ИНДИЯ САКРАЛЬНАЯ. ВИШВЕШВАР (СЕНТЯБРЬ’15)

Индия сакральная.

Индия сакральная. Аруначала и 12 Джьотирлингамов. Вишвешвар.

Адрес: Алексей Перчуков.

В месте, где реки Варана и Аси впадают в Гангу, в древние времена был основан город Варанаси.

8(3)

В Сканда Пуране, в главе Каши Кханда, сам Шива говорит о Варанаси: «Три мира образуют один мой город и мой королевский дворец в нём». В Каши Кханде приводятся подробные описания храмов города, его мифическая история и необходимые для выполнения ритуалы и их значение. Золотой храм, или Каши Вишванатх, считается одним из принципиально важных для посещения джьотирлингамов: даршан Вишванатха (Владыки сущего) в сочетании с омовением в Ганге на одном из гхатов является одним из способов прижизненного достижения мокши. Упоминаемый еще в Сканда Пуране Золотой храм (называемый так за 15-метровый золотой шпиль) разрушался мусульманами бесчисленное количество раз, до тех пор пока не был отстроен заново одной из Маратхских цариц в 1780 году. Мандир расположен на одной из узких средневековых улочек города и открыт для всех (правда, возможность беспрепятственного входа в главную святыню не-индусам зависит от настроения служителей храма: иногда пускают, иногда нет). Рядом с главной святыней находится небольшой источник, джняна – вали, где, по преданию, от мусульманских захватчиков был спрятан главный лингам святыни.
Возникновение города Каши, Храма Ади Шакти и Джьотирлингама были предсказаны Шивой в главе Каши Кханда в Сканда пуранах, в тот момент, когда он обнаружил Шакти Питху (ухо Сати) на берегу Ганги. В этом месте Богине Шакти поклоняются в виде Вишалакши Маникарни, которая считается пятой из девяти форм Шакти. (8-51м)

Слово “Каши” означает “самоизлучающее”. Это не что иное, как высшее Я (Атма). Это воистину Джьотирлингам Вишванатхи.

Подлинная форма Атмы (Души) – это вечное, беспрепятственное, безупречное блаженство. Поэтому это святое место также известно как лес Всевышнего Блаженства. Место погребения или кладбище – то место, в котором все существа растворяются после смерти. Однако во время всемирного потопа, когда вся земля уничтожается полностью, священное место Каши всё же остаётся незатронутым. По этой причине данное место известно как махашмашана, величайшее кладбище. Здесь река Ганг течёт на север. Две речушки Варуна и Аси, текущие в восточном направлении, впадают в реку Ганг около Каши.

В человеческом теле северная сторона отождествляется с брахмарандхрой, то есть макушкой. Канал тонкого тела сушумна, который столь же священен, как и вода Ганга, растворяется здесь (в макушке).

Восточная часть человеческого тела отождествляется с лицом. Два канала тонкого тела – ида и пингала, проходящие через ноздри, сливаются с сушумной в голове. Эти два канала тела символизируются небольшими реками Варуна и Аси. Все три тонких канала соединяются в аджна-чакре, расположенной на лбе между бровями. Это место известно как Каши в собственном теле. Сияние духовного света находится в аджна-чакре. Оно отождествляется с Хамсой (небесным лебедем). В действительности, этот лебедь – Парамахамса (Трансцендентный Лебедь), который отождествляется с Вишванатха Джьотирлингамом в Каши. Поэтому тот, кто медитирует на свет души, исходящий из аджна-чакры, считается совершившим паломничество в Каши. Это духовное паломничество, которое человек может совершать везде, где бы он ни находился.

Одна из легенд о возникновении данного места рассказывает:

Махашива, тот который выше Шивы Тримурти, сотворил мужчину и природу в форме женщины, повелев им произвести потомство ради блага и процветания творения. Пара воззвала к Нему в молитве, чтобы Он выделил определённое место для их аскезы. Своей духовной мощью Махашива породил участок земли размером в 25 квадратных километров для вышеуказанной цели. Пара совершала непрерывную аскезу в течение долгого времени. Наконец вода хлынула широким потоком из тела мужчины, затапливая землю.

Умилостивленный молитвами, Шива поднял ввысь это особенное место на земле своим трезубцем, чтобы предотвратить его затопление. Взирая на это, Парамашива (Махашива) кивнул одобрительно. В этот момент Его серьга с драгоценными камнями упала, и от её падения образовалось огромное озеро. Этот священный водоём известен как Маникарника-тиртха (“мани” на санскрите означает “драгоценность”, “карника” – “серьга”, “тиртха” – священная вода). Природа, символизируемая женщиной, взмолилась Махашиве, чтобы Он оставался там в форме вечного сияния. Кроме того, пара изъявила желание получить дар, чтобы даже во время полного затопления и конца света это особенное священное место могло оставаться нетронутым и защищённым. Шива исполнил оба желания пары. Таким образом, этот Джьотирлингам существовал даже до начала творения. Позже это место тверди проявилось на планете Земля.

Благодаря своей преданности Вишванатхе, все небожители пребывали в этом священном месте.

Вишванатха сам даёт упадешу (посвящение) Рама-намы (имени Рамы) в правое ухо трупа любого, кто умирает в Каши, чтобы позволить душе сразу же достичь освобождения. По этой причине данное место известно как авимукта-кшетра (священное место освобождения). Вишну совершал аскезу в этом священном месте, ввиду чего оно особенно значимо для поклонения и Шиве, и Вишну. Какое бы существо ни умирало здесь, его труп не способен что-либо осквернить. Следовательно, даже если кто-то дотрагивается до трупа здесь, он остаётся незапятнанным. Более того, здесь многие люди касаются трупа с преданностью и простираются перед ним ниц. Все небожители пребывают здесь. В силу этого в данном священном месте не остаётся неисполненных желаний и недостижимых целей.

Еще одна легенда, связанная с этим местом:

Паракрити и Пуруши (Вселенная и человек, Шива и Шакти) были созданы Шивой, чтобы посредством Тапаса создать лучших людей. Он определил лучшее место для этих целей. Вишну, проживая в этом городе под названием Панчакоши, провел много времени в молитве Шиве, и в результате его молитв там появились священные источники. Вишну был так удивлен этим событием, что склонился перед Шивой в глубоком поклоне, во время которого, драгоценный камень выпал из его уха. Место падения камня получило название Маникарника. Город Панчакоши Шива поместил в свой трезубец. Затем из пупка Вишну появился цветок лотоса с господом Брахмой внутри. По поручению Шивы Брахма сотворил мир. Но Шива держал свой город в стороне от целой вселенной. В нем Шива сам установил спасительный Муктидаяк Джьотирлингам, который он никогда не может покинуть. Шива переместил город с трезубца в смертный мир. Но Панчакоши не должен был быть разрушен даже по завершении дня Брахмы, а во время окончательного разрушения мира Шива спрятал его в своем трезубце. В Каши Авимуктешвар лингам установлен навеки. Даже те, кто потерял надежду на спасение, могут обрести мокшу в этом месте.

Лишь памятуя об этом месте, человек благословляется на обретение мира в душе,процветания и совершенного Знания, а также освобождения.

Вечный город Шивы на Ганге многие столетия обуславливает главные духовные, философские и ритуальные аспекты всех дхармических религий. Авимуктака, Анандаканана, Махасмашана, Сурандхана, Брамавардха, Сударшана, Рами, Варанаси, Каши, Бенарес… Люди поселились здесь еще на заре времен и до сих пор не покидают дышащие древностью стены города — история не знает других поселений с непрерывающейся человеческой популяцией, не покинутых в связи с войнами, эпидемиями или изменениями климата. Некоторые археологические изыскания и письменные источники (самый ранний из них Атхарва Веда) датируют Варанаси вторым тысячелетием до нашей эры, в то время как отдельные теоретики склонны предполагать о существования здесь поселения с 4 – 5 тысячелетия до нашей эры.

Обозначенный как Каши в фундаментальном индоарийском эпосе Ригведа, город издревле славился как центр образования и сосредоточия учености, в недрах которого укреплялись и приобретали очертания традиционные для полуострова религии, культы и секты.

Храм Каши Вишванадх в своем современном виде был отстроен Ахалья Деви Холкар в 1777 году. В 1785 году король Каши Мансарам и его сын Белвант Сингх построили множество храмов около Варанаси.

Король Ранжит Сингх покрыл Каши Вишванадх золотом, а огромный храмовый колокол был подарен Королем Непала.

Другие популярные культовые комплексы:

Дурга мандир (XVIII век), храм Ханумана (Санкат Мочан, основанный Тулсидасом), Тулси Манас мандир (современный храм, построенный на месте, где Тулсидас писал свою Рамачаритаманасу, ныне текстом эпоса украшены внутренние стены здания), храм Аннапурны (неподалеку от Золотого храма), Калабхайрав мандир и Вишалакши мандир, на гхате Маникарника, одна из особо почитаемых шактипитх, построенная на месте, куда упало ухо Сати.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*