ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ФЕВРАЛЬ ’23)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценный

сосуд

Дхармы

  

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

 

Ведическая гносеология:

Догмы и процесс познания в адвайте и тантре

 

Вопрос: Свами, какие догмы есть в религии адвайты вашей традиции, которых нам нужно держаться на пути?

Ответ: Про догмы – это не к нам. Это больше к авраамическим религиям относится. Догма – это способ мышления, абсолютизирующий отдельные концептуальные установки и совершенно не учитывающий вас как участника восприятия мира, наблюдателя, не учитывающий ваши место, время и конкретные обстоятельства (деша-кала-патра).

Догма – это какая-либо доктрина или ее часть, принимаемая за истину в конечной инстанции без доказательства, без опытного обоснования и личной проверки, а лишь на основе веры или приятия чьего-либо авторитета, например авторитета писаний. Догму невозможно обосновать или проверить на личном опыте, в нее можно только верить. По моему мнению, догма – это карта, часто заменяющая сам путь.

Но у нас, в ведической Дхарме, а тем более в адвайте, не так все устроено. У нас нет догм, а есть базовые принципы, максимы, аксиомы и постулаты, с которыми вы сами как субъект персонально взаимодействуете в процессе познания истины, с которыми вам предлагается вступить в активное сотворчество на пути, чтобы обнаружить их истоки в самом себе, которые надо открыть и узнать как часть своего «Я».

У нас 2 + 2 иногда бывает пять, иногда четыре, иногда миллион, иногда бесконечность. Все зависит от вас как субъекта, наблюдателя и участника процесса познания, от того, насколько глубоко вы проникли в тайны Абсолюта и его энергий.

 

Этернализм

 

У нас есть термин «этернализм», который означает увековечивание чего-либо, придание ему абсолютного характера. Отклонение в воззрении в сторону самобытия чего-либо. Вот это и есть догма. То есть мышление в догматическом ключе – это не воззрение джняни, это не джняна-дришти, а форма отклонения в воззрении. Догмы возможны лишь в двойственных, концептуальных учениях, фундаментом которых является определенный тип мышления – дуальная аристотелева логика. Такие учения держатся именно на догмах.

 

 

Иррациональная логика

 

Адвайта – учение уровня нечеткой логики (анеканта-вада), интуитивной иррациональной логики мистического опыта (саттарка-логики). Это иной когнитивный аппарат. Он тоже предполагает наличие веры, опору на священные тексты, но эта вера и опора иная, чем в этерналистских учениях. Она внемысленная и опирается на интуитивное знание, которое, тем не менее, может быть легко вербализировано, то есть сформулировано в текстах, словах и мыслях, оставаясь при этом абсолютно невыразимым и полностью отдельным от них.

 

Аксиомы и постулаты адвайты и тантры

 

В адвайте, ануттара-тантре нет догм, но есть изначальные аксиомы и постулаты, на которые мы опираемся, например: ведические махавкьи (великие изречения упанишад), пять верований (панча-шраддха), принципы яма-нияма, которые известны каждому индуисту и йогу, тройной канон священных текстов (прастхана-трайя). Мы их принимаем еще в самом начале пути и держимся всю жизнь, но это не догмы, а магистральные указатели направления в иррациональной, божественно-магической вариативной реальности Абсолюта, которые нам предстоит проверить в своем личном опыте медитации и созерцания. Карты, указывающие путь, не заменят сам путь. На эту тему рекомендую вам изучить изучить в тексте «Йога Васиштха» главу «Сказка о трех принцах, которых никогда не было».

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*