ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ (ИЮЛЬ’17)

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИИ  ДХАРМЫ

Автор: Антон Бухмастов

 об авторе

 1LqhTIEORGI

Бухмастов Антон Сергеевич.

Родился в 1985 году.

С 11 лет ученик китайского мастера Цигун и Кунг-фу в даосской традиции.

С 17 лет детский тренер-преподаватель восточных единоборств.

Опыт работы с детьми 14 лет.

Создатель и руководитель школы традиционного УШУ в Республике Алтай. Автор и организатор уникального детского проекта «Центр-Аскат», в котором досуговая деятельность для детей сочетает занятия боевыми искусствами, горный туризм и обучение конно-верховой езде.

Женат, вместе с женой Нелли воспитывает дочь Анастасию.

Постоянно проживает в Республике Алтай в деревне мастеров Аскат.

Переехал семьей из города Новосибирска в 2010 году.

«Многие духовные открытия переживаются нами естественно в самом нашем детстве. Но именно в эти моменты, к сожалению и часто, не находится рядом наставник, который бы дал правильные наставления и вдохновляющую поддержку.

Эта книга – живой опыт наблюдения за детьми, наблюдения за собой рядом с детьми, опыт воспитания детей и опыт выстраивания наставнических отношений. Книга рассчитана в первую очередь на внимательного и заинтересованного читателя.

Я старался задать читателю возможно больше вопросов, чем преподнести готовых ответов. И решительно оставил много пауз для размышлений и анализа»

посвящается русскоязычному Мастеру Адвайты Свами Вишнудевананда Гири, благодаря намерению которого, стало возможным возрождение драгоценного учения Йоги Сиддхов на территории России – исторической родине славяно-арийской ведической цивилизации

(продолжение, начало в ноябрьском номере)

ВОСПИТАНИЕ

SATACAR

«Познание действительности

оком чистого разума

достигается посредством

собственного зрения,

а не глазами учителя».

Вивека чудамани

                  Любая трактовка Воспитания, в том числе энциклопедическая, без глубинного понимания происходящих в нем процессов и самих составляющих Воспитания – приведет нас к определенному стилю действий и определенным последствиям, в основном непредсказуемым и негативным. На практике это проявляется в виде тенденции детей повторять ошибки своих родителей. При этом не происходит понимания закономерности получать предсказуемый результат ранее неумело произведенных действий.

«Я воспитываю, так как считаю нужным» – основное и распространенное заблуждение родителей. «Почему мир такой несправедливый и почему это со мной происходит?» – вопрос, который является логическим продолжением жизни ребенка, которого воспитывали «так, как считали нужным» его родители.

                  Йогический взгляд на постижение детской природы Ума дает неожиданный ответ на вопрос «что такое воспитание?». Этот ответ создает сильное ощущение, что «мы всегда это знали, но никогда не задумывались». Удивительно так же то, что этимологический смысл русского слова «воспитание» и идейное понимание воспитания в Йогической традиции полностью совпадают.

                  Итак, этимология слова Воспитание – В-ОС(ь)-ПИТАНИЕ. Это процесс ПИТАНИЯ ОСНОВЫ. С точки зрения Йоги основа всего – это природа Ума. Тонкое тело Ума подобно физическому телу питается определенной тонкой «пищей» – эмоции, чувства, эффекты восприятия (Samskara), тенденции и желания Ума проявляться определенным образом (Vassana). Так как основное стремление Сознания, это направлять Ум с целью переживать состояние Счастья, то воспитание Ума, это получение определенного вкуса (Rasa) к способу достигать Счастья.

ॐ) Воспитание – это передача тонкого вкуса Ума к деятельности.

                  Таким образом – воспитание, это в принципе непрерывный процесс, с точки зрения восприятия Ума. То есть, ребенок каждое мгновение своей жизни «впитывает» все многообразие происходящих вокруг него вкусов различной деятельности.

Конечно, наибольший вклад в воспитание вносит семья – так как это самое тесное пространство психических реакций и разных типов деятельности, в котором ребенок проводит наибольшее количество времени в течении дня.

                  Допустим родители – это читающие люди и они любят порядок в доме. Другими словами – условие (вкус) «чтение книг», и условие (вкус) «порядок в доме» являются решающими для ощущения повседневного счастья и покоя родителей. Ум ребенка будет автоматически настраиваться на понимание такого способа быть счастливым, и применение таких действий к достижению состояния счастья.

Таким же образом дети перенимают и пагубные привычки – если родители пьют алкоголь или курят, то за редким исключением Ум ребенка будет воспринимать эти действия как «допустимые» или «приводящие» к состоянию счастья.

                  Хотя в обоих примерах воспитание следует понимать как нейтральный, природный процесс перенимания вкусов к деятельности, во втором случае (сигареты, алкоголь) – ребенок получает вместе со вкусом и определенный потенциал пережить негативные последствия таких действий. Восприятие ребенка не распознает развернутое во времени следствие – и поэтому принимает курение как допустимый эффект переживания.

Другими словами – если бы ребенок видел что взрослый человек курит, и в тот же момент лишается руки или ноги и страдает – тогда тот же самый эффект восприятия записывал бы в нем вкус к такой деятельности, как связанный со страданием, а не с счастьем.

С точки зрения природы Ума, любая деятельность взрослого человека – это определенный вкус к счастью (Rasa). В том числе зарядка по утрам, или духовная практика (медитация, молитва), и также езда на гоночном автомобиле или ежедневный «шоппинг» – все это определенная деятельность и определенный вкус к счастью.

                  Сам принцип Воспитания, как процесс передачи определенных состояний и вкусов от родителей к ребенку подразумевает использовать два простых и понятных инструмента: Пример и Похвала (Сопереживание через сочувствие или сорадость).

                  Пример (Satacar) – или благочестивое поведение, это тот набор вкусов Ума к деятельности, каким родители являются действительно и транслируют на своего ребенка в течении всего времени, которое он находится рядом. Воспитание примером – единственно возможная ситуация, в которой родители ничего специально не делают, чтобы влиять на ребенка и при этом, происходит естественное, ненасильственное перенимание их «вкусов» Ума.

                  Похвала в истинном воспитании, понимается не как средство манипуляции Умом ребенка. То есть, мы не вырабатываем условный рефлекс «радости» на какое-либо конкретное проявление ребенка. Похвала в дхармичном Воспитании возможна только из естественного состояния родителей. Необходимо запомнить простое правило: любая похвала вне естественного состояния (Sahaja) автоматически превращается в манипуляцию. Находится в неестественном состоянии – означает накладывать на свое восприятие шесть клеш (гнев, страсть, вожделение, сомнение/печаль, привязанность, гордыня) и пять видов ложных умственных заключений*.

Похвала из естественного состояния – это проявление одного из четырех благородных состояний Ума (в йогической традиции 4БСБ)**Сорадость. С ребенком происходит что-то хорошее, или он чего-то достигает – и родитель, как бы наполняет его своим сопереживанием, сорадуется его успехам или состоянию, проявляя это поступками Тела и Речи. Дхармичная похвала отличается от светской манипулятивной тем, что основана на состоянии (Bhava), а не на правильности построения хвалебных фраз или предложений.

В отличие от манипулятивной «похвалы», похвала в состоянии благородной Сорадости – это спонтанное и необусловленное обязательным повторением проявление родительского внимания. Само по себе состояние Сорадости имеет мужской тип активности и мужскую природу реализации. Это естественным образом подтверждается в том, что ребенок всегда хочет поделиться успехами с отцом.

В случае же неудачи или получения негативного опыта ребенком, родитель может проявлять и другое благородное состояние Ума – Сострадание. Необходимо запомнить простое правило: любое сострадание вне естественного состояния (Sahaja) автоматически превращается в жалость. Переживание жалости по отношению к себе заставляет ребенка не осознавать происшедшее, а проявлять негодование и недовольство по отношению к ситуации и окружающему миру, искать причину во вне.

Само по себе состояние Сострадания имеет женский тип активности и женскую природу реализации. Это естественным образом подтверждается в том, что ребенок всегда хочет, чтобы его утешила мама.

Отвечая на распространенный вопрос – хвалить ребенка или не хвалить, необходимо ясно осознавать свою внутреннюю мотивацию самим родителям. Если похвала не превращается в манипуляцию – то это хороший способ проявить внимание и сорадость по отношению к ребенку.

) Похвала в Дхармическом понимании означает «вместе смеяться».

Вы претендуете на роль воспитателя своего ребенка? Тогда ответьте на простой вопрос: как часто Вы смеетесь вместе с ним? И в состоянии ли Вы вообще создавать ситуации совместной радости со своим ребенком?

Ежедневно практикуйте умение вырабатывать четыре благородных состояния Ума в общении с ребенком, ведь именно в таком общении эта практика будет проходить наиболее естественно:

Сорадуйтесь удачам ребенка, хвалите его; Сострадайте (поддерживайте) переживаниям ребенка, но не жалейте его; Любите безусловно ребенка, а не свои идеи в нем, исключайте привязанность***; К собственным неудачам в общении относитесь Равностно, не идите на поводу эмоций, осознавайте равный потенциал ребенка и свой собственный на пути Дхармы;

_________________________________________________________________________ 

*1.Воззрение о разрушаемости всех вещей и явлений, несуществования Нирваны (саткая-дришти). 2. Признание того, что сансара имеет начало и конец, положение о вечности материи, отрицание существования тонкого мира и закона причины и следствия (кармы)(антаграха-дришти). 3. Воззрение, признающее свой взгляд выше всех других взглядов (дришти-парамарша). 4. Воззрение, признающее нравственный закон выше всего (шила-врaта-парамарша), 5. Ложное воззрение, субъективное умствование (митхья-дришти).

**4 БСБ – четыре бесконечных состояния Брахмы: Радость, Сострадание, Любовь, Равностность.

***Метод различения Любви и Привязанности подробно рассмотрен на стр.

СОВЕРШЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

MAHAUPAYA

«Мы не знаем, не распознаем, как можно учить этому …

Поистине, это отлично от познанного и выше непознанного – так слышали мы от древних,

которые разъяснили нам это.

Что невыразимо речью,

чем выражается речь – знай:

то и есть Истина, а не то, что почитают в этом мире.

Что не мыслится разумом,

чем, [как] говорят, мыслим разум – знай: то и есть Истина, а не то, что почитают в этом мире».

Кена Упанишада

Любой размышляющий (Mananam) родитель или преподаватель задаст себе следующий вопрос. Существует ли способ наиболее совершенного воспитания? Какое Воспитание является наиболее искусным и действенным? Какое воспитание имеет меньше всего ошибок и побочных эффектов?

Философия буддийской Дхармы, Йоги и Веданты однозначно подтверждает ответ на этот вопрос: да, существует наиболее совершенный и искусный способ Воспитания среди всех прочих. И только этот способ гарантирует положительные результаты в будущем и настоящем и исключает негативные результаты.

Если Воспитание – это передача (Nyasa) тонкого вкуса Ума (Rasa) к деятельности, то совершенное Воспитание – это передача ЕДИНОГО ВКУСА Ума (Samarasa, или Махамудра будд.). Передача Единого вкуса к не двойственному переживанию реальности.

В практическом контексте – переживание Samarasa, это переживание третьего бесконечного состояния Брахмы – Равностности (будд. Третье Благородное состояние). Опытное переживание состояния единого вкуса доступно только практикующим родителям и наставникам, и вносит определяющую ясность в понимание целей и макро задач процесса Воспитания, как процесса передачи Дхармы и Знания (Jnana).

Другими словами, получение ребенком Единого Вкуса – это высшее благо в воспитательном процессе, достижимое через практику родителей и применение методов Йога Ануттара-Тантры.

Конечно, такое определение выводит понимание процесса воспитания далеко за привычные рамки светского, обыденного, стереотипного мышления. И если сейчас, читая этот текст, Вы как родитель не понимаете того, о чем идет речь, то лучше не претендовать на роль умелого или грамотного воспитателя, а взяться за углубленное изучение методов обретения необусловленного Счастья и переживания духовного блаженства в повседневной жизни.

На более доступном и бытовом уровне, совершенное воспитание подразумевает установление доверительной связи между ребенком и родителем, как приоритетную мотивацию всех поступков родителей по отношению к ребенку.

Именно идея совершенного воспитания устанавливает главную и понятную цель самого воспитания ребенка со стороны родителей:

\ «Цель моего взаимодействия (воспитания) с ребенком – выстроить отношения доверия и понимания, а не нравственная и нравоучительная беседа».

Такой подход призван растворить все ложные и надуманные «псевдо» цели воспитания, которые в современном обществе встречаются очень часто: «воспитываю, чтобы вырос умным, …чтобы был полезен обществу…, чтобы достиг успеха в жизни, …чтобы был примером в семье… , чтобы была хорошей девочкой…, и т.д. »

На практике такая связь подтверждается тем, что ребенок делится своими самыми сокровенными переживаниями, мечтами и проблемами в первую очередь со своими родителями.

Совершенное воспитание, подразумевает, что родители здесь и сейчас с пониманием и сочувствием принимают все сложные ситуации и переживания ребенка без инициативы жесткой коррекции ребенка, а ребенок в свою очередь воспринимает общение с родителями, как канал доверительного общения и приятия.

Это делается в пользу отдаленной перспективы оставаться в доверительных отношениях с ребенком спустя годы, в то время его взрослой жизни, когда он уже не будет физически зависеть от родителей.

КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?

«Эта жизнь, как сон,

наполнена любовью и ненавистью.

Пока длится этот сон,

он похож на действительность; но кто проснется, тот познает, что это только сон»

Атма Бодха

Принципы Воспитания в традиции Дхармы достаточно просты и универсальны: будь счастлив, в этом и остальном являйся примером, передавай целостное восприятие мира, а не двойственное.

Но также необходимо знать несколько явно неэффективных методов и очень распространенных, которые повсеместно встречаются в попытках построить родительские отношения. Иначе говоря, эта группа методов может быть объединена слоганом: «как воспитывать не надо».

Современная искаженная трактовка «воспитания» – подразумевает несколько способов воздействия на ребенка с целью достижения взрослыми определенного, интересного им самим результата. Перечислим их: наказание (лишение), запрещение, принуждение, поощрение (манипуляция).

Сама идея как-то воздействовать на ребенка, с целью достижения результата нужного взрослым – это уже не воспитание, потому что никакого вкуса Ума к деятельности не передается – а передается само воздействие.

Неумелый родитель не передает вкус к нектару, а запрещает пить яд; неумелый родитель не передает вкус правдивых отношений, а запрещает дружить с «плохими» детьми; неумелый родитель не передает вкус естественного состояния, а заставляет ходить в храм и повторять непонятные религиозные ритуалы.

Итак, метод наказания является неэффективными и нечестным, так как мы можем наказывать только тех, кто слабее нас самих. Абсурдность ситуации в том, что некоторые родители вовсе не станут наказывать своих подчиненных взрослых на работе за невыполненные задания, но могут позволить себе наказывать своих детей за неубранные игрушки. Метод наказания следует полностью исключить из отношений с ребенком.

Метод запрещения является неэффективным, так как если ребенку хочется что-то, что мы хотим запретить – это значит, что мы сами не передали ему более высокий вкус Ума к объектам или деятельности. Например, если ребенку хочется конфет, то это в большей степени наша недоработка, потому что мы не передаем вкус к фруктам, которые являясь сладкими, естественно не разрушают зубы ребенка. Если ребенку хочется общаться в дурной компании – то это наша недоработка, потому что мы не создали условия и ситуацию позволяющую общаться в хорошей компании. Также метод запрещения является нечестным, потому что мы не отбираем у взрослых чужих людей сигареты, хотя они приносят им такой же вред, как и в случае если курить будет наш ребенок. Метод запрещения следует полностью исключить из отношений с ребенком, кроме случаев связанных с угрозой жизни ребенка.

Метод принуждения является неэффективным и так же нечестным, так как если существует нечто, к чему мы пытаемся принуждать ребенка, без его личной инициативы – это значит только, что мы не передали ребенку естественный вкус к этой деятельности. Например, если родители сами не выполняют зарядку по утрам, и ребенок не имеет возможности получить этот вкус от других людей (спортивная секция), то методом принуждения родители добьются только внешнего, «показательного» и бесполезного эффекта. Метод принуждения следует полностью исключить из отношений с ребенком, кроме случаев медицинского вмешательства, если от этого зависит его жизнь.

Метод поощрения является неэффективным, так как это самый прямой и верный способ приучить ребенка к «выслуживанию» благ неискренним поведением. Это тот самый случай поощрения «пряником», который вырабатывает очень простую и обусловленную реакцию Ума: «я буду это делать, потому что потом что-то за это получу»; а так же «я не буду это делать, если знаю, что ничего за это не получу». Так же метод поощрения способствует выработке стереотипного поведения «быть хорошим на показ» – не воровать, потому что «могут увидеть», не причинять страдания, потому что «могут узнать». Метод поощрения способствует выработке самой примитивной и эго центрированной мотивации. Конечно, привычка так мыслить и так действовать не принесет позитивных последствий в будущем, поэтому метод поощрения следует полностью исключить из отношений с ребенком, кроме случаев, обусловленных военной ситуацией и поощрением подрывной партизанской деятельности.

Для закрепления пройденного материала представим основной опровергающий воспитательный тезис в графической форме:

ॐ) НАКАЗАНИЕ-ЗАПРЕЩЕНИЕ-ПРИНУЖДЕНИЕ-ПООЩРЕНИЕ

 

Кроме этих четырех явно неэффективных методов воздействия на ребенка существует еще два очень распространенных, и так же неудачных принципа воздействия на поведения ребенка. Основное состояние, характеризующее эти два способа можно обозначить как «неестественное» и «навязчивое», когда родители не имея аргументированных и обоснованных доводов, начинают через противоречивые и абсурдные убеждения добиваться от ребенка необходимых им самим результатов. Эти два способа – «сравнивать» и «стыдить».

В ситуации сравнения, родители пытаются подгонять негативные поступки или качества ребенка, под позитивные поступки и качества другого ребенка. Такой способ никогда не будет эффективным и действующим. Правильный подход заключается в сравнении поведения ребенка с добродетельным и нейтральным эталоном внутрисемейной традиции (если она есть), а не с другими детьми. И так же способ стыдить ребенка, намеренно зарождая в нем чувство вины и неудачи необходимо заменить на нейтральное разъяснение с позиции причинно-следственной связи явлений. В этом случае ребенок не будет искать объект противостояния в воспитателях и родителях, так как объяснение закона кармы не является личностной атакой на внутреннее самоощущение и самопереживание ребенка.

Неестественность этих методов кроется в том, что в обоих случаях, мы пытаемся придать относительной ценности поступков ребенка, свою относительную ценность (или другого ребенка) выдавая ее за абсолютную.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*