ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ ДХАРМЫ
Автор: Антон Бухмастов
Родился в 1985 году.
С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.
С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.
Опыт работы с детьми 14 лет.
Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.
Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.
Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.
Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.
«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.
Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.
Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»
посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации
(продолжение, начало в ноябрьском номере)
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
VĀRṆADHARMA
«В соответствии с тремя гунами
материальной природы
и деятельностью, связанной с ними,
Мною созданы четыре класса
человеческого общества»
Бхагават-гита.
Ранее мы говорили о социальном институте Varnaashrama, который раскрывал предназначение человека в соответствии с временным аспектом реализации – какие действия, в какой жизненный период лучше всего совершать, чтобы накапливать позитивные впечатления и не накапливать негативные впечатления Ума.
Varnadharma – это дополнительный инструмент самоопределения, который раскрывает ситуативные способности и предрасположенности каждого ребенка. Varnadharma – это четыре психических конституции, на активном взаимодействии которых, держится существование всего общества.
Чем лучше понимание этого аспекта в обществе, тем гармоничнее и счастливее его представители. Каждый из четырех Дхарма-типов выполняет определенную деятельность, в соответствии со своим интеллектом и внутренним пониманием счастья. Представителей каждого из Дхарма-типов, можно обозначить следующим характеризующим действием: люди ремесленного труда, люди торговли, люди управления, люди науки и знаний. Все четыре типа являются равными в правах и свободе осуществления своей социальной роли. Для гармоничного взаимодействия всех сословий не допускается лестница иерархии, при которой один психотип имеет социальные преимущества над другими.
С помощью четырех частной формулы Vārṇadharma можно описать все возможные отношения различных типов людей при объединении их в культурное сообщество. Во все времена людям необходимы предметы труда и быта, изготовлением которых занимаются ремесленники. Для процветания общества требуется перераспределять избыток материальных благ и финансовые или товарные потоки – и этим занимаются люди торговли. Для регулирования общественных и межгосударственных отношений необходимы люди управления. И для продвижения духовной науки и научно-технического прогресса необходимы люди знаний;
Vārṇadharma – это принцип самоопределения по внутренним параметрам восприятия (AtmaDrstiVassana), а не по родословной ребенка. Поэтому предназначение не определяется внешним статусом и сословием семьи, в которой родился ребенок. Неправильное понимание этого вопроса породило жесткую кастовую систему древней и современной Индии, и полностью дискредитировало институт Vārṇadharma.
Предназначение (Дхарма) – это не статус, а жизненная идея, с которой приходит в жизнь каждый человек, и которая будет устойчива на протяжении всей жизни. Каждый человек способен переживать естественное состояние счастья в повседневной жизни, если будет следовать своему предназначению.
Предназначение в ребенке нельзя сформировать. Предназначение можно увидеть, если родители будут внимательными, проявлять сочувствие, мудрость и наблюдательность. Именно искусственное, неграмотное давление на природу ребенка породило в нашем обществе феномен «торгующих учителей и необразованных торговцев». Это результат неумелого воспитания, когда «ценности определяют предназначение».
В прежние времена существовал обряд определения психотипа ребенка. В раннем возрасте (обычно до 3х лет) перед ним раскладывали четыре предмета, каждый из которых являлся ассоциацией определенного рода деятельности: монеты символ торговли, молоток символ ремесла, книга – символ знаний, и меч – символ борьбы (управления). Считалось, что первый предмет, к которому тянулся и проявил интерес ребенок – определял его жизненное предназначение.
Однако такой способ «определения» может иметь большую неточность, особенно в наш век спутанных и смешанных социальных ролей, когда рождаются дети с кармическими препятствиями к реализации своей внутренней природы. К тому же сегодня практически полностью утрачены «инструкции» по проведению такого рода ритуалов.
Практическая Йога предлагает наиболее совершенный и точный способ определения психотипа ребенка – это путь внимательности родителей (Vishudhimarga) и метод наблюдения (созерцание и аналитическая медитация на Дхарма-природу). Обращая внимание на поведение ребенка, его проявление в разных ситуациях, и утончая свое восприятие, можно сделать определенные и точные выводы о внутренней природе ребенка без дополнительных ритуалов и обрядов.
Рассмотрим обобщающую таблицу четырех типов предназначения (Дхарм). Акцентируем внимание на принципах правового социального равенства каждого психотипа и разместим все четыре Дхармы в одну строку таблицы:
ЛЮДИ РЕМЕСЛА |
ЛЮДИ ТОРГОВЛИ |
ЛЮДИ УПРАВЛЕНИЯ |
ЛЮДИ ЗНАНИЙ |
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: | создают предметы труда | перенаправляют материальные потоки | регулируют отношения | занимают-ся научной деятельностью |
ПРЕОБЛАДА-ЮЩИЙ УМСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП (VĀSANĀ) | желание взаимодействовать непосредственно с элементами природы (проявляться через тело – желание работать руками) |
желание совершенствовать окружающее пространство (желание проявляться через пространство – создавать комфорт) |
желание утверждать принципы справедливости (желание проявляться через отношения – расставлять всех на «места») |
желание взаимодействовать с тонкой информационной природой (желание проявляться через идеи – читать книги, разбираться в теориях) |
ПРЕОБЛАДА-ЮЩИЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (CAKRA) | муладхара (осн.)
свадхистана (доп.) |
свадхистана (осн.)
манипура (доп.) |
манипура (осн.)
вишудха (доп.) |
вишдуха (осн.)
аджна (доп.) |
АКТИВНЫЕ ЭЕЛЕМЕНТЫ
(TATTVA) |
земля (осн.)
вода (доп.) |
вода (осн.)
огонь (доп.) |
огонь (осн.)
воздух (доп.) |
воздух (осн.)
пространство (доп.) |
РАЗРУШАЮЩАЯ
ДЛЯ ЛИЧНОСТИ ТЕНДЕНЦИЯ (TAMAS GUNA) |
потворство к чувственным удовольствиям (алкоголь, секс)
упрямство |
жадность,
безпринципное стремление извлекать выгоду; поиск личной пользы в отношениях |
превышение полномочий,
покровительство криминальных принципов; склонность к психическому насилию |
вредные идеи и изобретения для живых существ;
склонность к ментальным непрактичным блужданиям |
БЛАГОПРИЯТ-НАЯ
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА ТЕНДЕНЦИЯ (SATTVA GUNA) |
практика сублимации энергии, самоконтроль,
физическая активность |
благотворительная
спонсорская деятельность, физическая активность, соблюдение диетического питания |
деятельность для самоотдачи и служения;
оказание помощи в решении конфликтных ситуаций, защита слабых |
следование принципам гуманности и человеколюбия, поиск высшей истины, изучение духовного знания |
ХАРАКТЕ-РИЗУЮЩАЯ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ | «золотые руки» «моя хата скраю» |
«хитрый лис»
«честный купец» |
«скажет, как отрежет»,
«сказано -сделано», |
«всезнайка»
«семь пядей во лбу» |
ФИЗИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ | сильное физическое тело,
естественный аскетизм
|
мягкость физического тела,
врожденная энергичность, |
от рождения неразвитое физическое тело,
психический аскетизм, моральная стойкость |
Обычно неразви-тое, или болезнен-ное физичес-кое тело, плохая переноси-мость тяжелых природ-ных условий |
С точки зрения духовной реализации – каждый психотип имеет равные возможности для достижения освобождения, но требует разный подход на пути методов и практик.
С точки зрения отношений – наименьшее понимание достигается между «отдаленными» психотипами: ремесло-управление, ремесло-наука, торговля-наука. Перечисленные пары – это наименее удачное сочетание сотрудничества. Взаимное идейное неприятие для этих пар характерно на «внешнем» социальном и «внутреннем» семейном уровне отношений.
С точки зрения семейных отношений:
-сочетание в семейной паре двух «одинаковых» типов Дхармы будет усугублять разрушающую тенденцию обоих партнеров (например, муж-Дхарма торговли и жена-Дхарма торговли).
-сочетание в семейной паре двух «отдаленных» (см. выше) типов Дхармы будет усиливать тенденцию взаимного непонимания и означает наличие кармических препятствий для построения семейных отношений (например, муж-Дхарма торговли и жена-Дхарма знаний).
-сочетание в семейной паре двух «близких» типов Дхармы – ремесло-торговля, торговля-управление, управление-наука – будет способствовать развитию качеств каждого партнера. (например, муж-Дхарма управления и жена – Дхарма знаний) при условии обоюдного осознания Дхарма природы партнера.
С точки зрения гендерного воспитания – для мальчиков понимание своей природы используется напрямую и связанно с тем, какой способ социальной реализации и достижения материального благополучия выберет будущий мужчина. Для девочек понимание своей природы и умение различать мужской психотип используется косвенно. В основном для того, чтобы научиться понимать психотип партнера и понимать возможный уровень отношений с конкретным человеком как приемлемый или неприемлемый.
Все сказанное можно сформулировать в следующий афоризм:
ॐ) Мальчики следуют своему предназначению буквально – в социальной среде; девочки следуют Дхарме косвенно, внутри семейных отношений.
В исследовании Дхармы природы в основном преобладает «гендерный ключ» – более сложно определяется (или вообще скрыто) предназначение девочек. Природу мальчика распознавать гораздо легче и очевиднее.
С точки зрения материального благополучия – все четыре типа равнозначны, т.к. бывают богатые ремесленники и бедные торговцы. Благополучие и достаток – это более глубокий уровень кармы, чем психическая конституция.
С точки зрения воспитания – родителям следует внимательно наблюдать за тем, с какими «психическими» типами ребенок строит дружеские отношения. Часто дети неосознанно балансируют недостаток или «подавленность» своих внутренних тенденций. Классическая ситуация: ребенок интеллектуал начинает дружить с ребенком ремесленного типа – таким образом, интеллектуал балансирует «подавленность» своих нижних психических центров «внешним» способом, если в его семье преобладает нечистое видение, стыдливость и неприятие энергий нижних психических центров Муладхары и Свадхистаны.
С точки зрения социального роста, каждый тип Дхармы при успешной реализации будет стремиться к переходу в следующий тип Дхармы. Например: удачливый ремесленник откроет лавку своих товаров и начнет торговать; удачливый торговец начнет оказывать социальное покровительство и попытается попасть в правящее сословие; удачливый управленец начнет повышать уровень своих знаний и углублять самосознание; удачливый научный деятель замыкает круг и для собственного развития попытается овладеть прикладным ремесленным искусством;
Для практического усвоения материала приведем небольшой разбор взаимоотношений разных типов Дхарм на примере детской спортивной группы (любой вид спорта): дети ремесленной группы обладают хорошими физическими данными и концентрацией на деятельности своего тела, поэтому именно дети этой группы становятся чемпионами и профессиональными спортсменами. Обладают авторитетом в группе благодаря своим достижениям. Обычно мало интересуются информационной составляющей, мало читают книги (бывают исключения). Дети ремесленной Дхармы в спорте – это двигатель прогресса и спортивных достижений. Для таких детей победа и участие – это самоцель занятий.
Дети Дхармы торговли могут заниматься спортом для здоровья. Спортивная карьера для такого психотипа – очень маловероятна. Однако в будущем, именно такие люди открывают магазины спортивной одежды и спортивной тематики. То есть для человека торговли – Спорт, это не стиль жизни, а торговая марка. В группе такие дети могут обладать «материальным» авторитетом через благосостояние родителей, атрибуты, одежду.
Дети Дхармы управления могут становиться чемпионами при больших усилиях и работе над собой. Для таких детей – спорт, это полигон психических столкновений. Победа и участие – это не самоцель, а дело внутренних принципов. Обычно дети управления занимаются спортом неосознанно, для накопления психической силы. В последующем, такие люди возглавляют спортивные федерации, становятся руководителями направлений. В детской группе дети Дхармы Управления обладают авторитетом благодаря силе характера и поведения. Обычно это те дети, которые постоянно за кого-то заступаются и попадают в разные «опасные» ситуации. В социальном и семейном кругу таких детей выделяет повышенный эгоизм, так как для осуществления Дхармы управления необходима сильная психика и амбициозность. Родителям следует дать ребенку возможность правильно направить эгоизм через спортивную практику и самоотдачу и с пониманием относится к его проявлениям.
Дети Дхармы Знаний с самого начала занимаются спортом для здоровья или, если в направлении присутствует «интересная» идея, способная привлечь их внимание. Дети этой группы практически никогда не занимаются спортом профессионально. Спортивное «противостояние» и борьба может казаться им примитивной и непонятной идеей. Дети Знаний часто обладают неразвитым физическим телом, но интересуются информационной составляющей предмета. Во взрослой жизни такие люди пишут книги о боевых искусствах и спортивно-научную литературу. В детской группе дети Знаний могут не обладать авторитетом. Часто внутренний, мыслительный мир таких детей не стыкуется с реальностью или опережает происходящие события относительного плана, что не способствует взаимоотношениям с другими детьми. С другой стороны спорт для детей Знаний – это один из немногих способов качественного «заземления», при котором возникает необходимый для здоровья баланс нижних и высших психических центров.
Раскрытие предназначения ребенка – это важная часть этапа его становления как зрелой и успешной личности. От понимания своего предназначения зависят многие выборы будущей, взрослой жизни: выбор профильного образования, выбор места работы, выбор способа творческого самовыражения и социальной реализации, выбор партнера для создания семьи. Обобщенно, принцип Дхарма-природы, можно представить, как четыре типа приспособленности человека приносить пользу другим людям собственным мастерством (Shudra), щедростью (Vayshiy), характером (Kshatri) или интеллектом (Bramin).
В мире современных технологий родители могут проявлять творчество и создавать подходящие ситуации для наблюдения за проявлением природы и склонностей ребенка. Например, дети часто, верно и неосознанно ассоциируют собственную Дхарма-природу с каким либо персонажем мультфильма или кинофильма. Родительская наблюдательность в этом случае может принести хорошие результаты в процессе познания природы и склонностей ребенка к той или иной деятельности.
Дополнительным инструментом в исследовании Дхарма-природы ребенка, является изучение генеалогического древа семьи. Так как в основном дети копируют карму своих родственников через поколение – дхарма ребенка часто оказывается схожей с дхармой его бабушки или дедушки. «Яблоко от яблони недалеко падает» и это значит, что от союза двух ремесленных людей никогда не появляется ребенок управления или знания. В исследовании генеалогического древа необходимо понять сам принцип схожести Кармы ближайших родственников в одном или через одно поколениях.
Завершим исследование детского предназначения замечательным и практичным афоризмом:
ॐ) Родителям необходимо распознать природу ребенка; дать ему возможность развиваться в соответствии со своим предназначением.
Краткий итог раздела посвященного гендерному и психологическому аспекту воспитания ребенка:
-ребенок, это полноценный человек, и имеет одинаковое строение физического тела и тонкого тела Ума со взрослым человеком.
-родителям необходимо научиться воспринимать в ребенке в первую очередь Ум, ту основу, которая проявляется через тело.
-основная жизненная задача мальчика – постоянно работать над собой, с целью улучшения характера.
-основная жизненная задача девочки – сохранение благочестия.
-ошибка современности в гендерном аспекте воспитания – смешивание разных принципов воспитания для мальчиков и девочек
-вся современная система образования (сад-школа-вуз) построена на мужском принципе «достижения» и «оценки качества» результата.
-основная задача родителей в гендерном аспекте воспитания: позволять ребенку решать задачи мужского или женского типа соответственно.
-основная ошибка родителей в гендерном аспекте воспитания: давать ребенку задачи не соответствующие его мужской или женской природе.
-основа будущих семейных отношений детей – это прожитый сценарий отношений со своими родителями.
-взрослый человек и ребенок живет для счастья
-счастье не является объектом, – это состояние Сознания, переживание полноты бытия здесь и сейчас.
-счастье не может быть обусловленным, но способ достижения счастья может быть обусловлен восприятием Ума.
-все возникающие детские «желания» – это неосознанные реакции на движение внутренней энергии с целью достигать счастья.
-счастье ребенка и счастье взрослого – это одинаковые состояния, достигаемые разными способами.
-повседневное счастье взрослых – обусловлено деятельностью, счастье детей обусловлено естественным состоянием.
-психологическая задача родителей – превратить «присмотр» за ребенком в Созерцательную практику.
-дети не играют в игре, а проживают реальность через игру
–взросление наступает не усилиями извне, а является естественной природной тенденцией.
-ошибка родителей – это приучать детей к ложному отождествлению Счастья с захваченностью действиями.
-каждый ребенок – будущий взрослый, может быть счастливым, следуя своему предназначению.
-родителям следует быть внимательными и помочь ребенку раскрыть свое предназначение, Дхарма-природу.