(продолжение)
Интервьюер:
В чем разница между титулами Свами и Баба?
Рампури Баба:
Свами — означает “Господин”, термин уважения. Если вы говорите “Свамиджи”, это более специальное, относящееся к религиозной деятельности.Баба — это более близкое уважительное обращение, это может быть ваш отец, дедушка.Садху — происходит от санскритского слова “хороший человек”, также означает человека, принявшего отречение от мира.
Интервьюер:
Я слышал, что Свами, это как аналог монашества в западной традиции, человек принимает определенные вратьи (обеты), наподобие монашеских, тогда его называют Свами. Свами должен принадлежать к какому-либо духовному ордену, он не может стать таким сам по себе. Но Баба — это не обязательно монах?
Рампури Баба:
Пример. В Дашанами-саньясе, мета-организации — 10 орденов саньяси, существуют разные типы йогинов и монахов. Некоторые бреют головы, носят посох. Их основная практика изучение и рецитация Вед, их называют данда-свами, повелитель посоха. К ним надо обращаться “Свамиджи”, а не “Бабаджи”. Но они также часть Джуна Акхары.
Интервьюер:
В чем разница между разными орденами Дашанами-саньяса — Пури, Гири, Сарасвати? Может быть разница в практике, философии или главном Божестве?
Рампури Баба:
Есть два основных направления саньясы. Согласно моему опыту, Гуру Даттатрейя есть Гуру йоги и тантры, учитель нага-баба — обнаженных аскетов с длинной джата (дредлокс). Даттатрейя сам был первым нага-баба, и его традиция была всегда более шаманской, более связанной с Матерью Землей. Затем появился Ади Шанкарачарья, академики говорят одни даты, традиция садху относит его к 5 веку до нашей эры. Никто точно не скажет, какая дата корректна, да это и не важно. Важно, что он был из сильной браминской традиции Намбудри, с раннего возраста прекрасно знал санскрит, Веды, и был человеком высокой культуры, принявшим отречение от мира. Произошли дополнения, помимо традиции Даттатрейи. Ади Шанкара привнес более философскую санскритскую культуру и выступил как организатор движения Баба, придав ему структуру и основав четыре главных монастыря (Матха) для всех баба Индии – Шрингери на юге, в Рамешвараме, мыс Каньякумари, Джоши на севере, в Бадринатхе, Дварка на западе, штат Гуджарат, и Пури Матх на востоке, в Джагант Пури, штат Орисса. Он направил четырех своих основных учеников руководить этими Матхами. C другой стороны, оставалось множество саду, связанных с традицией Даттатрейи, которые больше практиковали то, что мы называем йога и тантра – разные методы мистического контакта с Матерью Землей, более шаманические. Чтобы эти энергии были под контролем, организовались Акхары – ордена. Древнее название Джуна Акхары было Датта Акхара. Потом возникли и другие Акхары. Разница между ними была в том, что каждая Акхара, состоящая из разных линий передачи, имела свое “главное” Божество. В Джуна Акхаре это Даттатрейя. У каждого ученика в Джуна Акхаре должно быть пять Гуру, но, помимо этого мистический, главный Гуру – это – Он. А, например, Агни Акхара поклоняется Сурье (Богу Солнца). Устная традиция не эклектична, она не берет информацию из каких-попало источников. Источники информации – только Гуру и члены линии.
Интервьюер:
А как получается, что садху Джуна Акхары считаются шиваитами, носят рудракшу, но их Божество Даттатрейя — считается аватаром Вишну?
Рампури Баба:
Хороший вопрос. Нас называют шиваитами, но приветствуем мы друг-друга мантрой “Ом Намо Нараяна”. А кто такой Нараян? Это Вишну. А наш главный Гуру – Даттатрейя. Посмотрите на разных баба – один руководит храмом Ханумана, у другого храм Кришны, у третьего – Дурги, он практикует шактистские ритуалы. Вы спросите, а где же здесь Шива? Потому что мы на западе привыкли все раскладывать по категориям, мы часто рассматриваем такие явления с точки зрения христианства, но это не христианство. Западный человек может подумать, что если он вайшнав, поклоняется Раме или Кришне, то надо и других агитировать: 〈〈 Зачем ты поклоняешься Шиве? Мое поклонение более высшее, пойдем со мной, ты станешь более счастливым. 〉〉 — Но в Индии это не работает. Это миссионерство, свойственное христианству или исламу. Это политика, не имеющая общего с духовным путем. В Индии ты шиваит или вайшнав, потому что таким был твой отец и дед. Ты не рыскаешь по Интернету в поисках своего направления как покупатель в онлайн-магазине. Ты используешь то, что прямо перед тобой, и при любом раскладе это оказывается древний путь. Так велика ли разница, шайва ты или шакта?
Интервьюер:
Но, если вы принимаете Гуру, вы начинаете носить какие-то атрибуты, которые носит он, включаться в определенные ритуалы и поклонение, которое выполняет он. Вы носите четки из рудракши, а не из тулси, вы ставите на лоб определенный тилак (символ духовной школы), как у вашего Гуру.
Рампури Баба:
Правильно, вы наблюдаете за отцом, или Гуру, с детства или момента инициации, и повторяете. Какие священные писания имеет и читает ваш Гуру, такие изучаете и вы. Все наши линии описываются как шиваитские, но мы не приветствуем друг друга мантрой Шивы, и не носим традиционный шиваитский тилак – три горизонтальные полосы, хотя конечно поклоняемся в шиваитских храмах и носим рудракш-малу. Это смущает умы опирающихся на книжное знание.
Интервьюер:
Получается, что и разделение на вайшнавов и шиваитов придумали академики?
Рампури Баба:
Отчасти да, отчасти нет. Исторически в Индии сложилось, что преданные Вишну больше жили в городах, в основном представляли собой средний класс. Часто это было торговое сословие. Шиваиты были более ориентированы на Веды, если это были брамины, или на магические традиции, если не брамины. Но многие священные тексты и мудрецы говорили, как может человеческое существо определить, кто более велик – Шива или Вишну. Это было бы непростительной наглостью со стороны маленького человеческого ума утверждать, что кто-то из Богов “главнее”. Не надо утверждать свои собственные идеи как священное знание. Большинство нага-баба, которых я знаю, никогда не строят иерархию Богов, не утверждают, что какой-то Бог более велик, а какой-то один путь «единственный для освобождения в наше время». Сам Ади Шанкара — намбудри-брамин, высокой касты, шел как-то по узкой улочке Бенареса и повстречал человека очень низкой касты, и сказал ему “посторонись”, ведь когда идет брамин, низкие касты не должны мешать. И тогда человек сказал: «Кто должен посторониться, это тело, или бессмертная душа? Что такое для Атмана высокая или низкая каста?» Когда Шанкарачарья услышал такие слова из уст грязного бродяги, он подумал — возможно это реализованное существо, коснулся его стоп и в тот же миг осознал, что это был сам Господь Шива. Так что сектантские разделения бесполезны. Я посещал с нага-баба любые храмы.
Интервьюер:
Но на одной из Кумбха-мел, по – моему 150 лет назад, была даже кровавая битва между садху-шайвами и садху-вайшнавами, за право первыми войти в Ганг для главного омовения. Шайвы победили, наверное, потому, что у них были большие трезубцы…
Рампури Баба:
Да, было и такое. Вообще, садху, которых называют шиваитами, обычно более дикие и анархические. Вайшнавы в основном более “цивильные”, они хранят мир, как Вишну, в то время как миссия Шивы — разрушение, и садху подчас выступают как зеркало этих энергий.
(продолжение следует)
Источник: https://vk.com/@rampuri-baba