Благодарность-гармония мира.
«Самый простой способ гармонизации пространства – это благодарность!»
Что такое массаж тибетскими поющими чашами? Это бесконтактные и контактные методы воздействия на тело пациента (или любого человека, иногда вполне здорового) звуком, извлекаемым из тибетской чаши. Такие чаши не музыкальные инструменты. Это особым образом выкованные из 5-ти или более металлов звучащие чаши, обладающие специфическими свойствами, которые позволяют воздействовать на физическое тело человека, ЦНС и ПНС, ткани и органы, системы органов. Кроме того, тибетские поющие чаши обладают свойствами, пока не доказанными наукой, – эзотерическими. Во многом этим и определяется их комплексное целительное воздействие.*
Сегодня мы взяли интервью у целителя и мастера тибетских поющих чаш Виктора Огуй.** Он рассказал об истинных и мнимым секретах этого удивительного явления:
… о падающих метеоритах, из которых делают чаши и ритуальные кинжалы…
… о двух системах «музыки Чак»…
… о том, как поющие чаши связаны с гигантскими ступами Будды, разбросанными по всей Азии…
… о том, как медицина доказала эффекты воздействия Тибетских поющих чаш…
… и почему использование тибетских поющих чаш – это, по сути, Шаманизм!..
Виктор, в последнем йога-туре в Гималаи ты подарил мне свою самую «свеженькую» книгу про Тибетские чаши («Тибетские поющие чаши. Метод естественного оздоровления»). Больше всего меня «зацепила» такая фраза, цитирую:
«Все связанное с Тибетом и Азией окутано сегодня ореолом мистики и всевозможными мифами, среди которых есть абсолютные сказки, но есть и реально существующие феномены. Часть из них возможно объяснить с научной точки зрения, а часть существует, но объяснению в известных терминах пока не поддается. Многое, в угоду коммерческому интересу, подносится как мистические откровения древних и тайные знания. А многое, действительно, умалчивается из-за секретности практик. Эта секретность обоснована тем, что Тибетские поющие чаши являются очень сильным терапевтическим и целительским инструментом в умелых руках Мастера. А вот в неумелых, неопытных или некомпетентных руках, этот тонкий инструмент может принести вред – как пациенту или практику, так и терапевту».
Расскажи какой-нибудь вдохновляющий миф про Тибетские чаши! Я знаю миф о том, что на улицах в Индии и Непале можно купить такую чашу – в любом сувенирном. А еще слышал «байку», что во время Культурной революции монахи делали вид, что едят из тибетских чаш, чтобы чаши не отобрали китайцы. В йоге появился миф про металлический кувшин или чашу «Калаш», которая дает Просветление. На изображениях ее рисуют украшенной цветами и заткнутой кокосовым орехом, который сам по себе в символике Йоги означает Просветление. Какие любопытные мифы связаны с Тибетскими поющим чашами?
Чашу, которая будет «рабочая» как в научном смысле, так и в эзотерическом, – т.е. будет обладать определенными феноменами воздействия на человека – купить в ЛЮБОМ магазине Непала или Индии практически невозможно. В таких магазинах можно купить хорошую сувенирную чашу. Она может красиво звучать, быть хорошо оформлена – с узорами и пр. Но, скорее всего, у нее будет отсутствовать Душа.
Да, все то, что ты перечислил, вероятно, не столько миф, сколько легенда. Позволь я начну все же не с мифов, а с исторических моментов, скорее подтверждающих ценность Тибетских поющих чаш – и в наше время, и в прошлом. Например, практически все изображения многих Будд и Бодхисаттв в мирной форме имеют чашу. Например, Будда медицины изображается с цветком Аруры в одной руке и с чашей нектара долголетия (бессмертия). Эти чаши еще называли ПАТРА (чаша для подаяния). И по сей день буддийские монахи в юго-восточной Азии (Таиланд, Камбоджа, Бирма) собирают подаяние в чаши. И в Японии тоже! Я своими глазами видел в Осаке старца, собирающего подаяние на деревенский храм в подобную чашу. А раз уж мы вспомнили Японию, то я в двух словах расскажу о Поющих чашах в Японской традиции. Так вот, в буддийских храмах в Японии присутствуют особенные поющие чаши. Они отличаются от тех чаш, которые часто сегодня привозят путешественники из Индии и Непала. Эти чаши имеют другую форму и совершенно другую технологию производства. Они очень легкие (несмотря на свой внушительный размер). При этом они явно обладают некими специфическими свойствами.
Всем вышеизложенным я хочу сказать, что само по себе присутствие Поющей Чаши исторически закономерно. Вернее, закономерен интерес к феномену поющих чаш. Японские монахи неохотно делятся с иностранцами информацией и очень скупо отвечают на наши вопросы. При этом они все же подтверждают, что поющие чаши в Японии были всегда, но никогда там не производились. Возможно, они попадали туда из Китая вместе с буддизмом и буддийскими миссионерами, если корректно так сказать.
А теперь что касается мифов о тибетских поющих чашах. Большинство мифов сформировалось в результате перевода на русский язык книг Аннеке Хойзер «Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии» и Евы Руди Янсен «Поющие чаши. Практическое руководство по применению» в 2005 году. С развитием сети интернет стали появляться и самопорожденные мифы: турист побывал в Непале или Индии, ему продали поющую чашу и – в добрых традициях Востока – рассказали множество красивых сказок. Большинство этих мифов и кочует сегодня со страницы на страницу интернета.
Первый и самый распространенный миф – что в составе сплава тибетских поющих чаш в древности обязательно должно было быть метеоритное железо. Авторы этого мифа объясняют это тем, что Тибет расположен в высокогорье, там из-за меньшей «толщины» атмосферы метеориты (якобы) не сгорали полностью – некоторые из них долетали до земли. Их и использовали кузнецы и мастера, производящие поющие чаши. Возможно, такую аналогию провели вследствие того, что некоторые ритуальные предметы в тантрическом Буддизме действительно производятся из метеоритного железа или с его применением. Я лично общался в России с Мастером, у которого есть разрешение от его духовного наставника (Ринпоче) на производство ритуальных кинжалов «Пурба», в составе которых есть метеоритное железо. А вот что касается поющих чаш… То нет такой уверенности.
Еще один известный и широко тиражируемый миф гласит, что у каждого органа в человеческом теле есть своя частота вибрации (в герцах), потому и подбирают чаши со звучанием, соответствующим здоровой частоте того или иного здорового органа. Извлекают из нее звук, и больной орган начинает подтягиваться посредством звука (вибраций) этой чаши к «здоровым» вибрациям. На сегодняшний день это, к сожалению, миф – научных публикаций, доказывающих названный факт, мне найти не удалось.
Похожим образом можно рассмотреть и Миф о так называемых «Планетарных чашах», частота колебания которых соответствует частоте той или иной планеты. Чаще всего ссылаются на Ганса Кусто, Иоахим-Эрнест Берендт и Райнер Тилльманн, которые изучали частоты и связывали их в соответствии планетарным частотам. К сожалению, мне не удалось найти первоисточники, где бы описывались исследовательские работы.
Еще один очень распространенный миф о некой мистической и тайной последовательности звуков и их соответствии чакрам. Утверждения о некоей «Таинственной системе соответствия нот чакрам, пришедшей из монастырей Тибета», в которой указывается о 7 (семи) чакрах, являются ошибочными и документального подтверждения, кроме как ссылок на неких мастеров в Непале, не имеющих.
В заключение приведем совсем не миф – это то, что доказал один из Дзенских монахов: перевернутая чаша – это основа ступы. Присмотритесь к фотографиям ступы Боднатх: купол – это перевернутая чаша, а стик, которым извлекают звук (палочка, которой бьют или трут поющую чашу для извлечения звука – Vegetarian), – это «Шпиль»… У меня самого было такое вИдение в пещере Миларепы у Аннапурны-3 в Гималаях. И через год я получил словесное подтверждение своему видению.
Еще раз хочу обратить внимание: несмотря на то, что многое в отношении поющих чаш сегодня является мифом, это не умаляет эффективности их воздействия! Магнитное поле тоже научились регистрировать только в позапрошлом веке, но оно всегда было.
Какие феномены тибетских чаш не поддаются научному объяснению? Виктор, наверняка ты сталкивался с ними. Да что там, наверное и использовал их в своей практике, которую так и хочется назвать «шаманством»! Терапия тибетскими чашами – это ведь не музыкальный «концерт на чаше», верно? Так в чем суть «секретного» воздействия чаш?
О феноменах, свойственных чашам, говорить можно очень долго. Давай, я приведу самый легкий для потенциального понимания пример?! Например, доказано, что чаши обладают расслабляющим эффектом на психику и снижают агрессивность. Когда я говорю «доказано», – значит, люди провели комплексные подробные исследования, а не голословно ссылались на какие-то публикации в интернете. Итак, Тибетские поющие чаши при грамотном и внимательном их использовании позволяют человеку расслабить и ум и тело. А через это расслабление человек может (наконец-то) хоть на некоторое время выключиться из социального стресса и обратиться к Душе. А ведь именно этого нам сегодня так не хватает.
А что касается «шаманизма», то поющие чаши очень гармонично вписываются во многие чисто Шаманские практики. Например, доказано, что шаман погружается или погружает пациента в транс (или изменённое состояние сознания – ИСС) за счет ритма, издаваемого бубном (а у североамериканских индейцев – барабана). Так вот, тибетские поющие чаши также позволяют ввести человека в ИСС, но за счет других свойств, характерных для чаш, а не только за счет ритма. Я подробно останавливаюсь на этом на своих семинарах для психологов.
Кстати, музыкальный концерт на чашах или с их участием – это вполне разумное и логичное их использование. Но это очень ограниченное их восприятие и использование всего лишь одного из аспектов поющих чаш.
Я раньше немного занимался целительством с использованием полудрагоценных камней и понял, что в этой сфере много опасностей, «плохих» камней, и вообще не все так радужно, как описывается в тоненьких книжечках на полках книжных магазинов. Наверняка с чашами все не менее сложно? Можно ли случайно взять в сувенирной лавке или восточном базаре «нехорошую» чашу? Можно ли «почистить» чашу в домашних условиях?
Да, в сфере чаш не меньше сложностей, нюансов и рисков (если только это не просто музыкальный инструмент). Существуют специальные способы для поддержания поющей чаши в «рабочей форме» – так же, как существуют принципы энергетической безопасности того, кто выполняет практику с чашей, и того, для кого эта практика делается. Некоторые из принципов довольно сложны в выполнении и достаточно громоздки. Но они необходимы в специальных практиках. Например, при практиках с так называемыми «Лунными» чашами – они выполняются в полнолуние. «Работоспособность» именно этих чаш можно снизить, если выполнять практику в солнечный полдень.
Самый простой, универсальный и относительно безопасный метод очистки поющей чаши от потенциально негативного воздействия – это соль. Только не надо солью чашу шлифовать – чаша может «испортиться». Абразивное воздействие на чашу вообще в нашем случае не допустимо! Возможно энергетически очистить чашу водой, особенно когда используется большой объем воды. Но вряд ли это должна быть водопроводная вода. Я за ручьи, моря, озера и источники – чистые или в местах Силы. Например, однажды мы оказались рядом с Сергиево-Посадом, где есть источник Гремячий ключ, который открылся много веков назад Сергию Радонежскому. Мы там сами в семи источниках омывались, и чаши омыли. Так на следующем семинаре наши чаши «работали» совершенно по-другому! Они, как будто стали чистейшим проводником тех качеств, которые были в Гремячем ключе.
Какую пользу можно получить на сеансе массажа тибетской поющей чашей? Есть ли научно доказанные факторы воздействия, или болезни, которые с уверенностью можно вылечить чашей?
Польза – это расслабление, физическое и психическое. Это научно доказано, и я говорю об этом с уверенностью. Более того, в Москве в ноябре 2014 мы проводили исследования практик с чашами. Ознакомиться с подробными результатами исследования можно будет у меня на сайтеhttp://поющиечаши.рф/
В двух словах скажу о результатах исследования:
1. Практика с помощью Тибетских поющих чаш в традиции Церинг Нгодруб воздействует на реципиента. Это значит, что у того, кому выполнялась практика, были документально зафиксированные изменения, физиологические в том числе, которых не было бы, если бы ему такую практику не делали.
2. В результате практик с ТПЧ состояние оператора (меня) так же УЛУЧШИЛОСЬ! Значит, тот, кто выполняет практики с ТПЧ, будет, как минимум, оздоравливаться, выполняя практики с ТПЧ в нашей традиции.
3. В процессе практики отмечается синергичность многих состояний и показателей оператора и пациента. Простым языком: многое в состоянии меня и того, кому я выполнял практику, становились синергичными (близкими, похожими). Это говорит о том, что Мастеру, который выполняет практику с чашами, необходимо быть «чистым» со всех точек зрения, что бы иметь такие же чистые, более высокие вибрации, и следовательно, поднимать уровень вибраций пациента за счет этого.
Человек, который занимается чашами, должен следовать каким-то принципам в жизни, например, вести аскетичный образ жизни? Как ты относишься к вегетарианству, веганству, сыроедению? В том числе этическому вегетарианству, когда человек не хочет оплачивать убийство животных? Как ты думаешь, это полезные диеты и образ жизни?
Если говорить о человеке, который использует чаши для себя, – то это его личное дело. Если говорить о Мастере, который использует ТПЧ для практик с другими людьми, то я настоятельно рекомендую в первую очередь следовать принципам Сострадания. А также принципу «Думай головой, а чувствуй Сердцем». Если аскетичность будет помогать в практике, то можно и аскетничать.
Если уж мы затронули тему питания, то тут у меня есть богатый личный опыт. Все началось в конце 80-х, когда я учился в школе и благодаря моей маме начал посещать занятия Йогой (тогда это называлось группой здоровья). Мой учитель Йоги, Виктор Владимирович Дундуков (ученик Стаценко – кто «в теме», тот понимает) на занятиях нам рассказывал о принципах раздельного питания, сокотерапии, очистительного голодания, гимнастик (хатха-йога), дыхательных упражнений (пранаяма), медитаций и пр. То обучение заложило во мне основу, благодаря которой я получил медицинское, а затем и высшее педагогическое (физкультурное) образование. И проработал 9 лет в больнице массажистом.
В настоящее время я стремлюсь придерживаться принципов раздельного питания. Преимущественно вегетарианского. За «удобство» питания я очень люблю Азиатские страны. Животная пища – продукт скоропортящийся – есть ее в жарких странах опасно. Это я как медик рассуждаю. Да и редко мясо в тех странах встречается. Поэтому питаться раздельно и преимущественно растительной пищей в Азии относительно легко.
Более того, когда я несколько лет работал массажистом и банщиком в фитнес- и спа-индустрии, мясо я есть просто физически не мог! Попробуй поесть мясо (и даже рыбу), а потом «помахать» веником в парной! Вынужденная мера, но здоровья тогда только прибавлялось. Поэтому я уверен, что здоровое питание с отсутствием животного белка и здоровью полезно, и душе угодно! Согласен я и с тем, что этический аспект «не убий» в вегетарианстве так же силен, как и в отношении отказа от меховой одежды и иже с ней.
Более того, большинство практик с ТПЧ подразумевают определенную диету накануне и после них. Как минимум – отказ от животных продуктов и алкоголя.
Я читал в твоем профиле Facebook, что ты проводил сеансы поющих чаш «для» озера Светлояр (если не перепутал название), где град Китеж. Природа – она слушает нас? Как можно гармонизировать пространство с помощью поющих чаш? Кто слышит эти песни?
О-о-о!!! Это отдельная и очень значительная тема… Спасибо, что ты ее затронул!
Сегодня большинство из тех, кто приходит на наши групповые практики или мероприятия, связанные с картинами, исполняющими желания, все время что-то просят у Пространства (Бога). Конкретно: здоровья, денег, успешности, машины, квартиры, мужа… Или абстрактно: мира во всем мире. Очень редко, когда кто-то БЛАГОДАРИТ! А вот с такими местами (Светлояр, Дивеево и Русью в целом) у меня лично очень сильная связь. Я ощущаю ее. Я ощущаю ее как некую связь внутреннюю, а не окрашенную географически. Она одна и с Тибетом (Кайласом), и русской шамбалой на Белухе (Алтай), и на входе в Шамбалу (озеро Светлояр), и в Хакасии (на Сундуках)… Я постоянно ощущаю единение с этими местами и благодарю Пространство за то, что они есть, и тех людей, богов и духов, благодаря которым они сохраняют себя.
Природа живая! Кроме нас этот мир населяют еще множество жителей, с которыми мы вполне можем жить мирно и эффективно развиваться.
Самый простой способ гармонизации пространства – это БЛАГОДАРНОСТЬ! Нам всегда есть за что благодарить! И кого благодарить! Многое мы делаем сами – это да. Но мы делаем это благодаря кому-то.
____________________
*Информация из книги В. Огуй «Тибетские поющие чаши: Метод естественного оздоровления».
** Виктор Огуй – Мастер Звука и Тибетских поющих чаш, личный ученик ламы Пемы Рангдрола, Доктора Тибетской медицины Ниды Чангцанг, организатор исследовательских и практических экспедиций в Тибет (Кайлас-Манасаровар-Гуге), Ладакх (Малый Тибет), Гималаи (Непал: Аннапурна, пещера Миларепы), Места Силы; Мастер массажа, Целитель, Мастер традиционного Рэйки, Мастер-преподаватель в рамках Международного Фестиваля «Зов 13-ти шаманов» в Туве, Почетный член Российской лиги массажистов, а так же член Ассоциаций: Российской Ассоциации по Спортивной Медицине и Реабилитации Больных и Инвалидов, Национального общества эстетической медицины, Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины (РАНМ), автор многочисленных книг и учебников по массажу.
***Ku Nye Traditional Tibetan Massage. Ku Nye School. Course textbook of the Second Level by Dr.Nida Chenagtsang. Sorig Publications. MATTM 2010.
Беседовал Алексей Соколовский