Экхарт Толле. “Сила момента сейчас”. Интервью.
Экхарт Толле — писатель и философ. Один из современных западных духовных учителей. Автор бестселлера «Сила момента сейчас». Эта книга была впервые издана в 1997 году тиражом 3000 экземпляров, а в 1999 году была издана большим тиражом.
Опра: В начале “Сила момента Сейчас”, вы описываете, как в 29 лет вы хотели покончить жизнь самоубийством, и как вы думали: “Я не могу больше жить с самим собой…. А потом вдруг я осознал, что эта мысль была своеобразной. Я один или нас двое? Если я не могу жить с собой, должно быть нас двое: это «Я» и «сам», с кем «Я» не может жить. Может быть… только один из них является реальным”.
Экхарт: Совершенно верно. Большинство людей не знают, что у них в голове есть маленький мужчина или женщина, который продолжает говорить и говорить, и с которыми они полностью отождествляются. В моем случае, и в случаях многих людей голос в голове является преимущественно несчастным. Таким образом, есть огромное количество негатива, который непрерывно генерируется при помощи этого бессознательного внутреннего диалога.
Опра: Что случилось, что позволило вам осознать это?
Экхарт: Однажды ночью, в тот момент, на который вы указывали раньше, произошло разделение между голосом, который был непрекращающимся потоком мышления и чувством себя, который отождествляется с этим голосом, и более глубокого чувства себя, что я позже признал как само сознание, а не то, чем сознание становится через мышление.
Опра: Когда вы поняли, что голос в голове был отдельным от осознания, это шокировало вас?
Экхарт: Да, именно так. Я сразу не понял этого до конца. На следующий день я просто осознал, что внезапно стал умиротворенным. Было глубокое чувство внутреннего спокойствия, хотя внешне ничего не изменилось. Таким образом я понял, что что-то необыкновенное случилось. Спустя некоторое время после этого преобразования, я разговаривал с буддийским монахом, который сказал, что Дзен — это очень просто: Вы больше не полагаетесь на мысли; вы выходите за пределы мышления. Только тогда я понял, что случилось со мной. Все то несчастье, которое генерировало повторяющееся мышление больше там не было.
Опра: Откуда приходит наша идентификация с этими мыслями и этим голосом в наших головах?
Экхарт: Чувство себя, которое является производным от нашего мышления — которое включает в себя все воспоминания, обусловленность и чувство себя — носит концептуальный характер, и является производным от прошлого. Для людей важно осознать этот голос, который происходит внутри них постоянно, и это всегда прорыв, когда люди осознают, «Вот все мои привычные, повторяющиеся, негативные мысли, и вот я здесь, который знает, что эти мысли проходят через мой голову». Идентификация внезапно нарушается. Для многих людей таким образом происходит первый настоящий духовный прорыв.
Опра: Какая она духовность?
Экхарт: Я понимаю это не как веру в это или то, но, как выход из идентификации с потоком мышления. Вы вдруг обнаруживаете, что есть еще одно измерение, которое находится глубже, чем мысли внутри вас
Опра: И что же это?
Экхарт: Я называю это тишина. Это осознанное присутствие, которое не имеет ничего общего с прошлым или будущим. Мы также можем назвать это «пробуждением». Вот почему многие духовные традиции используют термин пробуждение. Вы просыпаетесь из этого сна мышления. Вы становитесь присутствующим.
Опра: В вашей книге “О чем говорит тишина” много написано об осознанности. Мне очень нравится вот эта строка: «Когда вы замечаете этот голос, то вы понимаете, что, вы не есть этот голос — мыслитель — но тот, кто осознает его»
Экхарт : Совершенно верно. Поток мышления связан с прошлым. Все ваши воспоминания, реактивные модели поведения, старые эмоции и так далее, все они являются частью этого, но это не то, кто вы есть. Это удивительная реализация. Конечно, ум может потом сказать: «Ну что ж, скажи мне тогда, кто я».
Опра: Это многозначительный вопрос. И какой же ответ?
Экхарт : Ответ на этот вопрос не может быть определен через мышление или ментальные ярлыки или определения, потому что он находится за пределами этого. Это само чувство бытия, или присутствия. Оно проявляется, когда вы осознаете настоящий момент. В сущности, вы и то, что мы называем настоящим моментом являются, на самом глубоком уровне, одним целым. Вы сознание, из которого все исходит; каждая мысль выходит из этого сознания, и исчезает обратно в нее. Вы осознанность, осознанное пространство, и все ваши чувственные восприятия, мышление и эмоции приходят и уходят в это осознанное пространство.
Опра: Вы часто характеризуете мышление как страшный недуг, или даже болезнь, которая является самым большим препятствием для момента сейчас. Но разве не мышление делает нас людьми? Разве не этим мы отличаемся от животных?
Экхарт: Да, и мышление может быть мощным и прекрасным инструментом. Оно становится несчастьем только если мы берем наше чувство того, кто мы есть от этого сна мышления. В этом случае, вы постоянно проговариваете себе, что я называю «историю меня». Для многих людей это несчастная история, так что они всегда останавливаются на прошлом. Это дисфункциональное и несчастное состояние.
Опра: Мы живем в мире, где большинство людей считают, что они это их история. «Я родился в этой семье, здесь я был воспитан, это те вещи, которые случились со мной, и это то, что я сделал». Если вы не являетесь историей, то кто тогда вы?
Экхарт : Это очень хороший вопрос. Вы не можете отрицать, конечно, что существуют эти события; личная история имеет свое место, и это должно учитываться. Это не является проблемой до тех пор, пока вы не станете полностью теряться в этом измерении. Вот как вы испытываете свое прошлое? Как воспоминания. И каковы эти воспоминания? Это мысли в вашей голове. Если вы полностью отождествляетесь с этими мыслями в вашей голове, то вы находитесь в ловушке вашей прошлой истории. Таким образом, это тот, кто вы есть? Или вы больше, чем ваша личная история? Когда вы выходите из идентификации с этим, и осознаете, в первый раз, что вы на самом деле являетесь присутствием, которое находится позади мышления, то вы сможете использовать мысль, когда это будет полезно и необходимо. Но вы никогда больше не будете одержимы мыслящим умом, который затем становится полезным слугой. Если вы никогда не выходите за рамки мыслящего ума и нет чувства пространства, то это создает непрерывный конфликт в отношениях.
Опра: Расскажите подробнее о том, что такое пространство.
Экхарт: Это пространственность, осознанное присутствие, которое вы привносите в любые отношения. Например, когда вы слушаете вашего партнера или друга или даже знакомого, можете ли быть там как осознанное пространство, которое слушает? Или, в то время как другой человек говорит, вы постоянно думаете, подготавливаясь к тому, что вы собираетесь сказать? Вы судите и оцениваете то, что вы слышите, или вы можете быть там в качестве пространства для другого человека? Я бы сказал, что это самый большой подарок, который вы можете дать кому-то. Это особенно важно для родителей и детей, но также и в интимных отношениях. Можете ли вы слушать другого человека в этом простом состоянии бдительности, при котором вы не судите то, что слышите? Если вы можете, то вы там как присутствие, а не как человек. Вы не навязываете ментальные ярлыки, суждения или определения на другого человека. Это глубокий уровень осознания.
Опра: Те, кто все еще ходит с этой идеей разделения себя от этого голоса в наших головах, каким образом они станут пространством, которое не судит?
Экхарт: Вы можете пригласить его, привнося больше бдительности в настоящий момент в вашей жизни. Например, я рекомендую, чтобы люди привносили осознанное присутствие в повседневную деятельность, которую они обычно ведут неосознанно. Когда вы моете руки, когда делаете себе чашку кофе, когда ждете лифт — вместо того, чтобы предаваться мышлениям, используйте эти ситуации, чтобы быть там как спокойное, бдительное присутствие.
Опра: Да. Например, когда люди принимают душ по утрам, то они скорее всего находятся не в душе; они думают о том, когда они будут в офисе, что они должны делать в этот день, и о составлении списков вместо того, чтобы чувствовать воду, оставаясь в настоящем моменте.
Экхарт: Совершенно верно. Заполните эти пробелы в вашей повседневной жизни, как можно больше. Когда вы попадете в свой автомобиль, закроете дверь, то по-будьте там в течение всего лишь полминуты. Дышите, почувствуйте энергию, которая находится внутри вашего тела, посмотрите на небо, деревья. Ум может сказать вам, у меня нет времени. Но это ум говорит с вами. Даже самый занятый человек может найти свободное время длительностью хотя бы 30 секунд.
Опра: Книга “Сила момента Сейчас” спасала меня много, много раз. На самом деле сегодняшний день был один из самых беспокойных. Я только что вернулась из Африки. Сна у меня не было, и я проснулась утром, размышляя: “Боже мой, сколько стресса меня сегодня ждет”. Но я отпустила это и подумала, что лучше я буду присутствовать в сейчас. В этот день я записала на пленку четыре телевизионных шоу, и был очень рада поговорить с вами, но я все время говорила себе: “Не думай о том, как многие других вещей тебе необходимо сделать. Просто присутствуй в сейчас. И это то, что привело меня к концу дня.
Экхарт: Это непрерывная переориентация на то, что действительно имеет значение — что самое главное в жизни каждого, что является настоящим моментом. Люди не понимают, что сейчас это все, что когда-либо было; нет ни прошлого, ни будущего, кроме как память или ожидание в вашем уме.
Опра: Но это то, что раздражает меня: В книге “Сила момента Сейчас” вы говорите, что прошлого нет. Но прошлое должно быть, потому что в нем находятся все наши воспоминания, через него мы определяем себя.
Экхарт: Никто не может спорить с тем, что есть такая вещь, как время. Мы использовали время, чтобы встретиться здесь с вами, иначе это было бы трудно сделать.
Опра: Верно. Мы договорились на это время, и мы здесь, потому что это сейчас.
Экхарт: Да. Так что время является тем, без чего мы не можем обойтись. Мы могли бы даже сказать, время это то, что доминирует во всей этой жизни, которую мы проживаем здесь, поверхностный уровень реальности. Эта жизнь находится полностью во власти времени, которая является прошлым и будущим в непрерывном потоке. Люди смотрят на время в надежде, что оно в конечном итоге сделает их счастливыми, но вы не можете найти истинное счастье, глядя в будущее. Это было уже сказано. Есть два способа быть несчастным: первый это когда вы не получаете того, чего хотите, а другой — получаете, чего хотите. Если вы думаете что это, та, или другая какая-либо вещь сделает вас счастливыми, когда вы получите то, что вы хотели, вы снова фокусируете свое внимание на следующем моменте — и никогда не бываете в этом моменте, а это все, что у нас есть.
Опра: Есть еще одна вещь, которая изменила меня, когда я читала “Сила момента Сейчас”: Вы написали, что весь наш стресс основан на думании о том, что произошло в прошлом или должно произойти в будущем, и что не имеет никакого значения какой кризис происходит в вашей жизни, если вы в состоянии сделать глубокий вдох и посмотреть на то, что происходит сейчас, в этот момент, то с вами все в порядке
Экхарт: Совершенно верно. Многие люди идентифицируют свое чувство себя с проблемами, которые они имеют, или думают, что они у них есть. В качестве теста реальности, я спрашиваю людей: «Какая проблема у вас есть в этот момент? Не через час или завтра, но проблема, которая есть у вас сейчас?» Иногда, они вдруг просыпаются, когда слышат этот вопрос, потому что они понимают, что в тот момент у них нет проблем.
Опра: Может быть, в этот момент, во время лекции с вами, да — но что, если вы находитесь в опасной ситуации в настоящий момент? Есть проблема! Что тогда?
Экхарт: Если возникает опасность в настоящий момент, то может присутствовать эмоция. Там может быть даже боль. Но это трудность, не проблема. Чтобы проблема существовала, вам необходимо время и повторяющаяся умственная активность. В опасной ситуации, у вас нет времени, чтобы превратить трудность в проблему. Поэтому, когда люди спрашивают, как они могут преодолеть свои проблемы, я советую им, чтобы они входили в настоящий момент и смотрели, какая проблема существует сейчас. И они всегда вынуждены признать: «Сейчас у меня действительно нет проблемы.» Даже люди, отбывающие пожизненное наказание в тюрьме написали мне: «Я понял, ваше послание, и стал свободным». Они свободны внутри.
Опра: Хорошо, а что, если вы не находитесь в опасной ситуации, но существуют нормальные, повседневные проблемы? У меня есть много таких проблем, которые крутятся вокруг меня прямо сейчас.
Экхарт: Начните с входа в настоящий момент, и таким образом вы обнаружите, что это пространство, в котором проблемы не могут выжить. В этот момент, вы соединяетесь с более глубоким интеллектом, чем обусловленный мыслящий ум. Это то место, откуда происходят интуиция, творчество, знания и мудрость. Убедитесь, что вы не находитесь в состоянии негатива в настоящий момент, потому что вы можете принять меры на основе негатива, например, вы можете чувствовать гнев по поводу того, что не имеете много денег. Вы очень усиленно работаете, и через несколько лет вы становитесь богатым. Но все это действие загрязнено негативом, если оно выходит из гнева, и это создаст дополнительные страдания для вас и для других.
Опра: Как вы можете изменить это?
Экхарт: Наблюдайте то, как вы относитесь к этому моменту. Когда вы делаете это, то, что вы действительно спрашиваете: Какие у меня отношения с жизнью? Настоящий момент- это ваша жизнь. Больше нигде и никогда. Таким образом, независимо от того, в какой вы ситуации находитесь, когда вы сонастраиваете себя с настоящим моментом, то вы сразу находите что-либо, чему вы становитесь благодарны. Благодарность является неотъемлемой частью бытия. Когда вы идете глубоко в настоящий момент, благодарность возникает спонтанно, даже если это всего лишь благодарность за дыхание, за живость, которую вы чувствуете в вашем теле. Благодарность сразу появляется, когда вы признаете живость настоящего момента; это является основой успешной жизни. После того как вы сделали настоящий момент вашим другом через открытость и принятие, ваши действия будут вдохновлены, умны, и полны сил, потому что сила самой жизни будет течь через вас.
Опра: Даже если то, что происходит в этот момент доставляет вам неудобство?
Экхарт: Да, даже если ум осуждает этот момент как отрицательный. Иногда ум может скажет вам, что нет смысла даже пытаться. Но вы не должны верить каждой мысли, которая возникает у вас в голове.
Опра: Вы практикуете это все время? Вы всегда находитесь в сейчас?
Экхарт: Да. Иногда, если, например, я вижу, что кто-то кому-то причиняет боль, то на короткое время может возникнуть гнев, и затем пройти. Но этот сигнал не ссылается в мозг, и не создает огромное количество бесполезного мышления. Эмоции могут приходить и уходить, но я нахожусь в состоянии уступания тому, что есть, потому что то, что происходит это уже имеет место. Вы действительно не можете внутренне спорить с тем, что есть; если вы делаете это, то страдаете.
Опра: Но если вы принимаете все, что происходит, не оставляет ли это вас бесстрастным на всю жизнь?
Экхарт: Нет. На самом деле, вы более живые, когда вы внутренне согласованы с настоящим моментом. Вы отпускаете это внутреннее сопротивление, которое на эмоциональном уровне является негативом и на ментальном уровне это суждение и жалобы. Люди имеют огромное количество жалоб, которые проходят через их ум. Некоторые даже делают это вслух.
Опра: И обычно они жалуются на то, что произошло в прошлом.
Экхарт: Или, что должно было произойти, но не произошло. Эти методы отрицания настоящего момента. Это состояние является сильно дисфункциональным, потому что вы в основном отрицаете саму жизнь. Нет жизни вне сейчас.
Опра: Хорошо, но тогда каким образом нам строить планы на будущее? Нам всем сказали, что мы должны строить планы, и не быть пассивными касательно этого
Экхарт : Да, и планируя будущее, вы не должны терять себя в будущем. Вопрос лишь в том, что вы или используете время на практическом уровне, или вы теряете себя в будущем. Если вы думаете, что, когда вы возьмете отпуск, или найдете идеального партнера, или получите лучшую работу или более хорошее место, чтобы жить или что бы там ни было, и что тогда вы наконец будете счастливыми, тогда вы теряете себя в будущем. Это непрерывная ментальная проекция от сейчас. Вот в чем разница между часовым временем, которое имеет свое место в этом мире, и психологическим временем, которое является непрерывной одержимостью прошлым и будущим. Здесь должен иметь место баланс между тем, чтобы иметь дело с вещами в этом мире, который включает в себя время и мышление, и не оказаться здесь в ловушке. Существует более глубокое измерение в вас, которое находится за пределами этого потока времени и мышления, и это внутренняя тишина, умиротворение, глубокое и яркое чувство жизненности. В этом состоянии обычно присутствует сильное влечение к жизни.
Опра: Ничего себе. Это то, что мы ищем здесь! Книга «Сила момента Сейчас» является одной из самых поучительных книг, которые я когда-либо имела честь прочитать. Почему вы считаете, что необходимо написать следующую книгу “О чем говорит тишина”?
Экхарт: После того, как книги выходили, учение годами продолжало развиваться; у меня появлялись некоторые новые взгляды на основную истину. Кроме того, у меня уже было много того, что можно было сказать о том, что блокирует новое сознание в большинстве из нас; и один из способов описать это, является человеческое эго.
Опра: Это моя любимая вещь, о которой я люблю говорить. Как эго блокирует сознание?
Экхарт : Ну, во-первых, мы должны четко понимать, что такое эго. Это не просто эгоизм или высокомерие; эго является идентификацией с потоком мышления. Начало эго описывается в Ветхом Завете в известным рассказе о яблоке: Адам и Ева съели плод дерева познания, и они потеряли это состояние, которое в Библии называется как Рай; они потеряли более глубокий состояние соединенности. Я не думаю, что это было так быстро, как это описано в Библии. Для меня это история о становлении способности думать, судить: это хорошо, это плохо. И я считаю, что прошло очень много времени, чтобы мышление усилилось, пока люди не достигли той точки, где они уже извлекали все свое чувство себя, кто они есть из потока мышления, сущности, состоящей из воспоминаний, прошлой обусловленности, и ментальных концепций. Это эго, с которым люди отождествляют себя.
Опра: В своей последней книге «Новая Земля», вы пишете, что эго является не более чем идентификацией с формой — физические формы, мыслеформы, эмоциональные формы — и если зло имеет какую-либо реальность, то его определение будет следующим: полное отождествление с формой.
Экхарт: Совершенно верно.
Опра: И что это приводит к полной неосознанности, связи как с любым другим человеком, так и с источником. И это забвение является первородным грехом. Когда я прочитала, я подумала, что вы правы. Каждое злостное действие или грешное дело, которое мы слышали совершается в связи с полной рассоединенностью, отсутствие понимания того, что это существо, по отношению к которому я пытаюсь применить насилие является человеком.
Экхарт: Да, живя через ментальные определения того, кто вы есть, вы уменьшаете свою чувствительность к более глубокой жизненности того, кто вы есть на самом деле за пределами своих мыслей. После чего возникает концептуальная отождествленность: я то или это. После того, как вы попали в ловушку собственной концептуальной отождествленности, основанной на мышлении, то вы делаете то же самое и по отношению к другим. И здесь вы начинаете осуждать другого человека, а затем вы верите, что ваши осуждения являются правдой. И это начало уменьшения вашей чувствительности к тому, кто в действительности есть человеческое существо.
Опра: В Новой Земле вы также писали о том, как мы отождествляемся с ярлыками, и чем более эксклюзивнее ярлык, тем больше мы отождествляем себя с ним.
Экхарт: Каждое эго хочет быть особенным. Если оно не может быть особенным, и быть выше других, то оно вполне оказывается довольным будучи особо несчастным. Кто-то скажет: «У меня болит голова», а другой говорит: «Я страдал от головной боли в течение нескольких недель. «Люди на самом деле соревнуются на предмет того, кто больше несчастен! Если вы видите в себе, что существует неосознанная необходимость быть особенным, то вы уже свободны.
Опра: А как на счет других моделей поведения?
Экхарт: Эго хочет быть правым все время. И оно любит конфликт с другими. Оно нуждается во врагах, потому что оно определяет себя, подчеркивая других, как различных. Это делают нации, это делаю религии. Если вы отождествляете себя с одной конкретной религией, то вам необходим неверующий – другой – чтобы чувствовать свое собственное чувство идентичности сильнее.
Опра: Вы объяснили это тем, что это начинается, когда еще только ребенок впервые тянется к игрушке. И если игрушка отнимается или не дается, то они говорят: «Нет, это мое».
Экхарт: Это начало отождествления с вещами.
Опра: А затем происходит то, что мы все вырастаем и игрушки у нас становятся большими.
Экхарт: Да, эго – это всегда отождествление с той или иной формой, которые могут быть владением – мой дом, моя машина и так далее. Ваше чувство того, кто вы есть, находится в этом предмете. И если эта вещь затем критикуется со стороны кого-то другого, то вы защищаете это или становитесь агрессивным, потому что ваше чувство себя находится под угрозой. Есть и другие формы отождествления; мнения являются умственными формами. «Я прав» – подразумевает, конечно, что кто-то другой должен быть неправым.
Опра: Но скажите мне следующее: Пока мы находимся в этой человеческой форме, мы должно быть нуждаемся в эго, иначе мы бы эволюционировали бы из него.
Экхарт: Мы эволюционируем из него сейчас. Эго было здесь в течение тысячи лет, и это означает, что оно имеет свое место в эволюции человечества. Но, наша способность все больше и больше думать усиливается. Так что, постепенно мы стали настолько отождествленными с мышлением, что потеряли более глубокую соединенность с жизнью – с раем. Я считаю, что мы сейчас находимся на стадии эволюционного перехода, где появляется гораздо больше людей, чем когда-либо прежде, которые в состоянии выйти за пределы эго в новое состояние сознания.
Опра: Вы сказали, что мы сталкиваемся с очень суровым и сложным выбором — эволюционировать или умереть.
Экхарт: Это та точка, где эволюция сознания, пробуждение человечества является уже не роскошью. Результат дисфункционального эго в настоящее время усиливается технологиями. Что мы делаем для себя, для наших собратьев, и по отношению к планете становится все более и более разрушительным и катастрофическим.
Опра: Да. У меня был разговор с Эли Визель, и он говорил, что этот век будет известен как Больной Век из-за нашей способности делать самые больные, самые злые вещи друг другу. И вы правы: Технологии это еще большие бомбы и боеприпасы, которые могут убить из более далеких расстояний.
Экхарт: Иногда люди спрашивают меня, все идет к лучшему или хужему. И мой ответ таков: на данный момент присутствуют обе тенденции: вещи становятся одновременно и лучше, и хуже. Сейчас существуют два потока: Один поток является старым, непросвещенным, эгоистическим сознанием, которое продолжается до сих пор. И вы видите это, когда смотрите новости. Другой поток это – мы, которые сидим здесь, сейчас и говорим. Я не говорю, что мы особенные, но тот факт, что мы адресуем это, и что многие, многие люди читают это, и что это что-то значит для них, означает, что здесь существует другой поток, и это – поток пробуждения человечества. На данный момент присутствуют обе тенденции.
Опра: Как мы можем не позволять себе быть во власти эго? Я знаю, что этот процесс длительностью в жизнь, но что мы можем начать делать уже сегодня?
Экхарт: Эго не может выжить в тишине, так что приглашайте тишину в вашу жизнь. Это не значит, что тишина это то, что вы получаете извне; это осознание того, что под потоком мышления у всех уже существует эта тишина.
Опра: Значит вам не придется ехать на Гавайи и сидеть там на вершине горы.
Экхарт: Нет, и вам не придется ничего делать, чтобы создать его, потому что это уже есть. Посмотрите очень глубоко в себя и вы обнаружите свое чувство «я» — ваше чувство себя. Это «я» связано с тишиной. Самим собой вы будете только, когда вы находитесь в тишине. Вы можете пригласить тишину в вашу жизнь, сделав несколько осознанных вдохов много раз в течение дня. Просто наблюдайте дыхание, которое втекает и вытекает. Другим способом является почувствовать живость вашего тела изнутри. Спросите, есть ли жизнь в моих руках? А потом вы это чувствуете. Это тонкое ощущение, но оно есть. Есть ли жизнь в ногах, руках? Вы можете чувствовать, что все ваше внутреннее тело пронизано чувством жизненности, и это может послужить в качестве якоря для поиска тишины. Это не значит, что вы выключаетесь полностью от внешнего мира. Она приносит равновесие в вашу жизнь между тем, чтобы быть в тишине, и тем, чтобы иметь дело с вещами этого мира.
Опра: Это нахождение пространства между ними.
Экхарт: Совершенно верно. И вы, также, можете осознавать короткие промежутки пространства тишины между двумя мыслями. Когда вы осознаете это, то оно становится немного больше. Так что, затем у вас уже будет более длительный промежуток тишины.
Опра: Но если вы осознаете такое продолжительное время, что начинаете думать об этом, то вы его теряете.
Экхарт: В тот момент, когда вы говорите: «О, смотрите, я не думаю!» вы думаете снова.
Опра: Что вы имели в виду, когда писали в книге «О чем говорит тишина»: «Посмотрите на дерево, цветок, растение. Как они глубоко укоренены в Бытии. Позвольте природе научить вас тишине»?
Экхарт: Когда вы смотрите на дерево, просто будьте там как бдительное присутствие, которое воспринимает дерево. Природа очень полезна для людей, которые хотят соединиться с тишиной. Искусственные вещи генерируют больше мышления, потому что они сделаны через мышление. Выходите на природу. В конечном счете вы можете поддерживать состояние тишины даже в центре города. Мне очень нравится ходить вдоль оживленных улиц с адским шумом и людьми, которые суетятся вокруг, и чувствовать глубокое чувство тишины на заднем плане.
Опра: Это называется присутствовать в этом мире.
Экхарт: Да, это именно это.
Опра: Вы сказали, что духовность не имеет ничего общего с тем, во что вы верите, но это все, что касается вашего состояния сознания.
Экхарт: Это тишина, которая является духовным измерением.
Опра: Вера во что-то также не является духовной?
Экхарт: Нет, потому что вера это мысль. Мысль сама по себе не является духовной, хотя иногда она может быть полезна в качестве указателя. Если мы говорим, «Найти тишину, которая уже внутри вас», это мысль, но она указывает на то, что находится за ее пределами.
Опра: В конце книги “Новая Земля” вы говорите, что основой для новой земли является новое небо, пробужденное сознание.
Экхарт: Да. Это – замечательная вещь. Иисус сказал: «Небо не приходит приметным образом. Это уже внутри вас»
Опра: Тишина.
Экхарт: Да.
Опра: Вы думаете, что когда-нибудь можно будет спокойно жить в сейчас, или это слишком высокая цель?
Экхарт: Вместо того, чтобы спрашивать, будете ли вы когда-либо свободными, потому что «когда-либо» является огромным количеством будущего времени, спросите, можете ли вы быть свободными в этот момент. Единственное место, где вы можете или должны быть свободными является этот момент. Не остальная часть вашей жизни. Только сейчас.
Источник: http://meditation-portal.com/ehkkhart-tolle-i-opra-intervyu/