Отец Анцибор о йоге и об Ангелах – Хранителях
Автор: Мария Московская, редактор
«Нет любви, значит, нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками!»
(Петр Мамонов, актер, музыкант)
Недавно мне посчастливилось пообщаться с очень интересным православным священником, бывшим представителем Элладской Православной Церкви в Греции, – Отцом Владиславом Анцибором. Он является не только настоятелем храма святителя Николая на Коломяжском проспекте г. Санкт-Петербурга, ведет богослужебную и пастырскую деятельность на вверенном ему приходе, но и занимается пропагандой трезвости, здорового образа жизни и покровительствует зоозащите.
Отец интересуется духовными практиками Востока, ведет свою страничку в социальной сети и с удовольствием общается с представителями разных конфессий. Общение с этим батюшкой глубокого воодушевило меня и наполнило такой радостью, что я спешу поделиться ею с дорогими читателями «Материи мысли».
-Отец Владислав, как Вы пришли к выбору своего жизненного пути?
-Как и большинство людей, в раннем детстве я иногда входил в состояние спонтанной молитвы. Притом среда, в которой я жил отнюдь не была формально религиозной. Просто порой, ощущая вне себя некое «Присутствие», я решал с «Ним» свои вопросы. Обычно все начиналось со слов: «Бог, если ты есть…» Затем я просил защиты или помощи в делах. А завершалось всё определенными обещаниями с моей стороны, которые я почему-то забывал исполнять. Это был интуитивно-сердечный период богообщения.
Примерно к одиннадцати годам во мне пробудился страстный интерес ко всему таинственно-духовному. Основным источником духовных знаний для меня в те годы стала атеистическая литература. В ней я игнорировал агрессивно-критическую составляющую, выуживая позитивные сведения. Господь также наставлял меня через «голоса», но не те голоса, что раздаются в головах психически нездоровых людей, а «голоса» из радиоприемника, транслировавшего различные религиозные программы. Впоследствии я привлекся нектаром Учения Христа, принял крещение в православной церкви, в которой и начал своё служение.
-Что Вы можете сказать о православии в России и Греции?
-Имея общую догматическую платформу и единый литургический Устав, поместные православные церкви живут в мире местных обычаев и традиций. И хотя эти внешние традиции очень отличаются друг от друга, многие «верующие» абсолютизируют именно своё, относясь с недоверием к практике своих православных собратьев. Мне кажется, что глубже познать православие можно, взяв в кавычки фольклорную составляющую и принимая во внимание только то, во что верили «все – всегда и везде». То есть во всех православных церквях, во все эпохи существования церкви. Тогда местные обычаи будут не помехой в общении, а украшением вселенского Православия.
-Как ведут себя греческие прихожане?
-В приходской жизни греки ведут себя спокойно, раскованно, сидят во время большей части богослужения. Русские воцерковленные люди считают такое поведение греков в храме неблагочестивым, ведь у нас господствует дух трепетного благоговения или даже «гиперблагоговения». Даже маленькие девочки стоят в наших храмах в платочках с видом кающихся грешниц.
-Да, почему-то в наших церквях надо по умолчанию иметь скорбный вид.
-Мне часто приходилось объяснять своим прихожанам, что священники и миряне Элладской Церкви ведут себя раскованно оттого, что находясь в храме, ощущают себя как дома, рядом с отцом и матерью, в среде близких людей, а не как на приеме у некоей высокопоставленной особы, решающей твою вечную участь. Зато греки, побывавшие на наших богослужениях, восторженно восклицают: «кИта, кИта ти тАкси пу Инэ» (гляди, гляди какой порядок)!
Я бы сказал, русская традиция – это греческое растение, селектируемое в оранжерее. Оно может быть более красивым, чистеньким и ровненьким, поскольку садовод четко следует специальным канонам. Но растение это оберегают от внешнего мира и многочисленных опасностей.
-В том числе, влияния других религий и духовных учений… А каково отношение церкви к йоге?
-Возможно, это прозвучит странно, но именно к йоге церковь никак не относится. Я не знаю авторитетных канонов, которые прямо бы одобряли или запрещали йогу. Другое дело – преобладающая часть духовенства и воцерковленные миряне. В этой среде отношение – резко негативное, даже если речь идёт только о внешнем выполнении асан согласно Патанджали или хотя бы их элементов…
Я думаю, что за всяким негативом и отрицанием стоит страх перед неправославными духовными практиками. О серьёзном же изучении духовных аспектов различных направлений йоги в церковной среде в настоящее время не может быть и речи. В то же время мне встречается много людей, которые, исповедуя православие, хорошо ориентируясь в церковной истории и богословии, проявляют интерес к восточным духовным практикам. Что же касается, например, бхакти-йоги, то многие аспекты преданного служения органично соотносятся с христианской аскетикой.
-Принять себя, принять другого – это же так важно. Даже если он «не такой».
-Да, и я прогнозирую в недалеком будущем, с одной стороны, большую консолидацию консервативных сил, ведущих к духовной самоизоляции и тоталитаризму в общении, с другой стороны – увеличение числа сторонников религиозной толерантности, которые будут стремиться к деятельному общению с представителями других конфессий при условии сохранения, изучения и развития собственных духовных традиций. Это закон психологического взросления и духовной эволюции человечества.-Что значит быть настоятелем храма?
-Настоятельство в храме – это особое служение, которое хотя и весьма почетно, требует больших душевных и физических затрат. На вверенном тебе приходе ты надзираешь и отвечаешь перед священноначалием практически за все. Организация и проведение богослужений, деятельность прихода в духовно-просветительской сфере, работа с детьми и молодежью, социальное служение и многое другое. Всё это регламентируется разнообразными циркулярами и рекомендациями из «центра».
Кроме того, настоятель является юридическим главой организации, а значит, должен взаимодействовать с различными органами государственной власти. В отношении служителей храма ты – руководитель. Порой приходится проявлять определенную строгость: это мне дается с трудом. Понятно, что вся эта внешняя административная деятельность отнимает время и силы, необходимые для внутренней работы и личной духовной жизни. Есть, правда, один секрет. Можно воспринимать всю рутину как служение и приношение Богу. Подобное отношение может одухотворить все материальное в жизни и «профанное» превратить в сакральное.
-Как проходит Ваша пастырская деятельность сегодня?
-Моя пастырская деятельность началась в шестнадцать лет, когда я работал чабаном (пастухом овец) на Северном Кавказе. По-моему, я был не очень радивым пастухом (смеется). Но если говорить серьёзно, то пастырство – это служение, к которому призван каждый священник, вне зависимости от своего административного положения.
-«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
-Да, ведь именно Иисус Христос явил нам образ Доброго Пастыря, и именно Он является «Пастыреначальником». В определенный момент необходимо осознать, что ты всего-навсего – пустой, часто немощный сосуд, который может наполнить добром только Создатель. Ты – орудие в руках Божиих. Все благое в тебе – не заслуга твоего «эго» или «ума», а проявление Бога. И если ты подчистишь себя от ментальных нечистот, оставленных эгоизмом, потеснишь гордыню и самость, то благодать Божия сможет действовать через тебя.
-Нашему горделивому уму бывает неприятно это осознавать.
-Да, хочется себя считать благим делателем. Но ты как водопроводная труба: если через тебя протекает чистая жидкость, то она тебя не только не загрязняет, но делает чище. Если же ты вдруг стал канализационной трубой, да еще пытаешься все держать в себе, то обрастание нечистотами изнутри тебе обеспечено.
-С каким душевным «багажом» приходят к Вам люди?
-Служа на приходе, я вижу и чувствую, насколько нам сегодня не хватает любви и тепла. Приходя в храм, люди думают найти утешение здесь, но бывает, что и не находят. Поэтому я учу своих прихожан и духовных чад проявлять благость, любовь и свет в этом мире. Мы пытаемся заметить, благословить и поддержать каждого.
Случается, что верующие очень обижаются, когда их добрые поступки не встречают благодарности. Действительно, нередко люди отвечают злом на добро и хамством на вежливость.-Легче ли стало проповедовать людям теперь, чем лет 10 назад, например?
-Однозначно легче. Сегодня не приходится заниматься ликбезом: люди имеют доступ к духовной информации и литературе любого уровня. Необходимо лишь определить их место в системе этого духовного самообразования. Дальше мы можем определить наше «место встречи» и проделать дальнейший духовный путь совместно, на принципах внутренней свободы, добровольности и ненасилия. Но если считать проповедью имплантацию в сознание другого человека копии своего мировоззрения, то такая проповедь становится с каждым годом затруднительней. Я предвижу проблемы, с которыми столкнутся в ближайшем будущем проповедники, не выработавшие в себе внутреннее смирение и эмпатийность. В условиях быстрой смены технологических и мировоззренческих эпох, характерной нашему времени, духовным лидерам требуется особая гибкость мышления и широта восприятия.
-Тогда межконфессиональная дружба – реальность или утопия?
-На уровне общения простых людей, представляющих различные конфессии, это уже реальность. Общение церковных лидеров с теми, кого они называют «сектантами», сегодня невозможно. Но давайте вспомним католическую церковь с кострами инквизиции в недалеком прошлом и посмотрим, как изменилось мировоззрение католиков после Второго Ватиканского Собора. На вопрос о том, как церковь должна относиться к ценностям, имеющимся в других религиях, собор отвечает:
«…Она увещает своих чад, чтобы они с благоразумием и любовью, через диалог и сотрудничество с последователями иных религий…признавали, охраняли и продвигали находящиеся у тех духовные, нравственные и культурно-социальные ценности» (Nostra Aetate, 2).
-Как узнать своего Ангела-Хранителя?
-А надо? (смеется)
-Ум очень хочет!
-Ну, тогда не обойтись без некоторых рассуждений (смеется). Учение об ангелах весьма обширно. Священное Писание, Священное Предание, мнения святых отцов и множество народных мифов – всё здесь тесно переплетено. Об ангелах говорят многие религии, в том числе и аврамистические. В христианской традиции принято считать, что ангелы – это разумные, а в нашем понимании – сверхразумные существа духовного мира. Они были сотворены прежде создания материального мира. Их природа – постоянная жизнь в Присутствии Бога и исполнение Его воли, поручений, то есть служение.
Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря, что ангелы по своей сути, то есть по природе – это служебные духи, посылаемые на служение для тех, кто «имеет наследовать спасение». Основываясь на евангельском понимании, церковь учит, что каждый человек при крещении получает особого невидимого Наставника, Ангела-Хранителя, но и до крещения человек живет под попечением невидимых духовных сил. Совершая благословение какого-либо важного дела, освящая жилье или автомобиль, мы просим Бога «приставить» светлую духовную сущность – Ангела.
Если вы все-таки хотите увидеть ангелов, попробуйте, резко прервав молитву, обернуться и спросить: «Вы кто?!!». Скорее всего, вы ничего не увидите, молитвенный настрой потеряете, но своего Ангела и его окружение рассмешите. Это была шутка, конечно же.
Но говоря серьезно, я думаю, что духовные люди понимают значение понятий «Присутствие пред лицем Божиим» и «служение». А осознавая это, мы можем испытывать благодарность Ангелам за их деятельность, являющейся и их природной сущностью. Эта благодарность выражается в молитве Ангелу-Хранителю из утреннего и вечернего «правила», а также в текстах почти всех православных священнодействий. В этой благодарности и в благодарении, возможно, мы духовно сблизимся и почувствуем своего Ангела-Хранителя.
-Что думаете о светских фильмах православной тематики: «Поп», «Остров»?
-Я думаю, что эти фильмы вносят большой позитивный вклад в развитие церковного благочестия, поскольку задают хороший тон в отношении православия. Эти фильмы устанавливают достаточно высокие духовные стандарты, на которые духовенство и миряне так или иначе будут ориентироваться. Если честно, то я смотрю эти фильмы уже тогда, когда о них все говорят или даже несколько позднее.
Хочу заметить, что наряду с позитивными фильмами православной тематики в последние время стали появляться доморощенные антиклерикальные картины, которые можно смотреть лишь со смехом сквозь слезы, а ведь и они модифицируют общественное сознание. Так что положение дел в нашей информационной сфере далеко неоднозначное.
-Много чего сейчас внедряется в массовое сознание без критического осмысления.
-Да, порой кажется, что даже сами «внедряющие» не осознают, что они внедряют. Так или иначе, деструктивные, потребленческие и прочие штампы продвигаются весьма изобретательно и активно. А потому нам самим и нашим детям необходимо обучаться осознанному восприятию на базе различающей мудрости, источником которой является Бог.
-Что приносит самую большую радость в Вашей жизни?
-Скажу совершенно откровенно, что наибольшую радость мне доставляет духовное познание. Прочитанная книга, встреча с интересными людьми, успехи в каком-нибудь собственном внутреннем делании: все это надолго оставляет огонь воодушевления. Еще один момент радости – тот или иной успех служения. Если моя духовная помощь оказалась кому-то полезной, то это очень радует. Бывает, что по дороге на службу чувствуешь усталость и апатию. Но после первого человека, испросившего у тебя благословение, настроение переключается, а в процессе службы благодать все врачует, восполняет и переполняет. Поэтому когда народ говорит: «Спасибо Вам за службу», – я абсолютно искренне отвечаю: «спасибо за возможность послужить».
-Интересно, если бы не священником, то кем бы еще Вы могли стать?
-Я не знаю других возможностей. Скорее всего, я мог бы заниматься любой деятельностью, внутренне оставаясь «священником». Знаю точно, что таких людей немало.
-Каковы успехи в сфере пропаганды трезвости и здорового образа жизни, а также зоозащиты?
-Уже несколько лет я озабочен вопросами защиты окружающей среды. Чтобы быть в теме, получил дополнительное высшее образование по специальности «город и оздоровление окружающей среды». При этом я не отделяю внешнюю экологию от экологии мышления и сознания. Это основной мой постулат в данной сфере.
Тема трезвого образа жизни занимает значительную часть моего внимания. Есть о чем тревожиться: глумливые рожи бесов пьянства нагло выглядывают со всех сторон. Актуальность проблемы алкоголизации страны такова, что часто мне грезится надвигающаяся всеобщая катастрофа (греч. Καταστροφή – разрушение). Человек, находящийся в плену интоксикаций, может и не выглядеть деградантом. Зависимость может не оказать заметного влияния на его интеллект. Но однозначно страдает эмоционально-волевая сфера и область духовного постижения. На практике это значит, что бедолага постоянно недополучает положенной ему свыше духовной поддержки, а на реализацию благих устремлений не хватает силы воли.
И я не оговорился, сказав о «бесах пьянства». Согласно учению святых отцов и святоотеческой аскетике, за каждого рода зависимостью стоит богопротивная духовная сущность, победить которую можно лишь «молитвой и постом», то есть духовностью и аскетизмом. И то, и другое одержимым дается с трудом.
Что касается зоозащитной деятельностью, то она всегда носит личный характер, хотя я стараюсь отзываться на предложения различных групп.-Как найти свою дорогу к храму?
-Надо позволить Самому Богу найти Тебя. Обратиться к Творцу в том виде, в котором ты Его сегодня воспринимаешь, и отдаться, позволив привести тебя к Нему. Это может быть выражено в виде молитвы-намерения. Поскольку в нашем мире духовность обычно реализуется в виде любви и благости, надо стараться проявлять себя в этом. Найти подходящую деятельность и круг общения, где духовное превалирует над помрачениями и невежеством.
В Санкт-Петербурге существует много православных духовных центров, групп общения для детей, молодежи и взрослых. Найти их легко, стоит только захотеть. Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас!»
-И ведь необязательно это должно быть христианство…
-(Смеется) Не уверен, как бы я ответил на этот вопрос еще лет пять назад… С догматической точки зрения, согласно православной сотериологии, спасительная традиция только наша, все миллиарды людей вне ее остаются вне «спасительного чертога». Но запугивание – не мой метод. Господь попускает существование различных форм богопочитания, и многие некогда чуждые для нас традиции уже стали близкими и понятными. Можно прислушаться к словам апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте». «По плодам их узнаете их», — сказано в другом месте. «Плод же духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Наблюдайте, изучайте, идите к Богу с открытым сердцем.
-Культура, возможно, – единственное, что может объединить людей с разными религиозными убеждениями, согласны?
http://heart4life.com.ua/psikhologiya/dnk_poddaetsja_vlijaniju_soznanijaЕсли культура – это не только балет «Лебединое озеро», то согласен. Если понятие культуры включает в себя благость, дружелюбие, милосердие, то культура сможет объединять не только людей разных исповеданий, но и верующих людей с теми, для кого духовность не персонифицирована в Боге, а таковых немало.
-Ваши пожелания нашим читателям…
-Желаю всем читателям журнала оставаться в «инфопотоке». Я вижу, что аудитория его – духовные искатели, практики и романтики. Поэтому пожелаю читателям всяческих успехов в их «духовном делании». Тем, кто ищет – найти, тем, кто уже утверждается в Истине – утвердиться и всем прийти к спасению и освобождению. И пусть Путь каждого будет благоприятен!