Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
взгляд из другого мира
Глава 14
Божественная гордость
«Я есть Брахма, Создатель Вселенной.
Во Мне все мудрецы и боги в соответствующих формах. Во мне все небеса со всеми созданиями. Во мне горы, континенты и океаны. Во мне полубоги и демоны, сияет солнце, происходят процессы создания».
Йога Васиштха, гл.3.3 «История о сыновьях Инду»
Внутренняя сущность обладает свойством сияния (спхурана), поэтому сознание джняни, целиком поглощенное этой сущностью, также не может не благоухать, не сиять, не проявляться, не сверкать, не очаровывать, не изумлять, не вводить в благоговейный трепет, не вызывать восторг, любовь и восхищение. Божественная гордость исходит из понимания джняни самого себя, своей Природы.
Божественная гордость естественна для джняни, как свет естественен для солнца, а шум для ветра. Она воплощает его величие, славу, запредельность, торжественность и великолепие, чистоту, достоинство, любовь, честь, безмолвную силу и игру. Это величие юного принца, которого только что возвели на престол и вручили царские атрибуты. Божественная гордость не присуща эго и уму джняни. Напротив, его ум и эго пребывают в полном смирении. Она исходит из его внутренней самости (Атмана), спонтанно, без усилий и методов.
Божественная гордость это ощущение себя божеством (дивья бхава). Это особое внутреннее достоинство, внутренняя аристократическая порода чистого сознания джняни, его уникальность, неповторимость и божественная элитарность, его избранность, пассионарность.
Это его утонченность, чистота, ясность, мудрость и спокойная уверенность, самодостаточность, целостность и установленность в самом себе.
В божественном мире нет плебеев, там каждый высокороден, трансцендентен, уникален, даже нищий, но по-своему.
Эта высокородность не есть крикливые или капризные притязания эго на собственную исключительность среди других, это внутренняя слава, отрешенная, безмятежная тихая и чистая, исходящая от Всевышнего Источника.
Божественная гордость не имеет ничего общего ни со снобизмом «высокопродвинутого» йога-садху, ни с гордыней мага, желающего повелевать другими, ни с самомнением ученого философа-пандита.
Божественная гордость основана на смирении духа, смиренномудрии. В ней нет ничего напыщенного, надуманного, искусственного или показного. Она естественна, как свет солнца, как синева неба. Это спокойная, могучая уверенность и безмолвная сила. Это внутреннее величие, которое специально не показывают, но которое и не спрятать, если не прятать специально.
Ее нельзя подделать, выдумать, создать искусственно, как нельзя подделать или выдумать любовь. Джняни всегда ясно знает и ощущает, что он – Абсолют, а Абсолют это тотальная всепоглощающая божественность. Это сакральное измерение бытия, полное чистоты, гармонии, славы, величия, утонченности, игры, восторга, блаженства, красоты, торжественности, могущества и великолепия, в котором днем и ночью купается джняни.
песня «Хвала божественной гордости»
Ом
Почтение изначальному Гуру!
Тысячекратно простираюсь перед тобой, о величественная Дивья-бхава,
царственная, полная запредельного могущества,
подобная тысяче золотых слонов,
по величию подобная горе Меру, царскому трону Индры и лотосу Брахмы,
приводящая в благоговейный трепет даже богов,
воплощенная Айшварья-шакти самого Брахмана,
та санкальпа, что выражена великим изречением «Я – Брахман» (Ахам Брахмасми)
Что может быть выше привлекательнее тебя,
что может быть превосходнее и глубже тебя?
Ты сама – изначальная Сахаджа-дэви, Брахма-спанда,
творящая вселенные одним своим намерением,
ты – само сердце Ануграхи,
ты – сущность творения, поддержания и разрушения,
все существа, силы, риши, кумары, сиддхи, боги, гандхарвы,
якши, апсары, асуры, дайтьи, наги,
все таттвы исходят из тебя, питаясь твоим светом,
но ты, будучи Брахманом, исходишь лишь из себя самой.
Тысячу раз благословлен тот йогин,
кто, получив передачу, усердно, без отвлечений медитирует на тебя,
вновь и вновь погружая свой ум в божественную гордость
и представляя: «Несомненно, Я есть Брахман,
Я – Всеобщая Основа всего,
Я – один без другого, бесконечный, вечный,
непостижимый, неописуемый, безопорный и всепроникающий».
Тот, кому известны тайны гордости божества,
превосходящей все Нираламабхи, медитации на величие Брахмана –
высший йог, уважаемый даже богами.
Ведь медитируя так,
он сам становится священной сущностью в сердце всех богов,
всеведающей, совершенной и чистой.
Как чудесны три способа медитации на Махавакью –
с опорой на «Ахам»,
с опорой на связь «Ахам» и «Брахмасми»,
с опорой на «Брахмасми»,
медитация с опорой на «спанду» – тонкую игровую активность ума!
Тот истинный мастер Джняна-йоги и Лайя-йоги,
кто овладел тайным мастерством объединения бхавы с телом,
объединения бхавы с праной,
объединения бхавы с пятью чакрами и внешними таттвами,
тот, кто знает три великих действия: «испускание»,
«поглощение милости» и «пребывание в единстве»,
тот, кто день и ночь выполняет насыщение Дивья-бхавой иллюзорного тела,
наслаждается днем и ночью спонтанным блаженством,
не прилагая усилий и овладевает иччха-сиддхи.
Разве может быть что-то недостижимое для такого йога,
который знает эти тайные методы,
которые можно получить лишь от сведущего учителя?
Тот, кто всегда почитает Брахмана, поклоняясь Дивья-бхаве,
почитает Дивья-бхаву созерцанием,
обладая различными силами,
счастливо живет он в этом мире
и в конце концов достигает Высшего Освобождения.
Самайя.