За рамками биологической эволюции: что такое трансгуманизм
Автор
Римма Ремизова
Концепция трансгуманизма появилась в начале XX века. Что она собой представляет и каковы ее перспективы в России и мире — в материале РБК Трендов
Первые размышления о том, как обуздать старение и смерть
Термин «трансгуманизм» в современном значении одним из первых использовал и популяризовал биолог-эволюционист, первый генеральный директор ЮНЕСКО и брат писателя Олдоса Хаксли Джулиан Хаксли в 1957 году в своей работе «Новые бутылки для нового вина».
В ней он писал: «Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя — не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид — другим), но и как человечество в целом. Нам нужно [придумать] имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы».
Джулиан Хаксли, 1922 год (Фото: wikipedia.org)
Сегодня принято определять трансгуманизм как философское и научное движение, которое пытается понять, как выйти за рамки биологической эволюции человека. Для этого изучаются возможности и последствия применения технологий, опасности и преимущества их использования, рассматриваются, в том числе, идеи слияния биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. Другими словами, трансгуманисты предлагают совершенствовать тело и разум человека при помощи технологий.
Трансгуманизм не монолитен и состоит из различных течений, но все они главной своей целью видят победу над старением и смертью. Основная мысль этой философии заключается в бесконечном совершенствовании возможностей и способностей во всех областях человеческой жизни.
Кроме этого, особое место в трансгуманизме занимает искусственный интеллект. Многие последователи считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс позволит создать сверхчеловека, который будет принципиально отличаться от нынешних людей. Особенно в этом должны помочь генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов или прямых интерфейсов «мозг — компьютер».
Идеи трансгуманизма
Некоторые основные цели движения в 2017 году описал французский философ, врач и теолог Жан Бобок в своей книге «Расшифрованный трансгуманизм».
Уменьшение смертности, увеличение продолжительности жизни, стремление к бессмертию (когда границы жизни отсутствуют) или вне-смертию (когда границы жизни не определены). Ключевая идея — перейти от человека исправленного (вылеченного) к человеку улучшенному, а затем — к бессмертному.
Выращивание детей (от зачатия до момента рождения) в искусственной матке (так называемый эктогенез), которая будет «аналогом совершенного инкубатора, синтетически воспроизводящего и регулирующего с помощью компьютера естественные функции материнского организма (кормление плода, удаление отходов, поддержание нужной температуры тела, создание звука сердцебиения матери и так далее)». Так получится отделить процессы зачатия, вынашивания и деторождения в пользу чисто технического и десексуализированного человеческого воспроизводства.
Редактирование генома и различного рода генетические манипуляции. Ключевая идея — создание «идеального ребенка» или устранение генетических заболеваний (предрасположенности к ним).
Создание искусственного интеллекта. Основная цель — перенести сознание человека в цифровое пространство. Эта гипотетическая технология предполагает сканирование структур серого вещества и перенесения сознания из головного мозга на какой-то другой носитель (uploading, или «мозг на флешке»). По сути, в этом заключается перспектива цифрового бессмертия.
Имплантация чипов и других технологических устройств в мозг и тело человека.
Революция на общественном уровне, включающая в себя вопросы обязательности или добровольности улучшения человека, споры об эвтаназии, определение этических и научных границ редактирования генома и т.д.
Кроме этого, существует еще ряд направлений, рассматривающих методы достижения целей движения. Одно из них — развитие нанотехнологий, наномашин. Согласно представлениям трансгуманистов, когда-нибудь наномашины смогут выполнять множество разных задач и при этом будут обладать такой точностью, что человеческое вмешательство им больше не понадобится, а человек, наконец, сможет заняться другими, не менее важными вещами.
Следующее направление — развитие крионики. Это практика сохранения тела умершего человека или его частей (голова, мозг) при сверхнизких температурах с расчетом на то, что через много лет наука уйдет далеко вперед, и появятся технологии, позволяющие оживить и вылечить его. Адепты крионики идеальными условиями считают ситуацию, когда пациент умирает в присутствии персонала криофирмы, которые сразу же после объявления юридической смерти начинают процесс крионирования.
Фото: Unsplash
При этом можно предположить, что идея крионики берет свое начало в философии русского космизма Николая Федорова (другие известные представители — ученые Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский). Федоров был убежден, что смерть — это не какой-то неизбежный фатум: человек создан для вечной жизни, и мы должны переделать мир и победить смерть. Эту цель он считал вполне достижимой и верил, что развитие науки приведет к возможности воскрешения умерших.
Еще одно направление — это концепция «умной пыли»: передовая технология, которая стоит на стыке робототехники и нанотехнологий. Предполагается создание некой микроскопической сетки, электромеханических систем, устройств, связанных между собой, которые будут получать данные из окружающей среды, иметь собственные сенсоры, коммуникацию и питание и смогут выполнять абсолютно любые задачи — от диагностики организма до управления погодой.
Трансгуманизм в России и за рубежом
В России трансгуманизм не считается самостоятельным философским течением — его скорее воспринимают как идеологическое движение. Однако исторически в русской философской мысли существует близкий к трансгуманизму иммортализм. Ключевая его идея заключается в улучшении и максимальном продлении жизни человека.
Некоторые российские приверженцы современного трансгуманизма считают, что труд «О человеке, о его смертности и бессмертии» Александра Радищева, написанный им в ссылке еще в 1790-е годы, стал неким прообразом всей трансгуманистической философии. Кроме того, они апеллируют к работам Карла Маркса, который считал, что автоматизация и новые технологии позволят человеку никогда больше не работать. Не нуждаясь ни в чем, он сможет уделить время собственному развитию.
Фото: Unsplash
Самое известное объединение трансгуманистов Humanity + было основано в 1997 году профессором Оксфорда Ником Бостромом и его коллегой Дэвидом Пирсом, сторонником так называемого «гедонистического трансгуманизма» (призывает к избавлению мира от страданий путем конструирования рая на Земле при помощи медикаментов, биотехнологий и генной инженерии). До 2008 года организация называлась «Всемирная трансгуманистическая ассоциация» (World Transhumanist Association, WTA).
Humanity+ насчитывает более 6 тыс. участников из 100 стран мира и ставит перед собой следующие задачи:
поддерживать и развивать общественный диалог о новых технологиях;
просчитывать и предлагать решения для негативных последствий их развития;
защищать право индивидов применять методики совершенствования;
поощрять развитие технологий с высоким потенциалом.
В России есть сообщества и площадки, прямо или косвенно занятые идеями трансгуманизма. Это, например, Институт философии РАН и Российское философское общество. На его базе было образовано «Российское трансгуманистическое движение» (РТД), считающееся второй организацией в мире по численности после WTA. РТД берет начало на сайте Bessmertie.ru, созданном Дмитрием Рязановым в конце 2000 года.
Сторонники РТД сфокусированы на бессмертии, а ключевая задача определяется так: «С помощью науки и современных технологий безгранично развивать личность, выходя за считающиеся сейчас естественными пределы человеческих возможностей».
Кроме того, в 2011 году предприниматель Дмитрий Ицков основал стратегическое общественное движение «Россия 2045». В него вошли российские эксперты в области нейроинтерфейсов, робототехники, искусственных органов и систем для разработки технологий кибернетического бессмертия, с основной идеей — перенести индивидуальное сознание на небиологический носитель, в новое небиологическое тело. Правда, проект был свернут в марте 2018 года в связи с недостаточным уровнем финансирования исследований.
Игорь Артюхов, ведущий эксперт «Института биологии старения», отмечает, что в России большинство людей не обладают информацией о трансгуманизме или воспринимают эту философскую концепцию как заговор сумасшедших ученых, которые хотят заменить людей роботами.
Оля Осокина, основатель health-tech компании AIBY, считает несколько иначе: «Отношение к трансгуманизму в России и за рубежом не имеет принципиальных различий. Россия, как и другие страны, продолжает поднимать вопросы регулирования взаимоотношений человека и робота. Евросоюз активно взялся за регулирование искусственного интеллекта. При этом США за счет технологической Долины удается собрать сток знаний со всего мира».
«Трансгуманизм — это скорее мировоззрение. Здесь нет деления на западный взгляд и наш. Единственная деталь: можно увидеть, что в российском интеллектуальном дискурсе трансгуманистические идеи вызывают чуть больше проблем, чем на Западе», — добавляет Екатерина Гресь, философ, преподаватель Школы критического мышления и популяризатор философии.
Например, одна из трансгуманистических идей — идея преодоления пола, постгендеризм — вызывает опасения у российских защитников института семьи.
Еще одним аккордом является критика с политической точки зрения, поскольку, по мнению российских противников трансгуманизма, последний создает ложные идеалы и новые идеологии, а также философию, религию и систему ценностей. А они якобы подрывают корректное централизованное управление государством, а также увеличивают вероятность возможной манипуляции общественным сознанием.
Наибольшее понимание философия находит у молодых людей с высшим образованием — естественнонаучным, техническим, у ИТ-специалистов.
По поводу перспектив движения именно в России Олег Долгицкий, социальный философ, говорит так: «России повезло с огромным количеством месторождений титана, это значит, что мы будем очень серьезно двигаться в сторону эндопротезирования, которое уже включено в ОМС граждан России. Биотехнологии в РФ тоже будут развиваться, это ярко показала ситуация с пандемией, где мы одними из первых разработали вакцину от коронавируса. Наше отличие от США заключается в том, что мы нацелены больше на массовые разработки для всех, а Америка работает на уникальные заказы для лечения редких заболеваний».
Титан — ценный материал в тех отраслях, где выигрыш в массе играет доминирующую роль, в частности, в медицине. Использование титана и его сплавов в ортопедии и травматологии также связано с высокой коррозионной стойкостью во многих химически активных средах, низким модулем упругости и плотностью, высокой удельной прочностью. Титан широко применения в области эндопротезирования. Титановые эндопротезы также предназначены для выполнения операций с целью полного замещения пораженного тазобедренного сустава.
Между тем, сторонники бессмертия и интеллектуализации, ученые и философы, объединены не только общими идеями трансгуманизма, но и различными полезными проектами. Но, как отмечают эксперты, человечество пока не готово к той же крионике, несмотря на то, что отдельные элементы, такие как стволовые клетки, кровь, сперма уже замораживаются и активно используются в современной медицине. Для развития всех этих направлений и проектов нужен мощный толчок, технологический прорыв, а также возможность донести до широких масс данные о жизнеспособности идей трансгуманизма.
(продолжение в следующем номере)
Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/futurology/60d2e2329a79471fc59e12e8