СВАМИ ДАЯНАНДА САРАСВАТИ-ИНДИЙСКИЙ ФИЛОСОФ-ИДЕАЛИСТ, РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕФОРМАТОР (АПРЕЛЬ’ 24)

Даянанда Сарасвати почитается за внесённые социально-религиозные реформы и основание индуистского реформаторского движения Арья Самаджа (Общество Просвещённых) в 1875 году. Общество Арья Самадж было основано с целью освобождения народа от традиций поклонения идолам, а также проведения ритуальных практик. Вместо этого народ призывали к концентрированию на учении Вед и Упанишад.

Даянанда Сарасвати, Свами (1824—1883) — религиозный реформатор, основатель общества «Арья самадж». Домонашеское имя, по-видимому, Мульшанкар Тивари, место рождения Даянанды Сарасвати также точно не установлено. Несомненно то, что он происходил из Гуджарата.

Согласно легенде, первые сомнения в необходимости идолопоклоннических обрядов появились у Даянанды Сарасвати еще в детстве, когда, оставшись в храме Шивы в священную ночь Шиваратри, он увидел, что крысы поедают жертвоприношения, оставленные у статуи бога, и осознал, что бог под покровом ночи не снисходит к предложенной ему верующими еде и что величественная статуя не бог, а бездушный камень.

Мучимый вопросами бытия, он в 1846 году уходит из дома, чтобы навсегда забыть о его существовании. В течение 10 лет он скитается по Индии, общается со странствующими святыми, испытывает множество трудностей и лишений.

С 1860 по 1863 год Даянанда Сарасвати проводит в Матхуре. Там, в качестве ученика слепого гуру Свами Вираджананды, он овладевает глубинами науки, казалось бы, весьма далекой от его темперамента — санскритской грамматикой. Но именно эти знания станут впоследствии мощным оружием пламенного реформатора в его борьбе с ортодоксальными пандитами.

Он обращается к священным текстам, громит своих оппонентов цитатами, говорит на санскрите так, что якобы забывает даже свой родной гуджарати. Пройдет несколько лет, и по совету Кешобчондро Шена он выучит хинди и будет говорить на языке простых людей, что сразу же неимоверно расширит его аудиторию.

В 1874 году Даянанда Сарасвати публикует свой важнейший труд «Сатьяртха Пракаш» («Свет истины»), в котором суммирует основные идеи, выработанные им в бесчисленных дискуссиях. Провозгласив тезис об абсолютной истинности и непогрешимости Вед (по мнению некоторых из знавших его — в чисто пропагандистских целях), он решительно отбросил все остальные священные тексты как «испорченные человеком» и, следовательно, не идущие от бога.

А уж дальше он не оставлял камня на камне от привычного пандитам индуизма, резко и едко критикуя политеизм, догмат об аватарах, практику идолопоклонства и, вслед за другими реформаторами, обличал многие традиционно практиковавшиеся церемонии, обычаи, выступал против детских браков и (с оговорками) за вторичное замужество вдов.

Значительную часть «Сатьяртха Пракаш», ставшей позднее библией арьясамаджистов, составляют главы, посвященные острому критическому разбору христианства, ислама, джайнизма, буддизма и сикхизма. Особо нужно отметить выраженную антимусульманскую тенденцию этих глав.

Однако у Даянанды Сарасвати критика ислама и мусульман, игравшая важную роль в деятельности «Арья самадж», была вторичной по отношению к прославлению индуизма и отвержению христианства.

Критика последнего представляла собой своего рода политический памфлет, обращенный против англичан. Учение Даянанды Сарасвати было, безусловно, реформаторским и в главном совпадало с позицией брахмосамаджистов, несмотря на противоположность исходных идей, — и здесь, и там «очищение» индуизма означает отказ от многобожия, почитание Абсолюта, переосмысление традиции, пересмотр роли брахманов, апелляцию к авторитету разума и т. д.

Внешне учение Даянанды Сарасвати более традиционно, чем рафинированное реформаторство «Брахмо самадж», хотя суть в обоих случаях одна. Даянанда Сарасвати открыто националистичен, и это в полной мере сказалось в деятельности созданного им в 1875 году общества «Арья самадж».

Еще при жизни его основателя «Арья самадж» развертывает движение шуддхи (очищение), т. е. борьбу за возвращение в индуизм тех, кто когда-то перешел в ислам или христианство. Даянанда Сарасвати скончался при не выясненных до конца обстоятельствах в октябре 1883 года в Аджмере в возрасте 59 лет. Подозревают, что он был отравлен.Р. Рыбаков

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/dajananda.php

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*