ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Бухмастов Антон Сергеевич (Амаранатха)
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(начало в ноябрьском номере за 2017 год)
Ответы на вопросы родителей
-Сегодня происходит много споров, по поводу правильного питания детей, какому виду питания следует отдавать предпочтение?
-С самого начала жизни лучшее питание для ребенка в младенческом возрасте – это материнское молоко. В дальнейшем питание ребенка соответствует взрослым принципам.
Подход йоги основан на индивидуализировании питания. То есть, одного рецепта для всех не существует. Но существует несколько обобщающих рекомендаций, о которых следует знать, и существует несколько распространенных мифов о питании, о которых следует знать.
Первая рекомендация состоит в том, что питание должно иметь разнообразие пяти вкусов – горькое, сладкое, кислое, соленое, вяжущее. Этот подход основан на понимании того, что при приеме пищи человек насыщает кроме физического тела также и тело Ума. Тело ума не усваивает грубые элементы, оно усваивает тонкие элементы: вкус, цвет, запах. Таким образом, кроме питательной функции, насыщенность пищи вкусами влияет на эмоциональный фон ребенка и взрослого.
Вторая рекомендация состоит в том, что пищу не следует слишком подвергать температурной обработке и вообще обрабатывать. Желательно максимально уменьшить температурное воздействие на продукты питания. Так же следует исключать из рациона полуфабрикаты, искусственные соки и вообще искусственный, «магазинный» тип продуктов питания. Не следует делать неестественные вещи для продуктов питания и процессов переваривания пищи: запивать еду, кипятить травы, есть вчерашнюю пищу.
Третья рекомендация состоит в том, что необходимо следовать ритуальности приема пищи (детям с «негрудного возраста», с возраста Ученика или чуть раньше): соблюдать время приема пищи, желательно по солнечной активности и соблюдать ритуал приема пищи – не позволять ребенку «хватать куски» в течении дня, исключить просмотр телевизора во время приема пищи, и разговоры за столом.
Четвертая рекомендация состоит в том, что понимание человеческой природы, как более духовно организованной, чем животных, должно приводить к отказу от использования мясных продуктов и продуктов животного происхождения (мясо, рыба, курица, яйца).
Таковы четыре основных рекомендации при выборе детского и взрослого типа питания. Теперь рассмотрим основные «пищевые» мифы нашей современности:
Первый миф состоит в том, что рацион должен подбираться в соответствии с «калорийной» ценностью продуктов. Это самый раскрученный и стойкий миф, на котором держится вся пищевая индустрия современности и медицинская диетология. В действительности прямой связи между восполнением энергозатрат и калорийностью продуктов не существует, скорее это неоднозначная связь, которая зависит от ситуации, климата, физической и психической конституции человека и географического происхождения пищи. Подробно об этом можно прочитать в книгах Г.Шаталовой «Видовое питание». Этот повседневно доказывается тем, что никто не подбирает продукты по их калорийной составляющей, а каждый выбирает продукты по вкусовым пристрастиям.
Второй миф состоит в том, что необходимый набор белков, углеводов и аминокислот для построения физического тела находится только в определенных продуктах. В действительности, давно проведены эксперименты, которые доказали, что эта связь также неоднозначна. Эксперименты академика Уголева показали, что синтез веществ происходит в кишечнике, и этот синтез позволяет организму получать вещества, изначально не присутствующие в потребляемом продукте, и конечно эти эксперименты не были обнародованы. На практике это доказывается тем, что любая хозяйка даже не поймет вопроса, если ее спросить о том, как она учитывает наличие белковых, углеводных компонентов, витаминных комплексов и комплексов аминокислот в ежедневном приготовлении пищи. Получается, что человек в основном есть «все подряд», но организм сам синтезирует необходимые вещества из полученной пищи.
Третий миф состоит в том, что существует некая «универсальная», устойчивая, научная теория питания, на которую необходимо всем ориентироваться. Перечислим некоторые из теорий:
«питание должно быть сбалансированным – мясо, углеводы, овощи», «питание должно быть вегетарианским», «питание должно быть раздельным», «только сыроедение является правильным питанием», «питание должно быть смешанным или монодиетным», «питание должно быть хорошо приготовленным (продукты многократно обрабатываются)», «необходимо потреблять много воды», «необходимо потреблять мало воды», «пищу необходимо солить, главное это солевой баланс» и т.д.
Внимательный и разумный родитель учитывает предпочтения ребенка в первую очередь, и старается сохранять естественные природные свойства продуктов питания в приготовлении пищи и при создании рациона детского питания.
-Ребенок при малейших трудностях опускает руки, не хочет ничего делать, как с этим быть?
-Первое, что необходимо учесть – это возрастная группа ребенка, соответствуют ли задачи его естественной возрастной мотивации; второе – гендерный аспект, соответствует ли задача его природной мотивации, то есть женская или мужская; третий аспект ситуативный, – необходимо разобраться в самой ситуации. Является ли решение этой ситуации, для ребенка действительно необходимым, или это взрослая выдумка, для формальной занятости?; четвертый аспект – воспитательный, необходимо увидеть, чей пример из родителей или близкого окружения, в данном случае проводит ребенок.
Необходимо учитывать «безличностный» феномен детского поведения, то есть часто ребенок ведет себя неподобающим образом не потому, что он хочет это делать сознательно, а потому что он проводит через себя ситуацию внутри семьи, или копирует модель поведения кого-то из родителей. Обычно дети отражают проблемы родителей, и родители начинают бороться с ребенком, не понимая, что в таком случае ребенок и его поведение отделены друг от друга.
С другой стороны, такое поведение детей, достаточно распространенный эффект от «сверхопеки» родителей, и привычки родителей «откатывать» поставленные задачи, искусственно балансировать настроение ребенка, с целью не «испортить» неестественные отношения построенные на привязанности.
-Откуда в ребенке берется лень?
-Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо начать c небольшого предисловия. То недвойственное, неизменное пространство осознавания (Atman, Purusa), которое не рождается и не умирает и является внутренней основой всего на уровне поведения, можно характеризовать, как «недеятельное» и «наблюдающее». Таким образом, Атман, наша самая тонкая созерцательная основа является самым ленивым существом из всех возможных. Что касается детского феномена лени – то ленивых детей не бывает. Бывает, что детям предлагают несвойственную их Дхарма-природе деятельность, или деятельность, для выполнения которой родители придумывают искусственную, не «жизненно» важную мотивацию. Если вы оставите ребенка наедине с собой, то увидите, что он никогда не будет сидеть просто так долго. Спустя время, он обязательно придумает себе какую-то деятельность, и с увлечением начнет в нее погружаться. Это является явным признаком детского мотивированного «трудолюбия».
С другой стороны, дети склонны путать подсознательную память о недеятельной природе своей внутренней основы, а так же дородовую память об ощущении безпричинного и необусловленного блаженства от присутствия Сознания в самом себе. То есть на уровне поведения, надо разъяснять детям о необходимости быть вовремя деятельными, чтобы лучшим образом проживать ситуации относительного, проявленного мира и давать детям возможность самореализации в подходящих бытовых условиях.
-Почему современные ведические учителя утверждают, что мамы не могут, не должны воспитывать мальчиков, своих детей, то есть это воспитание не будет эффективным?
– Такое утверждение является верным в определенной ситуации, в которой мать одиночка не имеет развитых качеств характера и внутреннего понимания для того, чтобы в общении со своим ребенком мальчиком выдерживать естественное, женское поведение. Любая мать в состоянии воспитывать мальчика, если в отношении с ним сама не переключается на мужской тип поведения. Для женщины, чтобы добиваться от мужчины мужских поступков, необходимо мотивировать его женским поведением. В народном фольклоре ситуацию «правильного» женского подхода к воспитанию мужчины можно пронаблюдать не примерах персонажей сказок Белоснежка и Мальвина.
Кроме правильного общения, мальчику следует получать прикладные навыки работы со своим телом (физкультура) и предметами труда (ремесло). Для этого он должен обязательно обучаться у мужчины тренера или мастера.
-Воспитание в свободе приводит к вседозволенности ребенка, а воспитание в жестких рамках к его ограниченности и зажатости, как сохранить правильный баланс между «можно» и «нельзя»?
–Необходимо самим родителям понять, что такое свобода. На языке практической Йоги свобода – это независимость от своих желаний, а не возможность делать то, что захочется. Основной секрет заключается в том, что на уровне светского, общедоступного понимания и религиозного догматизма невозможно разграничить все «можно» и «нельзя» в процессе воспитания, без непредвиденных последствий для психики и мировоззрения ребенка. Секрет взращивания гармонии между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» кроется в принятии тантрического воззрения о безличностном аспекте всех явлений, которые имеют в своей основе одну чистую, божественную энергию и одно пространство Ума, в котором все возможно. Дополнительным шагом будет разъяснение ребенку на собственном примере родителей принципов Ахимсы – непричинение вреда поступками тела, речи и Ума. В данном случае свобода действий – это деятельность, которая никого не делает несчастным.
– Когда пытаешься применять на практике воззрение о ценности момента «здесь и сейчас», то разве не теряют актуальность семейные традиции и опыт целого рода, к которому ребенок принадлежит? Если все ценно здесь и сейчас, то семейные традиции наших дедушек и бабушек являются пережитками прошлого?
– Общение с ребенком должно быть адекватно времени-месту-обстоятельствам. Автобиографический факт, что мою прабабушку, которая в то время была ребенком (9лет), после того, как их семью раскулачили и наступил голод, мама отправила на куске бревна плыть по реке в поисках убежища. Ситуация происходила в холодную осень и это был единственный способ выжить для этого ребенка.
Однако, это происшествие в нашем роду вовсе не означает, что теперь, когда ситуация изменилась, я, как отец и продолжатель семейной традиции должен сплавлять свою дочь осенью по реке, чтобы укрепить ее дух и проверить ее способность к выживанию или таким образом закалить ее по примеру своей прабабушки.
Если вы хотите гармонично соединить традицию рода и современное время – достаточно интересных рассказов о подвигах ваших предков, а так же совершать подвиги самим вам, родителям, собственным поведением, чтобы это являлось живым и очевидным примером для ребенка.
– Я воспитываю ребенка одна, и когда появляются «сложные» вопросы с его стороны, ощущаю внутреннее противоречие для объяснений. Как говорить правду не передавая собственных лишних эмоций и личного отношения к ситуации? Или лучше не говорить правду, чтобы не сбивать ребенка со своего пути, ведь в чистом видении эта ситуация не плохая и не хорошая?
– Говоря неправду, вы пытаетесь исключить свою степень ответственности из сложившейся ситуации, и таким образом, ребенок перенимает двойственную, однобокую точку зрения. То есть, он будет считать такой исход событий вполне допустимым и приводящим к счастью.
Чистое видение – это не способ уходить от ответственности и перекрывать этим методом собственные недоработки.
Если Вы в действительности в состоянии легко отнестись (самоосвободить) к этой ситуации на уровне чистого видения, тогда Вы должны быть готовы спокойно пожелать такую же ситуацию и своему ребенку в будущем. Спросите сами себя – вы готовы пожелать то, что вы переживаете в этом случае и сами эти события, своему ребенку в его взрослой жизни? «Дочь моя! (или сын мой), я хочу, чтобы когда ты вырастешь – ты тоже стал(а) матерью (отцом) одиночкой, ведь на уровне чистого видения это не хорошо и не плохо!». Звучит странно, не правда ли?
Если Вы не готовы к таким пожеланиям, то лучше признать собственную неудовлетворенность сложившимся положением дел, свои недоработки, недостатки характера, и спокойно говорить правду, исключая эмоции и оценочные суждения в сторону отца ребенка.
-Ребенок, мальчик 10 лет, избегает общения с противоположным полом, не дружит и не хочет общаться с девочками в классе, никогда не приглашает их на день рождение, как исправить ситуацию?
– С точки зрения традиционного ведического возрастного уклада – общение между детьми противоположенного пола в возрасте с 8 до 24 лет не имеет смысла, отвлекает от учебного процесса, и является препятствием к формированию зрелого и спокойного отношения к противоположенному полу. В данном случае ничего исправлять не надо.
Причина желания общаться с противоположенным полом независимо от возраста человека только одна – это активность творческой Свадхистана чакры. При отсутствии зрелости Ума, ребенок будет вынужден искать выход нарастающей энергии в этом психическом центре. То есть неосознанно, он будет искать сближения с объектом, который позволяет выйти этой энергии.
На самом простом уровне материальная природа проявляет творчество через физическое размножение биологического вида. В направленном виде, эта энергия трансформируется в самовыражение человека посредством полученных навыков в разных видах искусств.
Позволяя или способствуя ситуации, когда ребенок общается с противоположным полом, Вы сами провоцируете его балансировать между естественным природным инстинктом сближаться с этим объектом, и между приобретением навыков управлять творческой энергией. В любом случае, ребенок не в состоянии ни управлять этой энергией, ни нести ответственность за последствия общения с противоположенным полом. Поэтому лучше избегать провоцирующих ситуаций.
Нет причины переживать за то, что мальчик не научится общаться с девочкой, так как в действительности, до периода семейной жизни навык такого общения вообще не нужен.
А в семейной жизни мальчик ставший мужчиной будет следовать примеру мужчин воспитывавших его в детстве: отец, деды, дядя, учителя и т.д. В буквальном смысле – мальчик не может научиться общаться с противоположенным полом через общение со своими сверстницами. Этот навык передается ему от мужчин-наставников.
Сам период семейной жизни требует гораздо больших навыков от мужчины, кроме умения выстраивать диалог или вести светскую, развлекательную беседу. Например, в числе этих навыков ответственность, материальный достаток, сильный характер, поиск духовного пути, исполнение своего предназначения. И все это вовсе не развивается из школьной привычки детей противоположенного пола общаться между собой.
– Может ли женщина своим благочестием и личной духовной практикой перевоспитать и направить на духовный путь мужчину, если сам он не занимает активную позицию в вопросах поиска духовного пути и работы над собой?
– Нет, не может. Поэтому необходимо внимательно смотреть на человека до того, как он займет роль избранного спутника жизни, то есть мужа.
Существует несколько простых знаков судьбы в жизни ребенка мальчика, которые ясно указывают на его будущую перспективу заниматься духовной практикой:
– Мальчик воспитывался в семье с духовной или философской традицией. То есть, для него религиозная ритуальность – это вполне естественная и допустимая ситуация, которая не вызывает в нем неприятия.
– В детстве мальчик читал религиозные или эзотерические книги или получал их в подарок от родственников, друзей или своих учителей.
– В детстве мальчик проходил обучение под руководством взрослого наставника в какой-либо религиозной или философской традиции.
– В детстве мальчик занимался спортом, вел здоровый образ жизни и стремился к саморазвитию, личностному росту.
Если ни один из этих критериев в детстве уже взрослого мужчины не фиксируется, то единственное, что может заставить его заниматься духовным поиском – это экстремальные условия жизни, смертельная болезнь или другие суровые испытания. Такой человек будет принимать только жизненные уроки, то есть «учиться на ошибках».
Кроме перечисленных факторов детства, которые указывают на перспективу молодого человека к духовному поиску, существуют так же и мешающие факторы его настоящей жизни. Вот основные из них:
– Молодой человек допускает в своей жизни употребление алкоголя или других одурманивающих веществ.
– Молодой человек явно противоборствует любой религиозной или философской тематике. То есть в своей жизни он уверенно придерживается существующей светской философии.
– Какова природа выбора духовного пути, детей и роль родителей в этом?
– Природа выбора духовного пути ребенком заключается в том, что опыт умственных тенденций прошлого (до рождения) формирует события и ситуации в этой жизни, в которых будет присутствовать возможность заниматься определенной духовной практикой (или не будет присутствовать). При этом, невозможно предсказать или точно вычислить, какой именно традицией ребенок заинтересуется.
Роль родителей заключается в том, чтобы передать сам принцип духовной практики, вкус к поиску высшего знания – то есть, являться живым и интересным (ненавязчивым) примером следования какой-либо традиции. Так же, по мере взросления ребенка, родители могут выполнять роль духовного обозревателя – предоставлять ребенку информацию и материалы о существующих религиозных и философских традициях мира. С другой стороны родителям следует избегать навязчивости и религиозного фанатизма.
Родителям следует внимательно отслеживать непредвиденные изменения, связанные со своей жизненной или религиозной философией, которые происходят после рождения ребенка и во время его взросления. Зачастую такие изменения в жизни родителей указывают на созревание ситуации связанной непосредственно с духовным формированием их ребенка, и могут указывать на его будущую предрасположенность к определенной традиции.
Как проверить на практике, насколько адекватны родители в своей роли посвящения ребенка в духовную традицию? Ребенок должен иметь выбор философских и религиозных направлений для следования, предоставленный ему самими родителями. Допустим, если к моменту отрочества ребенок заявляет о приверженности к Буддизму, то Буддизм должен быть выбран из нескольких понятных направлений ребенку, например из Христианства, Индуизма и т.д. Если же ребенок не имел выбор, в принятии решения, то такое следование философии может быть неустойчивым, фанатичным или показным, то есть безполезным.
Воспитательные принципы разных традиций буквально противоречат друг-другу. В одних писаниях говорится, что нельзя наказывать ребенка, в других что можно. Если все писания от Бога, почему есть противоречия? На что же тогда ориентироваться, если каждый может доказать свою правоту?
– Необходимо различать представителей традиции в сансарном мире, и реализованных святых этой традиции. Противоречия могут быть только в трактовке, которая проводится представителями религиозной традиции. Если же обратиться к мнению и примеру святых любой традиции – то все они, на уровне Поведения будут практически «одинаковы» и непротиворечивы. Спорить могут священники христианства, адепты Йоги, монахи Буддизма. Но слова и поведение, жизненный пример самого Будды, Иисуса, Лаоцзы, Йогов Сиддхов будут схожи и не противоречивы.
Здесь надо учитывать человеческий фактор, факт искажения священных текстов, ошибки при переписи или целенаправленно, в политических и социальных целях именно представителями религиозных конфессий.
Если для решения вопроса вы сомневаетесь, какой метод использовать, выберите тот, который не будет причинять ребенку страдания.
– Что делать, если ребенок рассеян и несобран? Посещает кружки и секции, но преподаватели жалуются, что он не сконцентрирован. То же самое и в школе.
– Наиболее частая причина рассеяности ребенка, это отвлекающие внимание развлечения. Конечно при условии, что ребенок испытывает интерес к посещаемым занятиям.
В этом случае необходимо исключить просмотр мультиков, телевизора, ограничить доступ к компьютерным играм, ввести строгую режимность питания (без хватания кусков со стола), ограничить безконтрольное посещение и пребывание гостей, пересмотреть ассортимент игрушек (уменьшить) – убрать лишнее. Уделять время прогулкам. Пересмотреть приоритеты посещения занятий и секций – оставить только самые интересные ребенку и полезные (исключить досуговые и оставить профессиональные).
– Как влияют на ребенка домашние роды? Можно ли к этому относиться серьезно?
– Для того, чтобы принять правильное решение, опираясь на философскую традицию Дхарма-пути, необходимо понять главное: необходимо полностью отказаться от культурной, этнической, семейной традиции, и любой другой традиции суеверий, в который вы находитесь здесь и сейчас.
С этой точки зрения, домашние роды – это не вечный закон, требующий исполнения в любой ситуации, а решение, к которому есть медицинские, социальные и бытовые показания.
Необходимо взвесить все «за» и «против» конкретно в каждом случае. Учесть мнение медицинского представителя (доктор, акушер и пр.), сопровождающего беременность. Адекватно оценить свои внутренние психические силы и физическую готовность. Оценить качество бытовых условий предстоящего мероприятия. Главное чего следует избегать – принимать решение по принципу «это должно быть сделано только так, и никак иначе».
– Ребенок (7 лет) с интересом начал ходить в школу, но со временем этот интерес стал ослабевать. Как влиять на ситуацию?
– Если Вы практикуете светский подход к решению проблем – Вам следует выяснить причину этого поведения и принять меры. Возможно, поменять школу или стиль образования (семейное, экстернат, заочное).
С точки зрения йогической практики, одна светская школа ничем не отличается от другой, неважно частная, муниципальная или с новейшими методиками. Это самый подходящий момент в жизни ребенка, когда Вы можете дать ему альтернативный социальному источник общения в своей сангхе с другими детьми. В действительности, современная светская школа – это представитель сансарных принципов поведения и сансарных богов. Таким образом, потеря интереса к этому заведению в ребенке – это его первое разочарование в сансарном типе общения и мышлении. Используйте эту возможность, чтобы поддержать ребенка, и указать ему на существование другой, более осознанной и счастливой реальности, через свой пример быть счастливым.
– Веданта или буддизм – все это очередные концепции. Чем больше таких концепций, тем больше запутанностей мы порождаем в ребенке. Разве нельзя воспитывать, не опираясь на догматику и концепции?
– Необходимость в пище, сне, комфорте, психологическая неудовлетворенность – это также концепции Ума, в которых ребенку приходиться жить сейчас и в дальнейшем. Если мы не в состоянии избавить его от желания принимать пищу, утолять жажду, от необходимости дышать, от дискомфорта при неблагоприятных погодных условиях, от потребности получать любовь родителей, и от необходимости переживать гармонию в отношениях с людьми, то о какой «свободе от концепций» может идти речь?
Рождение в мире людей, в мире плотных и грубых (физически ощутимых) энергий подразумевает непрерывное пребывание в концепциях, до самого момента освобождения. Таким образом, родителям не следует отказываться от воспитательных концепций, так как они являются своего рода инструкцией для проживания в нашем относительном мире.
Жизнь вне концепций могут позволить себе только освобожденные, просветленные существа. На практике это означает, что их переживание счастья никак не связано с внешней проявленной реальностью. В нашей повседневной реальности, ни дети, ни их родители не обладают таким качеством Ума, и поэтому должны следовать правильно подобранным инструкциям (концепциям) по проживанию в этом мире. Поразмышляйте над тем фактом, что отказ от концепций, это также концепция, только концепция неприятия.
– Ребенок постоянно просится в гости к друзьям, и после такого времяпрепровождения дома ведет себя несколько безпокойно. Стоит ли ограничивать его общение?
– В возрасте Младенца или Ученика пребывание ребенка за пределами своего дома усиливает элемент Ветра, а это в свою очередь ведет к потере самоконтроля и к неожиданным поведенческим реакциям. Дом и семья (Прарабдха карма) являются естественным способом заземления для детей. Заземление ведет к успокоению Ума и улучшению повседневной концентрации.
*************
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя. Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа».
По всем вопросам, связанным с приобретением, распространением и помощью в издании книги, проведением лекций по представленной теме автором, а так же по вопросам участия в летнем спортивном лагере в горах Алтая и проекте «Центр-Аскат» можно обращаться по электронному адресу: