ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ДЕКАБРЬ ’16)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ САНАТАНА ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 
 об авторе


dsc_3196Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа».

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?

DVAYTANIŚĀMA

«Неволя и свобода, единство и разделённость, рассуждение и вывод – все эти и другие пары противоположностей не относятся к Истине».

Авадхута Гита

Двойственное восприятие (Dvaytaniśāma) – это умственный анализ происходящего, как приемлемого или неприемлемого. Следует знать, что с самого рождения в детях не существует разделености понятий «плохо-хорошо», «правильно-неправильно», «нравственно-безнравственно», «красиво-некрасиво», «профессионально-непрофессионально». Все эти разделения (двойственные) объективно нереальны и существуют только в голове взрослого человека. Именно с этих понятий начинается культурная, этническая, национальная традиция, и заканчивается чистое восприятие природы вещей. Такой принцип разделенности поддерживается нашей дискретной функцией Ума (Manas), которая не развита у детей и находится на стадии формирования.

ॐ) Искусство воспитания состоит в максимальной интеграции восприятия воспитателя в восприятие воспитанника.

Прежде чем что-то требовать от ребенка, мы должны увидеть себя из его восприятия. Увидеть то, как он видит нас. Посмотрите в глаза любому ребенку. А теперь посмотрите на себя из его состояния. Посмотрите на происходящее его глазами. Будут ли тогда, в этом происходящем те вещи, о которых постоянно думаете Вы? Будут ли актуальными те оценки и суждения, которые являются для Вас опорой в принятии решений?

Для практикующего родителя и наставника важно осознавать ограничения своего собственного кармического видения, и с другой стороны, безграничный потенциал возможностей ребенка. Не факт, что ваш ребенок имеет такие же ограничения восприятия как Вы.

Подумайте, для чего Вы пришли в жизнь ребенка. Какие права Вы имеете в соответствии с этим положением. Для достижения гармонии и взаимопонимания –

ॐ) взрослым необходимо научиться «видеть мир глазами ребенка», в каждом поступке, в каждом решении, в каждой просьбе, в каждой ситуации.

ГДЕ НАЧАЛО?

«Для тебя нет ни рождения, ни смерти. Почему ты рыдаешь, Мой дорогой? Имя и форма не относятся ни к тебе, ни ко Мне»

Авадхута Гита.

Современная светская психология и медицина рассматривают человека с момента его рождения или с момента зачатия и внутриутробного вынашивания. Светское общепринятое воззрение, подкрепленное научным медицинским подходом, говорит: «Человек со всей его физиологической и начальной психической характеристикой формировался с момента зачатия в период беременности матери; и с момента его появления на свет (рождения) мы можем его видеть. Все, что мы не можем увидеть и зафиксировать специальной аппаратурой – не может объективно существовать». В этом смысле научный вид философии оказывается наиболее технологически оснащенным и наименее дальновидным. Наука (медицина, психиатрия) принимает только ту точку зрения, которая может быть подтверждена аппаратурно, экспериментально. И в этом заключена главная ловушка, потому, что наука способна исследовать феномены реальности при наличии методов и техники, однако отсутствие методов и технических решений для исследования, вовсе не означает отсутствие феноменов реальности. То, что мы не можем что-то объяснить, не означает, что этого не существует. Например, наука не может объяснить природу Ума, однако это не означает, что не существует самого Ума и не существует его природы. Даже не прибегая к глубокому анализу, из сказанного видно, что такое современное объяснение природы вещей не объясняет ничего.
На этом «научном», а точнее «псевдонаучном» воззрении базируется целое воспитательное направление, главный принцип которого: «рожденный ребенок – это чистый лист, все, что требуется от воспитателя – выбрать необходимый цвет чернил»; «пока Ваш ребенок – это кусок мягкого пластилина, слепите из него то, что требует современный набор общественных ценностей». В наглядном виде такой подход соответствует векторной прямой:

0………..>………..Y, где

0 – это рождение человека, его исходных данных

> – это процесс движения и изменения данных,
Y– это завершение жизненного пути и разрушение сформированных данных со смертью физического носителя

Какими бы индивидуальными и продвинутыми методиками образования не хвастались современные школы и вузы, очевидно, что основной их принцип взаимодействия с ребенком строится на научно- медицинском, светском подходе воспитания.

Философское воззрение Веданты имеет более глубокий и объясняющий взгляд на рождение человека и первопричину его исходных данных.

Наглядно это можно показать на следующей векторной прямой:

ॐ) ∞1………0………..>, где

∞1 – это опыт предшествующий рождению, и формирующий исходные данные рождения

0 – это момент рождения человека

> – это процесс движения и дальнейшей трансформации данных от одной жизни к другой.

Философские школы Санатана Дхармы определяют настоящую жизнь человека, как одну из многих прошлых и будущих жизней. Это называется феноменом Перерождения (Pratijanman). Современное подтверждение того, что родившийся ребенок располагает определенными предрасположенностями и большими возможностями, чем возможно предвидеть, находятся в научных открытиях генетики.

Родительская наблюдательность с опорой на Знание (Jñāna)*, позволят нам принять смелую позицию, которая заключена в следующей формулировке:

ॐ) Ребенок от рождения – сформированный опыт, а не чистый лист.

Хорошим дополнением к этому, будет ведический афоризм, который говорит что «с момента рождения и на всю жизнь, человек имеет три предопределенные вещи – время рождения и время смерти, уровень интеллекта и количество материальных благ». О чем еще можно беcпокоиться?

Такой подход выстраивает стратегию отношений, как раскрывающую потенциальные способности ребенка, а не формирующую способности и жизненный путь ребенка под наше видение, каким бы правильным оно не казалось.

Каждый родитель имеет возможность выявить «перспективу» влияния воспитателя, педагога или учителя на своего ребенка. Для этого можно задать простой вопрос «что Вы думаете о происхождении человека, его внутренней природы? В какой временной точке находится начало поведенческих и психических реакций ребенка?». Ответ на этот вопрос является предопределяющим философию, и методы выстраивания отношений любого преподавателя с вашим ребенком.

* Jñāna – Джняна, букв. с санскритского Знание. Русское слово ЗН-АН-(ИЕ) происходит от санскритского ДЖ-НЯН-(А).

В данном случае совпадает смысловое значение слова, произношение в современном языке.

 

ЦАРЬ-СЛУГА-ДРУГ

RĀJAN – SEVAKA – MITRA

«Мудрость есть то существенное, что помогает освобождению. Как без огня нельзя варить пищу, так без мудрости нельзя достигнуть совершенной свободы».

Атма Бодха

Современное понимание родителями воспитания, как психологического воздействия, можно обозначить в простой формулировке:

«взрослым и родителям следует правильно направлять ребенка в его деятельности».

Теперь аккуратно зачеркнем первый текст, и обозначим йогический Взгляд (YogaSamīkṣā) на этот вопрос:

взрослым и родителям следует правильно направлять ребенка в его деятельности

ॐ) Взрослым и родителям следует правильно воспринимать ребенка в его деятельности

Для уточнения этой позиции на уровне Поведения (Kriyā Yoga) существует очень простая и практичная формула, опираясь на которую любой родитель и наставник постепенно выработает правильную дистанцию ответных действий на проявление природы и действий ребенка.

ॐ)

от 0 до 5 лет ребенка следует воспринимать как Царя (Rajan).

Находясь рядом с ребенком, родители проявляют безусловную заботу и любовь. Ограждают от опасности причинить вред своему телу или другим живым существам. При проявлении капризов и недовольства со стороны ребенка, родители используют метод отвлечения внимания, как единственно допустимый. Устные наставления, физическое наказание, эмоциональное давлениполностью исключены. Время младенчества – это время близкой связи ребенка и матери, через которую ребенок формирует первое понимание о мире как о любящем пространстве или как об агрессивном пространстве. Худшей ситуацией в этом смысле является ситуация, когда ребенок подолгу оторван от материнского «поля», или когда мать не имеет возможности находиться в непосредственной близости от ребенка, и прибегает к помощи нянек и детского сада.

Мудрые родители легко принимают тот факт, что все капризы, и неудобные реакции ребенка – это результат еще несформированного мыслительного аппарата, а не концентрация сознательной ненависти с его стороны по отношению к родителям. В действительности то, что ребенок ведет себя «неправильно» знаем только мы, и ребенок этого не знает. Поэтому все «неправильное» поведение ребенка, не следует воспринимать как акт целенаправленной агрессии или желание причинять нам неудобства специально. Применяя такой взгляд, мы теряем в ребенке объект противостояния, и автоматически с этим теряется и сама идея противостояния.

Заранее зная о детской любознательности, родителям всего лишь необходимо избегать ситуаций, где ребенок будет естественно проявлять интерес и желание взаимодействия с миром, если сами родители при этом не могут справляться с результатами такого взаимодействия. Например:

-не следует брать ребенка в магазин, если ничего не собираетесь для него покупать, и знаете, что ребенок будет выпрашивать покупку или «кататься по полу» магазина;

-если «ситуация» все-таки произошла – необходимо выполнить просьбу или требование ребенка или применить метод отвлечения внимания и заинтересовать его чем-то более подходящим;

-не следует брать ребенка в гости, зная, что он будет вести себя «шумно» и все равно придется его успокаивать и отвлекать от разрушения чужого имущества;

-если в гостях ребенок проявляет мешающее безпокойство, необходимо раньше покинуть пространство для провокаций, а не бороться с природой ребенка;

-не следует приглашать к ребенку других детей, с которыми он ведет себя агрессивно или не может мирно играть.

-если все-таки пришедшие в гости к вам дети воюют с вашим ребенком, вы вправе попросить родителей этих детей прийти к вам в следующий раз.

-не следует обязывать ребенка делиться своими игрушками и вещами с другими детьми; также родители не вправе требовать от чужих детей делиться игрушками и вещами со своим ребенком;

Родителям необходимо научиться предугадывать заранее ситуации, в которых ребенок будет вести себя неадекватно, и избегать столкновения ребенка с этими ситуациями. Подобно тому, как опытный водитель едет по лучшей дороге, учитывая самочувствие пассажиров, искусный родитель продумывает предстоящий маршрут прогулки со своим ребенком, с точки зрения восприятия ребенка.

На уровне нейрофизиологии период младенчества (до 5 лет) характеризуется недостаточно образованными связями головного мозга, и неспособностью ребенка воспринимать и анализировать определенные смысловые передачи направленных извне импульсов.

Зато в очень уязвимом состоянии находится система подсознания и условных (приобретаемых) рефлексов. Все попытки эмоционально повлиять на ребенка воспринимаются им как психическая атака.

То, что взрослым кажется уместным замечанием с элементом повышения голоса, в ребенке отражается настоящим внутренним эмоциональным конфликтом. Именно из этого возраста растут основные взрослые «зажимы», страхи, скованность и закомплексованность, как результат несвоевременных попыток воспитания своими родителями.

ॐ)

от 6 до 14 лет ребенка следует воспринимать как Слугу (Sevaka).

В этот период ребенка следует привлекать к общественному семейному труду, давать наставления подкрепленные примером самих родителей или учителей, поддерживать в выборе творческих начинаний. Допустимо обоснованное ограничение желаний и потребностей ребенка, если эти ограничения имеют естественную, вынужденную природу.

В правильном контексте Служение следует понимать как процесс обучения, связанный с выполнением определенного круга задач жизненно необходимых. Не следует путать смысл метода с неограниченной эксплуатацией возможностей и времени ребенка в интересах родителей, учителей и других лиц на указанный период времени.

Лучшим и честным аргументом в просьбе ребенка о помощи, будет то, что эта помощь действительно необходима. Искусственное придумывание «заданий» для ребенка будет быстро «исследовано» и «раскрыто». Ребенок распознает фальшь и станет противостоять ситуации. Тогда родителям придется использовать авторитарные и неперспективные методы в ущерб искреннему взаимопониманию.

Например, вместо того чтобы придумывать различные «хозяйственные» задания по дому, когда сами знаете, что «все и везде убрано и сделано», пригласите его к совместному с Вами участию в помощи другим людям или чужой семье. Необходимо придерживаться естественности и не придумывать «воспитательные» задания, а оказывать пользу реально нуждающимся. В этом случае согласие ребенка – действительный шаг в развитии осознанности, а не «подыгрывание» под взрослые требования для извлечения последующей пользы.

ॐ)

с 14 лет ребенка следует воспринимать как Друга (Mitra).

Считается, что с этого возраста ребенок перестает воспринимать свое воспитание со стороны родителей как «автоматически обоснованное». Если раньше родитель имел естественное право давать наставления по случаю, то теперь для того чтобы дать наставление или замечание, необходим настоящий, уважительный диалог.

Следует знать что, к 14 годам вся воспитательная, мировоззренческая основа уже сформирована – ребенок начинает видеть мир глазами взрослого человека. Обычно родители воспринимают этот возраст как «переходный», не понимая, что разговаривают уже не со «своим ребенком», а со сформированным человеком.

В этот период, отношения с подростком должны выстраиваться на дружеской дистанции. Общение происходит подобно тому, как если бы «взрослый общался с взрослым».

Непрерывное памятование данного возрастного алгоритма (Царь-Слуга-Друг) взаимоотношений с ребенком, позволит родителям спокойно преодолеть любые трудности переходного возраста.

Вовремя перестроиться под изменения ребенка – это задача родителей. Основной вывод данной главы можно вместить в простой ведический афоризм:

ॐ) Переходный возраст это проблема восприятия родителей, которые не перестраиваются под изменения ребенка.

В заключение главы, рассмотрим наиболее типичные ошибки действий родителей по формуле Царь-Слуга-Друг:

-детям до 5 лет пытаются давать сложные или простые объяснения как себя вести или как «поступать правильно»

-детей до 5 лет пытаются ограничивать в свободе движений с целью установления дисциплины

-детей до 5 лет начинают вводить в курс раннего развития, или раннего предметного обучения


-детям до 5 лет родители сами создают «сложные» ситуации, которые потом пытаются «решать»


-к детям после 6 лет родители сохраняют требования дисциплины как до 5 лет, опасаясь выставлять границы дозволенного

-к детям после 6 лет родители проявляют чрезмерную опеку, и не позволяют быть самостоятельными

-детям после 6 лет, родители не дают хозяйственных заданий, опасаясь их некачественного выполнения


-детям после 6 лет дают сложные задания, и оценивают качество работы, вместо того чтобы просто позволять происходить процессу

-детям после 6 лет родители позволяют вести «беззаботный» образ жизни, соответствующий возрасту до 5 лет


-детям в период Служения, дают слишком профессиональные задания


-детям в период Служения назначают обязанности связанные с поиском заработка для семьи

-детям в период Служения передают часть обязанностей взрослых по содержанию семьи


-детям в период Служения не позволяют участвовать в образовательном учебном процессе


-в проявлении внимания, к детям в период Служения и Друга относятся как к маленьким – «сюсюкаются» (до 5 лет);


-к детям с 14 лет родители не соблюдают дистанцию общения

-детям с 14 лет не предоставляют свободы выбора направлений для профильного образования и развития

-детям с 14 лет передают часть обязанностей родителей по обслуживанию и воспитанию других детей семьи в ущерб их социальным и образовательным интересам

-детям с 14 лет не обеспечивается индивидуальное жилое пространство

-детям с 14 до 21 лет позволяют вступать в самостоятельные «ранние» семейные отношения

-во всех возрастных периодах, родители пытаются контролировать действия ребенка на предмет «безопасности», «правильности» и «умения общаться» с другими детьми


-во всех возрастных периодах, родители не дают возможности ребенку совершать ошибки и приобретать «отрицательный» опыт (за исключением ситуаций связанных с угрозой жизни ребенка)

-во всех возрастных периодах, родители пытаются «напрямую» разрешать конфликтные ситуации ребенка с другими детьми своим личным вмешательством (за исключением ситуаций связанных с угрозой жизни ребенка)

-во всех возрастных периодах, родители выступают в роли строгого цензора при выборе друзей ребенка


-во всех возрастных периодах родители проводят принцип «долга детей перед родителями»

-во всех возрастных периодах, родители обязывают своих детей делиться личными вещами и игрушками с другими детьми, даже если «свои» дети сами этого не хотят;

Формула Царь-Слуга-Друг имеет действенное направление отношений «от взрослых к ребенку», и может использоваться не только родителями по отношению к своим детям, но также и любым взрослым человеком по отношению к любому ребенку. В следующей главе мы рассмотрим вторую возрастную формулу, которая будет направлена «от ребенка к взрослым», то есть объяснять какие условия должны быть созданы для ребенка, чтобы он мог адекватно проявляться в окружающий мир.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*