечные, временные, исторические) явления. Что парадоксально, нелогично и непостижимо для рационального, концептуального , естественного, научного, светского, человеческого понимания, так это то, как трансцендентный, совершенный Бог может появляться в обычных человеческих и мирских формах; как то, что является абсолютным и вечным, может быть выражено в ограниченных словах, в деревьях и реках, в исторических существах и животных, а также в снах и других человеческих переживаниях. В этом смысле высшая христианская тайна Воплощения, в котором Бог принял человеческий облик, не более парадоксальна, чем универсальная диалектическая структура всех религиозных проявлений .

Подход Элиаде также основан на его утверждении, что существуют существенные, универсальные, связные , символические системы, которые обеспечивают основу для интерпретации религиозного смысла. Религиозный язык символичен, всегда указывая за пределы себя на трансцендентные священные смыслы. Элиаде понимал людей как религиозных существ ( homo religious ) и как символических существ ( homo symbolicus ). Люди обязательно используют язык, чтобы выразить себя, и именно способность выражать вещи с помощью символического языка позволяет людям переживать более глубокие смыслы и объединять переживания в терминах связных, символических, структурных миров смысла. Как символические, религиозные существа, люди также рассматривались Элиаде как «мифические существа». 

Мифы являются символическими, священными повествованиями о том, что имело место в изначальное , мифическое время. Они предоставляют образцовые священные истории, которые позволяют религиозным людям осмыслить и справиться со своими экзистенциальными кризисами, такими как опыт наших исторических и временных ограничений, бессмысленных страданий и произвольной и трагической смерти, а также отчуждения и отсутствия глубокого смысла в нашей жизни. Мифы воспроизводятся посредством ритуалов и других священных действий. По мнению Элиаде, мифы о сотворении мира (космогонические мифы) и другие мифы о происхождении дают самые важные уроки для религиозных людей. Они предоставляют рассказы об изначальном времени; описывают преобразования, которые объясняют природу человеческого существования в мире; и помогают людям вернуться к священным истокам, преодолеть грех и обновиться, участвуя в изначальной священной полноте бытия.

Наконец, следует отметить, что Элиаде не был отстраненным ученым. Он был глубоко обеспокоен тем, что он воспринимал как высокомерие и провинциализм современной западной культуры . Заявляя о настоятельной необходимости «культурного обновления» и «нового гуманизма», он считал, что индивидуумы должны переосмыслить себя как глобальных или планетарных существ. Он призывал к «творческой герменевтике», которая расшифровала бы сакральное, скрытое в современном мирском, и установила бы диалог с символами, мифами и религиозными явлениями не-западных культур .

Наследие Мирчи Элиаде

Элиаде часто описывался в популярной прессе и учеными как самый влиятельный историк религии в мире . Хотя у него было множество последователей, его подход к религии, мифу и символу остается спорным. Имея области научной специализации — как видно из его исследований йоги , шаманизма , алхимии и архаичной религии — Элиаде всегда был крайним универсалистом, компаративистом и синтезатором. Многие ученые критиковали его ученость как субъективную и ненаучную. Они обвиняли его в том, что он делал некритические обобщения; игнорировал строгие процедуры проверки; отдавал предпочтение архаичным и азиатским религиям (особенно индуизму) и ориентированным на природу крестьянским явлениям «космической религии» (включая «космическое христианство»); и вставлял метафизические и теологические предположения в свои исследования.

Элиаде особенно привлекала эта досовременная крестьянская ориентация и мировоззрение с ее «архаичной онтологией», которая была по сути вневременной, неисторической, циклической и направленной на религиозную интеграцию и гармонию природы и космоса. В этой связи он интерпретировал «космическую религию» румынских и других христианских крестьян, которые мало интересовались доминирующим, христианским, теологическим, историческим фокусом и вместо этого находили священные христианские откровения в природе и космических моделях и циклах.

Критики утверждают, что Элиаде обесценил и исказил историческую религию и неархаичную, современную религию. Защитники часто отвечают, что большинство критиков с их социальным научным анализом слишком узкоспециализированы и редукционистски настроены, уменьшая и объясняя значительный религиозный смысл. Некоторые защитники утверждают, что Элиаде наиболее ценен не как некий эмпирический , исторический специалист, а скорее как творческая литературная фигура, которая подняла важные философские и теологические проблемы и которая пролила свет на современные экзистенциальные и исторические кризисы и необходимость культурного обновления и нового гуманизма .

Дуглас Аллен

Источник: https://www.britannica.com/topic/sacred

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*