БАДАРАЯНА (СЕНТЯБРЬ’ 24)

Бадараяна (Ведавьяса, Вьясадева или Кришна-Двайпаяна) – древнеиндийский философ, один из основателей учения веданты, а также составитель трактата «Веданта-сутры».

Родился: предположительно в V в. до н.э. в Индии.

Умер: предположительно в V в. до н.э. в Индии.

Основной труд: “Брахма-сутры”, то есть “Афоризмы о Брахмане”.

Главные идеи:

Ведийское Откровение имеет своим единым Объектом Абсолют, или Брахман, то есть трансцендентное Бытие, познаваемое только через это откровение.

Особая характеристика этого Бытия — способность производить из себя феноменальную реальность.

Абсолютное Бытие связано с феноменальной реальностью отношением, которое можно определить как различие-в-тождестве (бхеда-абхеда).

“Наставник наставников, блеск священных наук, Бадараяна! Им установлена норма священного знания ради блага даже самих богов”. Такими словами великий представитель школы двайта-веданта (dvaita-vedanta) Мадхва (Madhva), живший в 1238—1317 гг., восхваляет в своём труде “Анувьякхьяна” (Anuvyakhyana) основателя системы веданта. Бадараяну, пожалуй, можно назвать и создателем самой систематической теологии. Он жил за несколько веков до Филона Александрийского (ок. 15 г. до н.э. — ок. 45 г. н.э.), считающегося первооткрывателем этой дисциплины. Бадараяна (Badarayana) был также автором основополагающего труда Веданты, наиболее широко комментируемого текста индуистской теологии — “Брахма-сутр” (Brahma-sutra), или “Афоризмов о Брахмане”. О жизни Бадараяны не сохранилось достоверных сведений.

СОЗДАНИЕ ВЕДИЙСКОГО КАНОНА

Индийская религиозная мысль высказала склонность к систематизации уже у самого своего истока, которым были Веды (ок. XV в. до н.э.), в частности, в Гимне о Первочеловеке (Пуруша-сукта, Purusa-sukta —”Ригведа”). В этом гимне космос, явления природы и касты (сословия) человеческого общества соотносятся с членами тела Первочеловека, которого боги, совершая жертвоприношение, расчленяют на части, что и становится причиной возникновения мира. Перед нами своего рода систематическая теология, использующая образы вместо понятий, подлинная theologia poetica (поэтическая теология). Что же касается систематической теологии, строящейся на понятиях, то её предвосхитила мысль таких философов упанишад, как Уддалака Аруни (Uddalaka Aruni) и Яджнявалкья (Yajnavalkya), но до того, как сложился строгий канон Откровения, она не могла появиться в той целостной, всеобъемлющей и отчётливой форме, которую придал ей Бадараяна. Индуизм стал первой из религий, где был составлен такой канон, завершённый к VIII в. до н.э.

Этот канон оказался обширным и аморфным собранием идей и ритуальных предписаний, облечённых в стихи и прозу. Однако считалось, что в нём , по сути, всего две темы: ритуал и Абсолют (Брахман). Сколь обширным и многословным ни было ведийское откровение (шрути, sruti), не созданное людьми (апаурушейя, apauruseya) и существующее извечно в виде тонкого звука, внятного (шрута, sruta) лишь мудрецам (риши), открывшим его человечеству, оно тщательно и с огромным старанием заучивалось наизусть. Письменность была неизвестна, а впоследствии, когда с ней познакомились, её сочли недостойной, чтобы передавать священное знание.

Вскоре индийские мыслители занялись упорядочением громадной массы текстов, полученных через Откровение. Их комментарии тоже подлежали заучиванию наизусть, но, не будучи плодом Откровения, они не могли претендовать на такое отношения, как первые. Они были созданы людьми, а потому должны были быть по возможности краткими; чем короче они были, тем вероятнее могли быть заученными и запомненными.

Чтобы удовлетворить требованию краткости, был изобретён жанр сутры (sutra), или афоризма. Буквально слово сутра означает “нить”, поскольку это мнемоническая формула, на которую “нанизан” комплекс понятий (наставник должен был объяснять смысл каждого), как на нить нанизаны бусины или драгоценные камни. Эта новая литературная форма, аналогов которой нет нигде в мире, использовалась для того, чтобы сжато и точно сформулировать то или иное положение. Сутру можно было легко запомнить, вызвав в памяти и устные наставления, её сопровождавшие.

(продолжение следует)

Источник: https://www.bharatiya.ru/india/ucitela/badarayana.html

Источник: https://www.bharatiya.ru/india/ucitela/badarayana.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*