Великий мудрец Вьясадева — составитель Вед и изначальный духовный учитель
Шри Вьясадева считается изначальным гуру, духовным учителем нашей эпохи. Благодаря ему нам стало доступным всё учение Вед. Вьясадева является воплощением Личности Бога, наделённым особыми полномочиями. По своей беспричинной милости он низошёл в материальный мир, чтобы освободить падшие, утратившие память души, забывшие о любовном служении Господу, сделав доступными в письменной форме все ведические знания, которые до этого передавались только изустно. Он появился на свет, когда вторая эпоха (Двапара) перекрыла третью (Трета), то есть вторая эпоха наступила после третьей. Именно в эту эпоху (Двапара) в этот мир нисходит Сам Верховный Господь, что и явилось причиной некоторых изменений.
Отцом Вьясадевы был странствующий мудрец Парашара, автор первой пураны — Вишну-пураны. Парашара был внуком одного из семи великих риши — мудреца Васиштхи — и воспитывался у него, потому что его отец рано ушёл из этого мира. До рождения Вьясы Парашара совершил суровую аскезу, и Господь Шива дал ему благословение, что его сын будет великим мудрецом, равным Васиштхе, и прославится своими знаниями.
Матерью Вьясадевы стала Сатьявати, только тогда её звали Матьсягандха («пахнущая рыбой»). Она была дочерью правителя государства Чеди по имени Васу и рыбы, которая на самом деле была апсарой по имени Адрика. Сатьявати выросла как приёмная дочь в семье простого рыбака, но благородного человека по имени Дасараджа. У него была небольшая лодка, и когда Сатьявати достигла девичества, он поручил ей переправлять на этой лодке через Ямуну странствующих мудрецов. Как раз в это время Ямуну хотел пересечь Парашара Муни, величайший блюститель дхармы, и он сел в лодку Сатьявати. Когда она перевозила его через реку, сильное желание пробудилось в его сердце, и Сатьявати покорилась его воле.
Своими мистическими силами Парашара Муни создал остров посреди реки, и чтобы никто не смог их увидеть, обволок всё вокруг густым, непроницаемым туманом. По просьбе девушки он избавил её от исходившего от её тела неприятного рыбного запаха, даровав ей дивное благоухание, и с тех пор её стали называть Сатьявати. Девушка беспокоилась, как же она сможет вернуться к отцу, утеряв девственность, на что мудрец ответил: «Только роди моего ребёнка на этом острове среди Ямуны, и ты вновь станешь девственницей».
Парашара Муни знал, что у Сатьявати должен родиться святой сын, великий преданный слуга Верховного Господа. Так, в полной тайне, на острове родился мудрец, одно из имён которого — Двайпаяна, то есть «рождённый на острове». Так как он разделил единую Веду и записал эти знания так, чтобы все люди могли их легко понять, его также зовут Вьясой (составителем Вед) или Ведавьясой (разделителем Вед). Из-за сильной смуглости кожи и потому что он является воплощением Верховного Господа, его зовут также Кришной. После своего рождения Вьяса сразу же стал взрослым и ушёл вместе со своим отцом, пообещав матери, что придёт к ней, как только ей понадобится. Он обучался у четырёх Кумаров, Нарады и самого Господа Брахмы. Вьяса всегда был абсолютно честен, миролюбив, безгрешен и очень строг в подвижничестве.
Через время Сатьявати вышла замуж за царя Шантану и родила от него двух сыновей. Старший из них был убит в сражении, а младший — Вичитравирья — умер бездетным. Тогда Сатьявати призвала своего первого сына — Вьясу — величайшего из брахманов, постоянно занятого служением Господу, и попросила его зачать детей в утробах жён его брата Вичитравирьи — Амбики и Амбалики. Так как Вьяса вёл жизнь аскета, его вид был не очень приглядным, скорее даже — совсем неприятным. Амбика зажмурилась, и её сын Дхритараштра родился слепым. Амбалика побледнела, и её сын родился альбиносом, поэтому его назвали Панду («бледный»). Тогда Сатьявати попросила Вьясу зачать ещё одного сына в лоне Амбики, но та отправила вместо себя служанку, которая была спокойной и сдержанной. У неё родился здоровый ребёнок. Это был Видура — воплощение бога смерти и справедливости Ямы (Ямараджи, Дхармараджи).
Через время между сыновьями Дхритараштры (Кауравами) и сыновьями Панду (Пандавами) состоялась великая битва на Курукшетре, во время которой Верховный Господь рассказал «Бхагавад-гиту». После битвы и ухода Верховного Господа началась наша эпоха — Кали-юга.
Великий мудрец Вьясадева, будучи освобождённой душой, мог отчётливо видеть прошлое и будущее. Он предвидел будущие аномалии нашего века Кали (эпохи деградации), знал, что люди этой эпохи не будут обладать большим разумом, будут слишком сосредоточены на тленной материи, начнут пренебрегать своими обязанностями, в своём невежестве не будут способны понять, в чём заключается истинная ценность жизни, и обрести духовное знание.
Обладая знанием и трансцендентным зрением, Вьясадева также предвидел, что под влиянием Кали-юги всё материальное придёт в упадок. Деятельность материальной природы будет не так интенсивна, как раньше. Уже не будет таких урожаев зерна, фруктов и овощей, как в былые времена, коровы будут давать гораздо меньше молока. Из-за этого живым существам (людям и животным) — не будет хватать здоровой, дающей силы пищи. В результате этого продолжительность жизни людей будет сокращаться, их память и интеллект ослабнут, а ум станет беспокойным.
Находясь под влиянием века Кали, люди, в большинстве своём, будут неудачниками, не верящими в духовное знание, их будут постоянно беспокоить различные недуги. Зная всё это, великий мудрец Вьяса, очень милостивый к невежественным людям, погрузился в размышления о том, как помочь им, как вернуть падшие души домой, обратно к Богу. Он хотел позаботиться о том, чтобы они имели возможность совершенствоваться даже в этот век тьмы.
Вьясадева видел, что жертвоприношения, упомянутые в Ведах, являются средством, с помощью которого можно очистить деятельность людей. Но обыкновенному человеку очень трудно понять язык Вед и их содержание. Даже Брахме (творцу вселенной) потребовалось разъяснение, которое он и получил от Верховного Господа. Высшая цель ведического знания — Личность Бога, поэтому это знание доступно тем, кто обладает только качествами гуны благости. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, не в состоянии понять содержание Вед. В Сатья-югу все находились под влиянием гуны благости. В Трета-югу и Двапара-югу влияние гуны благости постепенно ослабевало, и люди деградировали. В настоящее время, Кали-югу, влияние гуны благости почти не ощущается. Поэтому Шрила Вьясадева разделил Веды на четыре части: Самаведу, Яджурведу, Ригведу и Атхарваведу, и преподнёс их в такой форме, чтобы люди века Кали, находящиеся, в большинстве своём, под влиянием гун страсти и невежества и не отличающиеся особым интеллектом, могли на практике следовать им.
Помимо этого, Вьясадева записал разъяснения к Ведам — Пураны, «Махабхарату», самхиты и другие произведения, известные как пятая Веда. Пураны и «Махабхарата» составлены на основе связанных между собой исторических фактов. Чтобы изложить «сливки» ведического знания, Вьясадева составил также «Веданта-сутру», или «Брахма-сутру». В пору же своей духовной зрелости по милости и наставлениям своего духовного учителя Шри Нарады Вьясадева составил комментарий к «Веданта-сутре» — «Бхагавата-пурану», или «Шримад-Бхагаватам». Именно изучение «Шримад-Бхагаватам» Вьясадева ставит превыше всего.
Когда Вьяса решил записать все Веды, он понял, что в одиночку, без помощника, он этого не сможет сделать. Тогда он обратился к Брахме с просьбой посоветовать, кого взять в помощники. Брахма сказал, что нужно попросить сына Господа Шивы — Ганешу, и Вьяса озвучил Ганеше свою просьбу записать под его диктовку Веды. Ганеша согласился, но при одном условии. Он сказал, что так как он является жителем высших миров, его время приёма пищи и сна отличается от человеческого, и если он станет придерживаться режима Вьясы — прерываться на сон и еду, то ему будет очень скучно. Поэтому Вьяса должен диктовать, не отвлекаясь на еду и отдых. Вьяса согласился, но тоже с оговоркой: Ганеша должен будет записывать мысли Вьясы только после того, как поймёт их смысл. На том и порешили.
Вьяса и Ганеша сидели в Гималаях на берегу реки Сарасвати в разных пещерах, значительно удалённых друг от друга, то есть общение между ними происходило на расстоянии. Ганеша отломал один свой бивень и писал им Веды. А Вьяса, когда ему нужно было поесть или поспать, диктовал настолько сложно и непонятно, что Ганеше приходилось брать паузу, чтобы обдумать смысл сказанного. Этого времени Вьясадеве как раз хватало, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Помимо Вед они записали «Махабхарату», Упанишады и Восемнадцать Пуран. Все ведические писания систематизированы определённым образом на благо падших душ. Цель ведических писаний — напомнить живым существам, что они являются неотъемлемыми частицами Господа и Его вечными слугами, и их долг — воспользоваться этими писаниями и выбраться из материального мира.
У Вьясадевы был ещё один сын — Шукадева Госвами, ставший его духовным наследником. Именно ему он передал все ведические знания. Шукадева Госвами, в свою очередь, изложил их Махарадже Парикшиту, внуку Пандавов, и мудрецам, присутствовавшим при этом, среди которых был Сута Госвами. В начале Кали-юги Сута Госвами передал это священное знание 88 тыс. мудрецов, которые собрались в священном месте — в лесу Наймишаранья. Сута Госвами сидел на возвышении (вьясасане), а мудрецы занимали пространство вокруг него, протяженностью в 15 км. Сута Госвами передавал им священное знание на протяжении тысячи лет, с помощью телепатии, а мудрецы в медитации усваивали это знание. Сидение, на котором сидят духовные учителя, до сих пор называется вьясасана — вьяса асана, то есть место Шри Вьясадевы.
Хотя формально Нарада Муни считается духовным учителем Вьясадевы, Шрила Вьясадева абсолютно независим ни от какого духовного учителя, потому что сам является духовным наставником каждого. Шри Кришна Двайпаяна Вьяса считается изначальным духовным учителем всех людей, а все последующие духовные наставники, если они способны в точности передать его точку зрения, являются его представителями. Однако, исполняя миссию ачарьи (того, кто учит своим примером), Вьясадева показывает, что любой, будь он даже самим Богом, должен принять духовного учителя. Чтобы направить всех людей к лотосным стопам Господа, Сам Господь в воплощении Вьясадевы описывает Свои трансцендентные игры.
Как и Нарада Муни, Вьясадева бессмертен, он до сих пор пребывает в этом мире. В нашем путешествии по святым местам Гималаев мы посещаем и пещеры Вьясы и Ганеши, которые находятся в деревушке Мана недалеко от священного Бадринатха, и места, где медитировали Парашара Муни и семь великих риши, и другие святые места, описанные в «Шримад-Бхагаватам», «Махабхарате» и Пуранах. Присоединяйтесь к нам! Программу вы найдёте здесь.
Автор статьи — Светлана Межакова©.
При написании статьи использовались материалы из «Махабхараты», «Шримад-Бхагаватам» и др.