ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Бухмастов Антон Сергеевич (Амаранатха)
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере за 2017 год)
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
PARITARKANA
-Как развить внимание ребенка?
–Ребенок естественно внимателен, если испытывает вкус и предрасположенность Ума к предмету. Так же необходимо учитывать возрастной период ребенка, соразмерность требований к его возрастным возможностям. Начиная примерно с 10 лет, игровое внимание может перерастать в способность концентрации.
-Как не раздражаться на ребенка?
–Во-первых, необходимо следить, чтобы раздражение не переходило в конкретные действия, которые приносят страдания ребенку или вред его здоровью. Во вторых, нужно работать над собой. По-другому, этот вопрос звучит: как сделать свой характер лучше? Посмотрите, какие эмоции поднимает раздражение – каждая эмоция – это психический центр. Гармонизируйте энергию этого центра через практику и методы. Дополнительно следует углублять практику созерцательного присутствия.
-Как выполнять все желания жены, если эти желания материально обусловлены?
-Тот, кто задает вопрос, должен всегда искать причину своего безпокойства в самом себе. Мужу необходимо самому иметь другой вкус Ума, более высокий. Это есть Адвайта. Желаний вашей жены, не существует отдельно от возможностей вашего сознания (Ума). Муж это сознание жены, поэтому, если в муже нет более высокого вкуса, жена будет проявлять через себя его тип желаний. Как только муж даст семье более высокий вкус Ума к Счастью – жена начнет проводить через себя пространство реализации этого вкуса.
Вкус Свадхистана (творчество) – выше Муладхары (еда, сон, размножение), вкус Манипура (благополучие) – выше Свадхистаны (творчество), вкус Анахаты (отношения привязанности) – выше Манипура (благополучие), вкус Вишудха (идеи) – Выше Анахаты (отношений привязанности), и вкус Аджны (тонкое восприятие) выше вкуса Вишудхи (идеи). Более высокий вкус в данном случае – означает Счастье, требующее меньшей обусловленности материальной энергией.
Проведите семейный ведический тест отношений (схема представлена обобщенно):
-если основная совместная деятельность нашей семьи это общий сон, общий стол и уроки выживания, то отношения семьи находятся на уровне Муладхара чакры (животное кармическое видение счастья). Такая семья может существовать счастливо, пока не достигнуты в полной мере эти три условия. Круг общения такой семьи происходит среди представителей рабочих и обслуживающих профессий не желающих развиваться.
-если основная совместная деятельность нашей семьи – это творчество (интеллектуальное или ремесленное) и секс, то отношения семьи находятся на уровне Свадхистана чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока не достигнуты в полной мере эти два условия. Круг общения такой семьи художники-ремесленники, «творческие люди».
-если основная совместная деятельность нашей семьи – это денежное, материальное обогащение и обустройство окружающего пространства, то отношения семьи находятся на уровне Манипура чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока не достигнуты в полной мере эти два условия. Круг общения такой семьи бизнесмены, люди торговли и финансовых профессий, представители клиентской базы семейного бизнеса.
-если совместная деятельность нашей семьи – это сердечная забота о других людях и сердечные отношения внутри семьи (в чистом проявлении Аннахаты) или деятельность по усилению взаимной привязанности внутри семьи и в обществе – светские вечеринки, застолья, дружеские встречи (в нечистом проявлении Аннахаты), то отношения семьи находятся на уровне Аннахата чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока происходят события соответствующие этим условиям. Круг общения такой семьи не ограничивается профессиональной составляющей.
-если совместная деятельность нашей семьи – это установление принципов справедливости и разрешение социальных, общественных вопросов. То отношения семьи находятся на уровне Вишуддха чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока не достигнуты вершины социальной иерархии. Круг общения такой семьи это представители администрации, чиновники, общественные деятели.
-если совместная деятельность нашей семьи – это научная техническая или гуманитарная исследовательская деятельность, интеллектуальное постижение философии, то отношения семьи находятся на уровне Аджна чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока не достигнута полная реализация совместных научных проектов. Круг общения такой семьи это представители научных профессий, ученые, исследователи, преподаватели, литераторы, дизайнеры, интеллектуалы.
-если совместная деятельность семьи – это постижение духовной составляющей мироздания, наука самоосознания и духовная практика, то отношения семьи находятся на уровне надсоциального взаимодействия, на уровне трансцендентной Сахасрара чакры. Такая семья может существовать счастливо, пока не будут исчерпаны слои кармы тела и Ума, связывающей эти отношения. Круг общения такой семьи это люди духовных профессий – священники, монахи, практикующие дхарму миряне, йоги, наставники и Гуру.
В семейном, повседневном контексте Веды рекомендуют достигать уровня сердечных отношения в чистом аспекте Аннахаты (служение без привязанности). Если такой уровень отношений достигнут, то любое сочетание активности других психических центров супругов не будет являться мешающим препятствием для достижения взаимопонимания.
-Можно ли создать какую либо «универсальную», «надконфессиональную» философию, или объединить основы разных религиозных традиций для включения в семейную программу обучения?
-Можно придумать новый велосипед, но колесо уже не придумаешь. Также не получится объединить существующие религии для практического применения, на какой либо общей основе. Потому что нельзя объединить мотоцикл, трактор и гоночный автомобиль в одно устройство – хотя по отдельности это все машины.
Все люди имеют разный вкус Ума к деятельности, а также разный потенциал Восприятия и Проявления Ума в исходной точке (Sambandha). В современном мире быстрых информационных потоков детям не придется долго искать данные, чтобы проверить правдивость и практичность ваших слов. В этом случае, лучшее, что можно предложить – «знание о том, каким все является» (Sanatana Dharma). Истинное Знание, которое проверяется научным путем (Эксперимент-Наблюдение), и которое практично на 100%.
И даже этот подход уже не будет новым. На сегодняшний момент он отражен в нескольких древних философских направлениях: Буддизм, философские школы Сахаджаяны и Адвайта-Веданты, Даосизм, Джайнизм.
Какие либо «синкретические смешения» невозможны, потому что внутренний потенциал, отправная точка исследования (Sambandha vicara) будет различной у каждого живого существа (Jiva). Если ребенок способен воспринимать глубоко только философию ислама или христианства – то остальные типы философий можно преподавать в ознакомительном порядке. Любой синкретизм не будет иметь глубины, так как будет состоять только из поверхностных, общепонятных выдержек оригинальных учений, и если допускать ссылки на первоисточник, каждый любознательный ребенок захочет узнать больше о самом первоисточнике. В другом случае придется пользоваться способом обмана и заявлять, что данная «синтезированная» философская система является самосуществующей и самодостаточной.
Существует и другая более понятная и рациональная точка зрения на синкретизм, которая заключается в выводе, что нет смысла тратить силы и время на изобретение колеса, если колесо уже изобретено и повсеместно используется.
Феномен «исходных данных» человека, определяет, что каждый человек способен воспринимать определенный тип знаний, и не способен воспринимать другой тип знаний.
-Как должен папа воспитывать мальчика? Если папа не пример для подражания, откуда в ребенке возьмется мужество?
– Тот, кто задает вопрос, должен всегда искать причину своего безпокойства в самом себе. То, что в отце нет Мужества – это исключительно субъективное и ограниченное восприятие. Так же как если сказать, что в матери однозначно нет Чувств. Изначально – мужчина получает тело мужчины, потому, что его Сознание отождествляется с проявлением сознающей активности Ума (Siva). Женщина получает тело женщины, потому, что ее Сознание отождествляется с проявлением чувственной активности Ума (Sakti). Все это предопределяет мужественность и женственность от рождения и на оставшуюся жизнь.
Применяя на практике метод Чистого Видения (Suddha Vidya) – мы сможем распознать в любом мужчине принцип Ума, Знания и в любой женщине принцип энергии, Блаженства.
В-ОС-ПИТАНИЕ это процесс Питания Основы – передача (Nyasa) тонкого вкуса Ума (Rasa) к деятельности. Таким образом, воспитание происходит независимо от того, что делает Отец. Ребенок автоматически ВПИТЫВАЕТ его ВКУС Ума к деятельности (вкус к труду, вкус к лени, вкус к торговле, вкус к ремеслу, вкус к манерам поведения, вкус к отсутствию манер поведения и проч.)
Хорошим практическим заданием будет выписать на листок все качества, которые вы считаете мужскими в своем муже и все качества, которые вы считаете «немужскими» в своем муже. Теперь используя метод чистого видения, необходимо напротив каждого качества дописать его противоположенный аспект, например: решительный – мягкий; капризный – сдержанный и т.д.
Следующим шагом будет понять, что все проявления вашего мужа – это неличностное проявление одной энергии, которая не является мужской или женской.
Самоопределяющий тест собственных качеств очень прост: достаточно посмотреть на свое мужское и женское окружение. Все мужчины вашего окружения – это проявление вашего мужского сознания, а все женщины – это проявление вашего женского сознания. Все их недостатки и достоинства отражают природу вашего восприятия, ваши личные недостатки и достоинства.
-Можно ли избаловать ребенка, если его хвалить? Или тогда не нужно хвалить?
-Такой вопрос может возникнуть только в неестественном состоянии Ума взрослых. Если использовать похвалу, как манипуляцию – то выработается привычка «на показ быть хорошим». Если вы сорадуетесь успехам ребенка, и сочувствуете без жалости его неудачам, то это называется «быть вместе в горе и радости». Фактически это уже не похвала в повседневном смысле. Это называется «вместе смеяться». Сорадость – это одно из благородных состояний Ума.
-Что делать если ребенок кусается?
-Посмотреть по возрасту. Для некоторых лет это нормально. Правильно переводить внимание. Можно аккуратно показать, что это приносит страдание другим.
-Отношения детей и родителей малочисленных этносов, проживающих в диких природных условиях выглядят гармоничными, это может быть примером для нас?
-Возможно, это пример Естественного состояния (Saha–ja sthti) и спокойного Ума. Но, мы не можем взять это в жизнь, просто зная об этом. Необходим перевод на наш язык повседневности. Понять какая основа в их действиях, и какие действия мы можем совершать, чтобы добиться таких результатов. Разбираясь в этом, мы все равно выйдем за рамки любого этноса. Основа всего – всегда одна и та же – это природа Ума. Если наступить на ногу ребенку китайцу и ребенку алтайцу, и ребенку русскому, – неважно как он себя проявит – его Ум почувствует Боль. Таким образом, отождествление Ума с телом и органами чувств одинаково у всех этносов. Это самый простой пример.
Необходимо найти и понять общую основу всех этносов, которая воспринимает и проявляется через тело носитель. Внутренние механизмы этой основы будут общими для всех людей разных Рас и народов. Понимание механизмов работы этой Основы позволит выявить универсальные методы работы с детьми разных национальностей
-Какая из религий или философий наиболее адекватно освещает тему воспитания детей?
-Можно представить три доступных для понимания классификации религиозных и философских направлений по принципу взаимодействия с окружающим миром. В конечном счете, цель воспитания – передать ребенку мировоззрение, навыки и привычки взаимодействия в окружающем мире.
Религиозные течения пути Сутры: христианство, ислам, иудаизм, конфуцианство – жестко ограничивают рамки восприятия и само пространство активности человека. Такой путь можно использовать для создания «закрытой» ситуации (монастырь, школа, интернат) с целью усиления определенных качеств характера на период обучения. Подход Сутры к воспитанию переполнен всевозможными противоречивыми ситуациями и необъяснимыми правилами «можно-нельзя». Основные методы Сутры: молитва, концентрация, медитация, следование правилам и кодексам, трудотерапия. Настроение этого пути передает поговорка «много будешь знать, быстро состаришься» и «в здоровом теле здоровый дух».
Религиозные течения пути Тантры расширяют мировоззрение через понимание событий, как ситуаций взаимодействия различных типов энергий: Тантрический Буддизм, Тантрический Индуизм. Такой подход приучает восприятие ребенка не отвергать новые ситуации по принципу «хорошо-плохо», а работать с различными типами проявленных энергий. Основные методы Тантры: мантра, медитация, визуализация, пранаяма, энергетические и телесные практики. Для этого подхода существует поговорка «не место красит человека» и «что посеешь, то и пожнешь».
Религиозные течения пути Ануттара-Тантры раскрывают возможность Ума пребывать в адекватном и осознающем состоянии вне зависимости от качества внешних условий и качества внешних энергий: Сутра и Тантра-Махамудра Буддизма, индуизм Сахаджаяны, Даосизм. Этот путь не считается доступным для понимания ребенка и может использоваться только косвенно, как передача Естественного состояния действиями родителей или поддержание естественного состояния в ребенке. Основные методы Ануттара-Тантры: Гуру-йога, интеграция, «действенное недеяние». Настроение этого подхода передает поговорка «выйти сухим из воды» и «трава вырастет сама».
-Почему выступления маленьких детей так радуют взрослых?
-На языке Йоги это называется Самоузнавание (Pratyabhijna). То есть – наш изначальный Ум (Purusa) имеет в себе весь потенциал Счастья (Sukhita bhava). Но наш сегодняшний Ум омрачен (Manovignana) и находится в неведении. В том числе множеством Клеш которые нам передали непосредственно наши родители.
Хотя мы можем быть Счастливы уже здесь и сейчас – мы не осознаем эти потенциальные области и возможности Ума.
Теперь к вопросу: дети обладают от рождения Естественным состоянием, это основа нашего Счастья. Недвойственное переживание момента здесь и сейчас без оценок и суждений.
Нам нравится наблюдать выступления детей – потому что в этом созерцании наш Ум неосознанно узнает потенциальную область своего Счастья. Таким образом, дело вовсе не в детях – а в нашем собственном Восприятии. Наш Ум как-бы Самоузнает себя, пока мы смотрим на детские выступления, и на это время мы становимся Счастливым.
Однако это ведет только к эксплуатации детского творчества. Взрослый человек, который не умеет быть Осознанно Счастливым, включает «карусель» детских показательных выступлений. Поэтому не бывает детских утренников без выступления детей. В большинстве случаев детей вовсе не спрашивают о личном желании выступать. В большинстве случаев ребенок не знает, для чего он выступает. Интуитивно чувствуя «подмену» и фальшь сами дети естественно часто не хотят в этом участвовать.
Почему дети не хотят выступать? Потому что у детей рассудочный Ум (Manas) не развит и руководствуются они зачастую Интуитивным восприятием (Buddhi). Именно Интуиция подсказывает им что здесь “что-то не так”.
Несмотря на внутренний протест, современная культура, то есть ее отсутствие, заставляет детей выступать на сцене. Это маскируется под видом «сценического искусства», «развития речи», «работы с памятью». Постепенно родители, воспитатели и учителя превращаются в «созерцателей-наркоманов» наращивая обороты выступлений и объемы стихов и спектаклей с участием детей.
Знакомая всем история, когда маленьких детей приучают к одной «коронной» фразе, на которую все взрослые умиленно реагируют. Это неосознанная и легализованная эксплуатация естественного состояния детей. С этого начинается наше маленькое неуважение, которое потом перерастает в их большое неуважение.
-Есть ли противоречие в том, что некоторые семьи живут в какой либо религиозной, нравственной традиции и соответственно передают это своим детям. Но с другой стороны, часто видишь, что такие дети все равно имеют внутренние комплексы и зажатость? Разве духовно-нравственная традиция не улучшает человека, не раскрывает лучший потенциал?
-Любой Истинный путь духовного развития (Воззрение) через соблюдение предписанной практики (Метод) на относительном уровне (в Поведении) проявляется, как улучшение характера человека. Поставим два знака равенства: Ребенок = Человек. Духовное развитие = Наука Самоосознания.
Из этого следует, что ребенок, находясь в среде Самоосознания будет максимально раскрывать свой внутренний потенциал – излучать в окружающее пространство Счастье, Радость, Творчество и уменьшать проявления своих Клеш (гнев, страх, гордыня, запутанность и т.д.).
Если пребывание ребенка в духовной традиции своей семьи сопровождается такими эффектами, как проявление в ребенке зажатости, скованности, закомплексованности, страха и прочих негативных состояний, то это выглядит негармонично. Отсюда следует два вывода. С одной стороны, это показывает неверный путь родителей. Возможно, это всего лишь «игра в духовность» родителей, потому что сейчас, это модное направление. Обычно симулирующие «духовные родители» легко узнаваемы по следующим признакам:
-авторитарный способ отношений в семье,
-религиозная/философская/светская нетерпимость
-или теистическая нетерпимость (атеизм),
-узкость и косность взглядов
-доминирование родительских сценариев над предпочтениями ребенка
-нежелание внешнего диалога
Неважно, какая философия или религия наложится на этот список.
С другой стороны – прийти именно к этим родителям – это уже выбор ребенка. В этом заключается Lila – Божественная Игра – под видом «духовной практики» родителей – передавать детям клеши восприятия.
Получая в детстве такой набор комплексов и прочих родительских сценариев – ребенок получает некий набор заданий на будущее, с которым ему предстоит разобраться, когда придет время. То есть, через Неведение родителей ребенок получает тот набор своей кармы, который необходим для его роста Самоосознания. Это является частью жизненной задачи ребенка. Духовный Потенциал детей всегда выше потенциала родителей – в этом ключ эволюции. Проходя такую трансформацию через детей – негативная карма Рода постепенно ослабевает.
-Насколько современная психология решает проблемы «отцов и детей»?
-Насколько вы будете доверять тому, что появилось только вчера, сегодня многое не объясняет, а завтра окажется устаревшим?
Современная психология пытается придумать всевозможные объяснения феноменам детской психики и детским стереотипам поведения, постоянно создавая противоречивые рекомендации и сомнительные рецепты к исполнению.
К сожалению, психология, как и любая другая западная наука не видит целой картины мира, и так же она хочет быть самодостаточной, личностной, университетской и научной, потому что все деятели психотерапии хотят получать докторские степени и деньги за исполняемую работу. Все это уводит от практической, доступной и повседневно применимой методики общения с детьми.
Современная психология постоянно путает Цель, Методы и Поведение. Например, в случае, когда родителям рекомендуют корректировать поведение детей с помощью социализации через школу и детский сад, хотя сама по себе социализация это процесс, который должен проходить уже на фоне созревшего Ума и сформированного характера ребенка.
Мировоззренческая философия Йоги описывает ежедневные феномены человеческой взрослой и детской психики в терминах, к пониманию которых современная наука еще близко не подошла. Например, обусловленность многих детский способов самовыражения объясняется опытом прошлой жизни, и в действительности, это единственный способ объяснить некоторые индивидуальные особенности детского поведения – и такой взгляд в современном психологическом подходе не является научно допустимым.
Современная медицина и психиатрия не могут объяснить феномены йогической практики, которые являются основой философского мировоззрения самой Йоги: феномен осознанного Умирания – когда йог точно знает время завершения своей жизни и готовится к этому заранее; феномен Самадхи – когда йог прекращает полностью физиологическую активность тела на продолжительное время (от нескольких часов – до многих лет), и потом полностью восстанавливает физические функции тела, аппаратурно при этом фиксируется клиническая смерть человека; феномен Тумо – когда йог сознательно изменяет температуру тела или отдельных органов; и многие другие достижения практической йоги.
Почему предназначение ребенка – предопределено? Разве ребенок не делает выбор по своей воле?
-Настоящая жизнь человека – это проживание ситуаций предопределенных поступками прошлого. Таким образом, мы проживаем жизнь сегодня, здесь и сейчас, но при этом мы проживаем всего лишь результаты (следствия) когда-то сформированных причин (карм). Наше предназначение (Vārṇadharma), это способность переживать события этой жизни, совершать определенные действия в этих событиях и при этом оставаться счастливым – также является сформированной способностью уже с самого рождения. То есть, когда-то мы заронили причины, в этой жизни мы будем переживать следствия, и для этого мы получаем определенную соответствующую физическую и психическую конституцию.
С другой стороны жизнь – это непрерывное движение, и по ходу ее проживания к следствиям прошлого будут добавляться новые ситуации и варианты выбора. Понять свое предназначение – это значит распознавать в каждой ситуации личные возможности для ее решения или отсутствие таких возможностей.
Если кто-то родился с хорошими физическими данными – то это позволит ему решать определенные задачи, с применением исходных данных без чрезмерных усилий. Если кто-то родился с развитым интеллектом – то это позволит ему решать определенные задачи, сохраняя внутреннее ощущение счастья без умственных перегрузок.
Предназначение ребенка действительно предопределено, но к этому предназначению постоянно добавляются новые выборы.
Предназначение это исходные данные определенные будущими, но еще не возникшими ситуациями, которые можно пережить, сохраняя состояние счастья.
– Как привить нравственность ребенку?
-Что такое нрав? Изначально это слово означало «то, что нравится (делать)», в Йоге это называется Раса – тонкий вкус Ума к деятельности. «Хороший нрав» это «высокий вкус Ума». Изначально здесь нет чего-то греховного и осудительного. Однако в современном понимании слово «нравственность» потеряло естественный смысл. Понятие Нравственности эксплуатируется и им манипулируют. Оно превратилось в сложные необъяснимые и противоречивые правила поведения, которым необходимо соответствовать иначе будешь «безнравственным», «неморальным».
В повседневной жизни быть нравственным – это проявлять определенные, угодные окружению стереотипы и не проявлять неугодные стереотипы. Эта такая дискретная тенденция Ума соответствовать принятым стереотипам поведения и не соответствовать непринятым. При этом очень низка функция Осознавания глубины и обширности протекающих процессов, связанных с этими стереотипами.
Мы делаем некий вывод, что «этот поступок безнравственный» не учитывая множества неосознаваемых нами факторов, процессов, причин, и следствий связанных с этим поступком или человеком.
Обращаясь к природе Ума, мы увидим, что любая умственная тенденция (в данном случае принцип запретов и ограничений) – будет естественно доводиться до совершенства. То есть, до совершенной самоограниченной абсурдности (Например, убийства чести за безнравственное поведение – в странах радикального Ислама). Не развивая Осознавание и вталкивая свое поведение в мнимую нравственность – мы зайдем в тупик собственного Ума и концепций.
В конечном счете, мы сами себе не сможем объяснить многие вещи, ведь, то, что запрещено здесь – разрешено там, а то, что считается грехом здесь – считается естественным там. Передавая такой взгляд детям – мы породим в них больше Неведения и запутанности, чем пользы. Маленький ребенок играет со статуэткой Будды, для него это не является неправильным. Для взрослого это будет пошлым проявлением. Но, какова природа реальности? Ведь сама по себе статуэтка Будды ничего об этом не говорит.
Исключите из своего воспитательного арсенала слова «нравственный» «духовный» «моральный» – в действительности говоря об этом, мы передаем Родительский яд, а не истинное благо.
Для постижения естественной нравственности, без применения самого термина, достаточно одного слова – Осознанность. «Что я делаю? Для чего я это делаю?», «причиняет ли это страдание или радость окружающим?». Искусство В-ОС-Питания в Традиции Санатана Дхармы – это передача Единого Вкуса. Там же где есть понятия «нравственный-безнравственный, моральный-неморальный, правильный-неправильный, хороший-плохой» не может быть единого вкуса.
–Родители имеют более зрелый, устойчивый и рассудочный Ум, а также различающую Мудрость. Исходя из этого, разве они не вправе направлять ребенка?
-Такая позиция раскрывает базовое неведение относительно природы Ума ребенка, а также неверие в безграничный потенциал ребенка. Ведическая мудрость говорит о том, что с рождением человека ему даются три вещи, которые не могут быть изменены: время рождения, время смерти, интеллект и количество материальной энергии (Достаток). О чем тогда можно безпокоиться?
С момента рождения перед ребенком открывается пространство его собственной реальности, где существуют все возможности для его духовной, творческой и материальной реализации. Задача родителей всего лишь обеспечивать ребенка на этапе роста всем необходимым и зависящим от них и оказывать эмоциональную поддержку. Не больше – не меньше.
Это подобно тому, как пилот управляет самолетом. Действительно в его руках жизни пассажиров, и он имеет более развитый Ум для управления самолетом, чем пассажиры. Возможно, и самолет имеет больший запас топлива, чем предусмотрено для посадки. Возможно, сам пилот по другому бы распорядился самолетом, по своему усмотрению. Однако, он обязан посадить самолет по указанному курсу, там, куда летят пассажиры. Пилот не выбирает собственный курс для полета на основании того что он более опытный и остальные пассажиры не умеют управлять самолетом.
-Что делать если преподаватель не находит полного понимания с родителями ученика, хотя с самим учеником есть понимание и доверие? Как выстроить диалог с родителями, объяснить им свою позицию?
-Успешный треугольник СО-ТРУД-НЕЧЕСТВА для Кали-Юги (Эпоха деградации Самоосознания) в процессе обучения:
Минимальная Самоотдача Учителя =200%
Минимальная Самоотдача Родителей = 50%
Минимальная Самоотдача Ребенка =50%.
Эта формула означает, что выполняя обязательства наставника, при отсутствии культуры наставничества в современном мире, учитель автоматически соглашается брать на себя 50% обязанностей ученика и его родителей. В другом случае – процесс обучения не будет качественным.
Если эта схема – соответствует вашей ситуации, тогда Ученик нашел Своего Учителя и родители помогают процессу Образования.
В случае если интерес и вклад ребенка на должном уровне, а вклад и понимание родителей менее 50%, – это ситуация неприятия родителями Самостоятельной Реальности своего ребенка, и Вас как принципа Гуру в реальности этого ребенка. В Кали Югу это частая ситуация. В этом случае, несмотря на сверх усилия Учителя и Ребенка – невозможно полностью раскрыть потенциал ребенка в данном предмете (неважно какой вид деятельности) и в ближайшем времени.
Не следует ввязываться в ментальное противостояние, это не соответствует принципу ненасилия Ахимсы. Сохраняйте к ним Уважение в виде правильной дистанции. А также испытывайте к ним Сочувствие и сопереживание, так как они в любом случае обретут плоды своего Неведения.
Ваша задача, как учителя: не вводить ребенка в противоречие с родителями и собой. Задача Учителя нести Мир (Shanti), а не противостояние. Иногда единственно полезный метод – это самоустраниться из ситуации.
С другой стороны, можно взять на себя ответственность и решить макрозадачу. Создайте такие отношения с ребенком сейчас, – которые позволят ему прийти за советом к Вам в будущем, возможно, спустя многие годы. Возможно, произойдет ситуация, когда он не сможет обратиться за помощью к своим родителям из-за отсутствия отношений, но он сможет обратиться за помощью к своему учителю детства.