Садхгуру рассказывает несколько историй из жизни Свами Вивекананды и Рамакришны Парамахамсы, которые могут стать вдохновением и путеводной звездой для духовного искателя
Свами Вивекананда родился в Калькутте 12 января 1863 под именем Нарендранатх Датта в семье Вишванатха Датты и Бхуванешвари Деви. К моменту своей смерти 4 июля 1902 года в Белур матхе Свами Вивекананда уже произвел революцию, которая и по сей день отзывается повсеместно. Вестник послания своего Гуру, больше ста лет он остается вдохновением для молодежи по всему миру.
В этой статье Садхгуру рассказывает о нескольких случаях из жизни Свами Вивекананды, которые иллюстрируют его отношения с Гуру и послание, которое он нес.
1. Свами Вивекананда и Кали
Садхгуру: Когда Рамакришна Парамахамса достиг просветления, вокруг него собралось множество учеников. Среди них был и Свами Вивекананда. Он стал первым йогином, который в 1893 году отправился на Всемирный парламент религий в Чикаго, запустив таким образом духовную волну. В то время, когда люди были очень нетерпимы ко всему новому, его приезд приоткрыл для них двери.
Рамакришна относился к Вивекананде с особым типом привязанности, потому что видел в нем возможность донести свое послание миру. Сам Рамакришна не смог бы этого сделать, поэтому он рассматривал Вивекананду как своего вестника.
Люди вокруг не понимали, почему он так выделяет Вивекананду. Если Вивекананда не посещал его хотя бы один день, Рамакришна сам отправлялся искать его, потому что знал, что этот юноша обладает необходимым восприятием для того, чтобы передать его послание. Вивекананда был также без ума от Рамакришны Парамахамсы. Он не пытался устроиться на работу, он не занимался ничем из того, что обычно делают люди его возраста. Он просто всегда следовал за Рамакришной.
В жизни Вивекананды произошел удивительный случай. Однажды его мать слегла со смертельным недугом. Вивекананду вдруг осенило, что у него совсем нет денег, и он не может купить ни еды, ни лекарств. Его очень сильно разозлило то, что он не в состоянии позаботиться о своей больной матери. Когда такой человек, как Вивекананда, испытывает гнев, то это настоящий гнев. Он отправился к Рамакришне, потому что идти ему было больше некуда, и даже в гневе он шел к нему.
Он заявил Рамакришне: «Вся эта духовность, вся эта ерунда, к чему она меня привела? Если бы я работал и делал все то, что должен, то сегодня я смог бы позаботиться о своей матери. Я мог бы купить ей еду, я мог бы купить ей лекарства, я мог бы обеспечить ей комфорт. Что дала мне эта духовность?»
Рамакришна, будучи преданным Кали, имел ее алтарь. Он сказал: «Твоей матери нужны еда и лекарства? Почему бы тебе не пойти и не попросить у Великой Матери то, что тебе нужно?» Вивекананде показалось, что это хорошая идея и он направился к алтарю.
Примерно через час он вернулся и Рамакришна спросил: «Ну как, ты попросил у Великой Матери еду, деньги и все, что нужно твоей матери?»
«Нет, я забыл», — ответил Вивекананда.
Рамакришна сказал: «Иди обратно и попроси ее».
Вивекананда снова пошел к алтарю и вернулся через 4 часа. Рамакришна спросил его: «Ты попросил Великую Мать?»
«Нет, я забыл», — ответил Вивекананда.
Рамакришна снова сказал: «Иди к алтарю и на этот раз не забудь попросить ее».
Вивекананда пошел к алтарю и на этот раз вернулся через 8 часов. Рамакришна снова спросил его: «Ты попросил Великую Мать?»
Вивекананда ответил: «Нет, и я не буду ее просить. Мне не нужно просить ее».
Рамакришна ответил: «Это хорошо. Если бы ты сегодня попросил ее о чем-нибудь у алтаря, это стало бы концом наших отношений. Я бы больше никогда не посмотрел на тебя, потому что просящий дурак не знает в чем суть жизни. Просящий дурак не понимает фундаментальных основ жизни».
Молитва — это определенное состояние. Если вы станете молитвенными, если вы станете преданными, это будет потрясающий способ существования. Но если вы молитесь с расчетом на то, чтобы что-нибудь получить, то из этого ничего не выйдет.
2. Доказательство существования Бога
Когда Вивекананде было 19 лет, он был очень логичным, интеллектуальным молодым человеком, полным огня. Он хотел получить прямые ответы на все вопросы. Он пришел к Рамакришне и сказал: «Ты все время говоришь: „Бог, Бог“. А где доказательства? Предоставь доказательства!» Рамакришна был простым человеком. Он не был образованным. Он был мистиком, а не ученым. Поэтому Рамакришна сказал: «Я и есть доказательство».
Рамакришна сказал: «Я и есть доказательство существования Бога».
Вивекананда не знал, что ответить, потому что это была полная чепуха. Он ожидал услышать некое разумное объяснение, вроде: «Семечко прорастает, планета вертится, — это и есть доказательство существования Бога». Но Рамакришна сказал: «Я и есть доказательство того, что Бог существует. «То, чем я являюсь, и есть доказательство», — вот, что говорил Рамакришна. Вивекананда не знал, что ответить и просто ушел.
Три дня спустя он вернулся и спросил: «Хорошо, можешь ли ты показать мне бога?». Рамакришна спросил: «А хватит ли у тебя смелости, чтобы увидеть его?». Храбрый юноша ответил: «Да», потому что терзался этим вопросом. Тогда Рамакришна просто поставил ногу ему на грудь, и Вивекананда вошел в определенное состояние самадхи и оказался за пределами ограничений ума. Он не выходил из этого состояния почти 12 часов, а когда вышел, то уже никогда не был прежним. После этого случая он больше никогда не задавал вопросов
3. Благословение Шарады
Если вы не являетесь преданным, жизнь не должна открыться вам, потому что если она откроется вам, вы только причините вред себе и окружающим. В Индии знания никогда не передавались человеку без достаточной преданности.
В жизни Вивекананды был один замечательный эпизод. После ухода из жизни Рамакришны Парамахамсы Вивекананда собрал вокруг себя группу молодых людей, вместе они путешествовали по Индии, пытаясь построить нацию и изменить облик страны. И вот однажды кто-то рассказал ему, что в Чикаго собирается Парламент религий. Ему посоветовали отправиться туда, потому что дома его никто не слушал. Никто! Юноша, переходящий с места на место в попытках говорить о великих вещах, о которых не написано даже в писаниях, — кто захочет слушать его? Ему сказали: «Поезжай, встряхни их там. Если твои слова вызовут резонанс там, то и здесь все обратят на тебя внимание».
Перед своей первой поездкой на Запад, в США, для передачи учения Рамакришны, Вивекананда пошел к Шараде, жене Рамакришны, чтобы попросить у нее благословения.
Когда он пришел, Шарада готовила еду и напевала какую-то мелодию. Это было обычным делом для индийских женщин, особенно во время готовки. В наши дни этого уже нет, потому что теперь многие просто включают iPad, но раньше приготовить пищу с большой любовью и подать ее людям было одним из величайших дел. Для женщин самым большим удовольствием было видеть, как кто-то с наслаждением ест. Приготовление пищи было очень радостным и изысканным процессом. Они тратили минимум 3-4 часа ради получасового обеда и при этом постоянно пели. По крайней мере, моя мама все время пела.
Когда он пришел и сказал: «Я хочу поехать в США, чтобы передать послание моего Учителя всему миру», — Шарада ничего не ответила. Затем внезапно она сказала: «Нарен, дай-ка мне этот нож». Вивекананда взял нож и подал его ей так, как полагалось. Тогда Шарада сказала: «Ты можешь идти, ты получил все мои благословения». Вивекананда спросил: «Почему же ты так долго молчала и, вообще, зачем ты попросила нож? Ведь ты уже порезала овощи». Она ответила: «Я просто хотела посмотреть, что ты из себя представляешь после ухода Учителя. То, как ты передал мне нож, показало, что ты годишься для того, чтобы нести его послание».
4. Свами Вивекананда и послание Рамакришны
Часто можно заметить, что большинство учителей не способны самостоятельно стать известными. Им нужен один хороший ученик, который будет нести послание, потому что самому учителю, возможно, не очень хорошо известно, что и как принято в мире. Сегодня все говорят о Рамакришне Парамахамсе. Рамакришна был совершенно кристальным сознанием. Это был феномен. Но при этом на житейском уровне он был совершенно необразованным. Если бы не Вивекананда, Рамакришна остался бы просто незамеченным, позабытым цветком. Расцветает так много цветов, но скольких из них замечают?
5. Свами Вивекананда о молитве
Свами Вивекананда как-то сказал: «Игра в футбол приблизит вас к Божественному лучше любой молитвы».
Это действительно так, потому что невозможно играть в футбол без абсолютной вовлеченности. В этом нет никаких личных намерений, только вовлеченность. То, что там можно делать, а что нет, уже определено, а вы тренировались много лет. Теперь это просто вопрос вовлеченности, а не намерения.
Если вы просто молитесь, со временем может оказаться, что вы параллельно занимаетесь множеством других дел — делаете что угодно и молитесь. В Индии молитвы стали очень сложными — это не просто слова, а процесс, требующий вовлеченности, потому что люди видели эти «пустые молитвы» на протяжении тысячелетий. Было ясно, что молящиеся станут заниматься много чем параллельно, поэтому молитвы сделали такими сложными, выстроили целую процедуру, которую стоило запомнить и правильно соблюдать, иначе это сочли бы святотатством. При таком уровне сложности во время молитвы невозможно заниматься чем-то еще. Так и игра в футбол создает в вас такой уровень вовлеченности, когда вы вообще не можете заниматься чем-то другим. Заниматься параллельно чем-то еще становится совершенно невозможным — настолько велика вовлеченность.
В футболе вы должны научиться использовать свои ноги с хирургической точностью. Это та игра, которая особенно требует вовлеченности, потому что конечности, которыми вы управляете мячом, и конечности, с помощью которых вы движетесь максимально быстро, — одни и те же, вдобавок вы должны избегать 10 человек, которые пытаются помешать вам, как могут. Вы должны уворачиваться от соперников, должны принимать мяч, должны бежать что есть сил. Ваши ноги должны быть эффективны, как скальпель хирурга, потому что на такой скорости, при такой активности, требуется феноменальное мастерство, чтобы вести мяч. Это требует определенного уровня вовлеченности, когда вы почти полностью перестаете думать.
Если вы делаете что-то с полной вовлеченностью, вы увидите, что есть только действие — ум находится где-то еще. В футболе игроки очень часто достигают такого состояния, потому что они полностью поглощены одним делом. Именно по этой причине, когда идет напряженная игра, она захватывает полмира. Существует определенный вид трансцендентности — это не совсем духовная трансцендентность, но есть некий выход за пределы своих ограничений, который зажигает всех остальных.
6. Свами Вивекананда о женщинах
Однажды к Вивекананде пришел один социальный реформатор: «Это замечательно, что вы поддерживаете также и женщин. А что я могу сделать? Я хочу исправить их, я хочу помочь им». Тогда Вивекананда сказал: «Руки прочь. Не нужно ничего предпринимать в отношении женщин, просто оставьте их в покое. Они будут делать то, что должны делать. Это все, что требуется. Мужчины не должны перевоспитывать женщин. Если они просто предоставят им свободу, они сами сделают то, что нужно».
7. Видение Свами Вивекананды
Когда мне было лет 12-13, я случайно прочитал одно произведение, в котором Свами Вивекананда говорил: «Дайте мне 100 по-настоящему преданных людей, и я изменю облик этой страны». В то время в этой стране, кажется, было 230 миллионов человек, но он не мог найти и 100 по-настоящему преданных людей. Я подумал тогда: «Какая трагедия! Такой человек, как Вивекананда, — это феномен. Такие люди, как он, не рождаются каждый день, но стоит ему появиться — и мы не можем дать ему 100 человек в такой огромной стране». Мне казалось, что это большая трагедия нашей культуры и нашей страны.
Один человек обладал огромным видением, и благодаря этому произошло столько всего. И сегодня во имя этого человека многое делается для блага людей. Многое произошло благодаря его видению. Все остальные, кто жил в то время, где они? Но его видение до сих пор в какой-то мере работает. Благодаря ему произошло много хорошего.
Если бы тысячи людей имели такое же видение, все было бы гораздо лучше. Видения только Гаутамы Будды или Вивекананды недостаточно. Только когда значительная часть населения обладает видением, в обществе происходят действительно прекрасные вещи.
Источник: https://isha.sadhguru.org/ru/wisdom/article/7-istoriy-iz-zhizni-svami-vivekanandy-slova-uchitelya