КАРМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ (ЯНВАРЬ’ 21)

Кармические законы

Свами Вишнудевананда Гири

Глава 1

Общие сведения о карме

«Ничто в нашем мире не случается одновременно благодаря известной ограниченности времени и пространства, а также наличию причинной обусловленности явлений. Дерево и семя, из которого это семя развилось, не могут возникнуть одновременно. Второе из названных событий должно по времени предшествовать первому. События в нашей вселенной происходят согласно последовательности, намеченной в соответствии с законом кармы в огромном календаре, известном нам под названием время».

Кармана и пхала, причина и плод, такова суть развертывания кармы в относительном измерении, которому мы все подвержены. Если мы создаем какую-­либо причину, она неизбежно перерастает  в следствие. Любая наша мысль, слово или действие создает причину, и она неизбежно перерастает в следствие. До тех пор, пока мы не вышли на недвойственный уровень, закон кармы постоянен, неотвратим и его невозможно избежать ни одному живому существу. Для того, чтобы его превзойти, а именно это и является целью нашей практики, нашей духовной жизни, наших духовных упражнений, необходимо четко понимать принципы закона кармы и то, как он проявляется.

Как только Пракрити отделяет себя от Пуруши, закон кармы вступает в действие. И все, что случается после, в конечном счете, является следствием этого самого первого в мире события.

Закон кармы, область его влияния, распространяется на такое кармическое видение, где Пракрити отделена от Пуруши. Пракрити – это первичная недифференцированная материальная энергия, которая, тем не менее, уже отделилась от Брахмана, Абсолюта (в санкхье Брахман называется Пурушей). Другими словами, закон кармы не действует только в том случае, когда наш ум выходит за область разделения Пракрити и Пуруши, когда наш ум находится в недифференцированном состоянии, только тогда закон кармы не действует. Допустим, йогин практикует двадцать лет, и однажды у него было очень глубокое духовное переживание недвойственности, глубокое самадхи, которое  длилось три секунды. Он погрузился в свет, у него остановилось дыхание, не было ни чувства «я», ни верха, ни низа, ни субъекта, ни объекта, ни мышления, ни того, кто мог бы анализировать. Это было чистое сознание в океане света, и эти  три секунды буквально перевернули его восприятие себя. Вот эти три секунды за двадцать лет он был независим от закона кармы. Все остальные девятнадцать лет, одиннадцать месяцев, двадцать девять дней, двадцать три часа пятьдесят девять минут и пятьдесят семь секунд он подвергался действию трех или четырех видов кармы, которым все живые существа подвержены. Это факт, который нужно исследовать очень глубоко, даже тогда, когда мы говорим: «Я есть Брахман».

Каждое действие неизбежно вызывает какое-­то следствие. Оно же, в свою очередь, имеет свое собственное следствие, подобно тому, как круги расходятся во все стороны от камня, брошенного в воду.

Мы живем в непрерывной ветвящейся причинно­-следственной Вселенной, где одни цепочки причин порождают новые следствия и, как круги на воде, эти новые следствия порождают еще новые цепочки причин. Допустим, в зависимости от ваших карм эта книга породит определенные причины, которые проявятся в виде определенных следствий также и в вашем сознании. И на основании этих следствий вы будете совершать какие-­либо действия телом, речью, умом, и снова будут порождаться следствия.

Обычно те следствия, которые мы хотим породить благодаря занятиям духовной практикой – это саттва, то есть мысли, действия, поступки в гуне саттва. Это единственная гуна, которая способствует Освобождению, созерцанию. Раджас и тамас – это выход из равновесия. Саттва же представляет собой равновесие. И когда человек пребывает в раджасе или тамасе, он выведен из равновесия, из естественного состояния, потому что только саттва близка к естественному состоянию, потому что она представляет собой равновесие благоприятное для созерцания состояние. Как только нами овладевает раджас или тамас, и мы выходим из равновесия естественного состояния, поток кармического воздействия на нас резко активизируется, влияние грах и планет начинает сильно преобладать.

Пребывание в равновесии (в состоянии саттвы) – это мощная защита от воздействия кармы, от закона, который действует непрерывно.

«По мере накопления бесчисленного количества действий и сами они, и их следствия причудливо переплетаются, образуя невероятно сложную, запутанную картину, погружают нас в эту странную головоломную сеть причин и следствий, которые связывают весь мир и нас в этом мире в одну громадную, необъятную, саморегулирующуюся систему».

Мы живем в мире непрерывных причин и следствий. Если проанализировать, почему мы сейчас находимся здесь или почему мы практикуем, можно сказать о том, что этому предшествовало множество различных причин и следствий, которые, переплетаясь, дали определенную картину. Возможно, если бы ваших карм было недостаточно, и в детстве ваша судьба пошла немного не так, вы бы не получили духовную книгу, не встретили монаха –  были бы задействованы другие кармы. Но те из вас, у кого было достаточно факторов, все равно пришли бы к имеющемуся результату, поскольку они в следующий раз все равно бы встретили монаха, все равно бы нашли эту книгу и все равно бы пришли к размышлениям о духовной практике.

«Закон кармы необычайно сложен в относительном измерении. Таким же образом, живые существа, пребывающие в мирах ада, в телах животных, живущие как асуры или боги на небесах, создали определенные причины, чтобы пребывать в таких мирах и пожинать плоды. Фактически, время есть непрерывный разворот причины и следствия. Поскольку причина отделена от следствия и не проявляется сразу, она разделена психологическими состояниями и состояниями в элементах. Такое разделение  именуют «время». По сути, такой абсолютной субстанции, как время, не существует. Эта субстанция есть психологическая разделенность и разница в состоянии таттв».

«В отношении живых существ закон кармы действует, главным образом, на уровне ахамкары. Так как люди обладают гораздо более высокой степенью самосознания, чем животные и растения, то они имеют и большую способность идентифицировать самих себя со своими поступками. Они, следовательно, и больше сеют, и больше пожинают, нежели другие чувствующие существа. Что именно они сеют и что пожинают, зависит от конкретного соотношения трех гунн в личности каждого человека. Если преобладает саттва, человек исполняет альтруистический тип кармы, не привязываясь к результатам своих действий, тогда как преобладание раджаса вынуждает человека действовать на основе страсти, и он бывает ослеплен своими желаниями. Тот, кто действует, не утруждая себя рассуждениями, находится под преимущественным влиянием тамаса. Только те, чей разум сосредоточен исключительно на Абсолюте, остаются не затронутыми влиянием трех гунн».

Иногда можно услышать, как некоторые люди задают вопрос: «Каков смысл ахимсы, ведь когда мы идем, то давим тысячи насекомых, жучков, инфузорий­-туфелек, микробов и так далее. Невозможно соблюдать абсолютную ахимсу. И, может быть, не так уж важно соблюдать ахимсу, нужно просто не иметь чувства вины, просто самоосвобождая это? И какая разница, если убить корову или убить бактерию, все равно ведь факт убийства есть».

Но здесь все очень сложно переплетается. Поскольку корова в нашем сознании это очень весомый кармический объект, а бактерия совершенно невесомый, уровень отождествления сознания, в силу наших относительных карм, при убийстве коровы может быть в тысячу раз больше, нежели при убийстве бактерии или при убийстве муравья. Соответственно, отпечаток (самскара), который происходит в потоке сознания, тоже гораздо больший. Поскольку мы обладаем свободой воли, и решения принимаются именно на уровне свободы воли, то свобода воли всегда предполагает ответственность. Именно сочетание этих факторов: кармического отпечатка, энергетического и кармического веса объекта, и уровня  ответственности, когда нам дана свобода воли, и предопределяют результат по закону кармы.

Например, если ребенок случайно совершает что-­либо, то, поскольку у него нет свободы воли, то нет и ответственности, он накапливает не такой кармический результат как взрослый, обладающий свободой воли и ответственностью.

Чем больше наш уровень свободы воли, тем больше возрастает наша кармическая ответственность.

Например, когда человек не занимается духовной практикой, он не понимает различные тонкости учения. Соответственно, он не может нести ответственность за то, чего он не понимает, например: принцип самайи или принцип «чистого видения», винаи, монашеской иерархии, соблюдение четырнадцати коренных обетов. Даже когда он нарушает это, он нарушает это просто потому, что он живет в другом потоке – в потоке, где таких вещей просто не существует. И, соответственно, он не несет какой-­либо ответственности за это. Он отвечает по другим законам, законам, касающимся сансары.

Для монаха же, наоборот, подобные вещи весьма важны, поскольку монах уже попадает под юрисдикцию другой области: у него пробуждено духовное самосознание, приняты духовные обязательства, обеты, он идентифицирует себя с определенным статусом. Равнозначно этому у него наступает определенный уровень ответственности, например за сохранение самайи, за соблюдение определенных принципов, за собственную работу над собой. Это происходит по той причине, что его сознание пробуждено к этим принципам, и оно приняло их в качестве своих собственных базовых смысловых матриц, то есть божества духовного измерения инициированы в потоке его сознания.

Еще такой пример. Человек получает посвящение в садхану какого-­либо божества, которая заключается в соблюдении определенных принципов. До тех пор, пока связь не установлена, он может не держаться этих принципов, но если связь установлена, то, соответственно, начинают работать и обязательства в отношении этого божества.

(продолжение следует)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*