ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (ФЕВРАЛЬ’16)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

взгляд из другого мира

Глава 9

Самоисследование и структура сознания джняни

«Я – не удовольствия и они не мои, интеллект и органы чувств тоже не я и они не мои. Они инертны и неодушевленны, а я одушевлен и сознателен.

Я не разум, который есть причина непонимания, цикла рождений и смертей.

Я не способность к различению и не чувство эго, потому что эти понятия производные от разума. Что же остается?

Остается индивидуальное сознание. Но, оно вовлечено в субъектно-объектное отношения. То, что есть предмет познания или понимания – ни есть «я», поэтому я отказываюсь и от того, что можно познать, от объекта познания. То, что остается, есть чистое сознание, свободное даже от тени сомнения.

Я есть бесконечное Я, которому нет пределов».

Йога Васиштха, гл.5.7 «История о Сурагхе»

 

 

Умы людей, несклонных к самоисследованию и целиком погруженных в сансару (аджняни), обращены наружу на внешние объекты.

Из-за такой погруженности они не имеют возможности исследовать самих себя. Вследствие этого они не знают себя, их сознание очень запутано и постоянно испытывает затруднения, замешательство и страдания.

Для людей обыденного мира, привыкших заниматься исследованием исключительно внешнего мира, исследования сознания (вичары), как бы ни существует. Отсутствие вичары –главная причина неведения, перерождения и страданий всех существ.

Джняни начинает с самоисследования своего внутреннего инструмента (антахкарана), своего тонкого тела.

 

Исследуя, будущий джняни обнаруживает, что его тонкое тело состоит из:

~ понятийного ума (манас),

~ интуитивного сознания (буддхи),

~ памяти, хранилища воспоминаний (читта),

~ ахамкары (чувство эго)

~ и потока сознания (чайтанья).

 

Манас – понятийный ум, который оперирует логикой. Манас постоянно оценивает, выносит суждения, выбирает, принимает или отвергает. Сам понятийный ум не обладает внутренним светом, он подобен инструменту, которым руководит буддхи.

Его главные функции:

санкальпа – воля и намерение, направленная на поиск того, что желательно и отвержение того, что не желательно,

викальпа – фантазии, воображение и колебания,

манана – саморефлексия, размышление, которое постоянно обдумывает что-либо.

 

В уме джняни в процессе созерцания и самоисследования происходит постоянная борьба между санкальпой и викальпой, между тем, что необходимо и желательно и тем, что отвлекает, уводит в фантазии. Если победит санкальпа, он следует тому, что задумал, если победит викальпа – погружается в фантазии и отвлечения.

 

Буддхи – это высший ум, интуитивное различающее сознание, которое регулирует понятийный ум. Буддхи вырабатывает стратегию жизни, ее ценности и цели, давая команды слуге     – манасу.

Различение, различающая мудрость, которая присуща буддхи, подобна мечу в руке джняни. Когда неведение пытается запутать его ум, джняни взмахивает мечом, отсекая неведение и отделяя его от чистого сознания. Различение позволяет отделить чистое пространство сознания подобное зеркалу, от того, что им не является – ума, внешних объектов и т.д. подобных отражениям.

Его главные качества это:

~ различение (вивека), то есть умение отличать истинное от ложного,

~ вайрагья (бесстрастие) – отрешенность и сдерживание чувств,

~ сантоша (удовлетворенность) – усмирение ума, исходящая изнутри гармония, самодостаточность, целостность,

~ шанти (покой), внутренний мир, спокойствие, безмятежность,

~ кшама (терпение), смирение и приятие происходящего.

 

Эго (ахамкара) подобно клею, соединяющему все части сознания в единую уникальную и неповторимую индивидуальность, наделенную чувством собственной значимости.

Его главные функции таковы:

гордыня, эгоизм, надменность, основанная на чувстве своей значительности (абхимана),

чувство обладание, присвоение, ощущение «мое» в отношении тела, эмоций, мыслей, переживание их как своих собственных (мадия),

ощущение, что счастье и горе принадлежат мне, являются моими (мама-сукха, мама-дукха),

ощущение «оно мое», желание монопольно обладать тем, что нравится (мама-идам).

Святые говорят, что если эго не усмирено и руководит человеком, подавляя буддхи, и скукоживая сознание, то оно подобно самому большому духу, который приносит одни лишь страдания. А потому следует усмирять эго практикой наблюдения, самоисследования, преданности, служения, смирения и самоотдачи до тех пор, пока оно не очистится и не станет чистым, покорным и послушным инструментом джняни.

Такое эго – есть большое достижение на пути джняны, оно представляет собой чистую форму саттвы, оно способно безупречно проводить волю буддхи и свет, сияние Атмана.

 

Читта (хранилище подсознательных воспоминаний) подобно огромному личному фото-архиву, где хранятся записи всех переживаний, ментальные отпечатки (самскары). Именно эти отпечатки определяют место будущего рождения, характер, судьбу, мотивацию, смыслы, ценности, цели человека, побуждают его действовать и наделяют различными качествами. Человек есть то, что он о себе помнит.

Его память формируется на основе воспоминаний прошлого и присутствует в виде тенденций будущего. Проникая в читту, отбирая и анализируя отпечатки и записи, джняни может сам формировать внутреннюю реальность. Очищая воспоминания и отпечатки – самскары джняни меняет свою судьбу.

Он понимает, что можно быть дизайнером своего прошлого и будущего, если ты способен менять свои воспоминания, ибо все есть проявление сознания, ничто реально не существует. Воспоминания подобны фотографиям в альбоме, фотографии определяют судьбу изображенного персонажа.

Сами эти фотографии есть накопленные впечатления, которые можно произвольно трансформировать менять или стирать. Если погрузившись в глубины читты, персональное хранилище астральных хроник изменить накопленные впечатления – фотографии в альбоме, то изменится вся судьба персонажа, как прошлое так и будущее.

Главные качества читты:

~ смрити (память), накопление воспоминаний, их хранение, просмотр, отбор и применение в качестве жизненного опыта,

~ дхрити (устойчивость, стабильность) непоколебимость сознания, переживающего впечатления.

 

Чайтанья есть поток самоосознающего, самоотражающего в себе ничем неограниченного сознания. Оно обладает собственной внутренней саморефлексией и самоорганизацией. Поток сознания джняни не имеет границ, у него нет центра, он пронизывает все во вселенной, для него нет ничего недосягаемого. Все желания (санкальпы), все силы вселенной присутствуют внутри него как тонкие семена готовые проявиться в момент их освящения.

Его функции проявляются как:

Вимарша – саморефлексия, размышление, анализ, синтез, обобщение чувственных данных, регуляция мысле-потоков,

чинтана – осознавание, как отражение света Атмана, способность быть в созерцательном присутствии подобном небу вне колебаний понятийного ума и мыслительных процессов,

шилана – внутреннее глубинное добро, самоорганизация, присущая Высшему Я,

нихсприхатва – безвыборность, беспристрастие, отсутствие выбора, в следствии, не вынесения оценок и суждений

дхайрья – непоколебимость, неустрашимость, следствие знания того, что естественное осознавание, сознание подобное пространству вечно, бесконечно, вездесуще и всепроникающее.

Когда будущий джняни с помощью различения выясняет структуру собственного тонкого тела и понимает его функции, его внутренняя запутанность исчезает.

 

песня «Это не поможет»

Ты можешь гордо похваляться перед другими

принадлежностью к длинной цепи

ученической преемственности,

но я тебе скажу так:

«Пока сущность Природы Ума

не раскроется тебе ясно,

как солнце в небе

Это тебе не поможет!»

 

Ты можешь, выставляя напоказ,

носить с важным видом атрибуты своей школы

– четки, малу, тилаку, трипундру или серьги,

сари или дхоти,

но я тебе скажу:

«Пока не обретешь безупречную различающую мудость,

отделяющую все формы, имена, атрибуты, качества

от чистого пространства осознанности,

не утвердишься в ней подобно горе

– это тебе не поможет!»

 

Ты можешь исследовать корни своей

и чужой линии приемственности,

историю возникновения школ,

убеждая себя и других в их глубине и аутентичности,

однако,

пока не открыто воззрение

за пределами двойственного ума,

показывающее ясно, что мир подобен сну во сне.

Это тебе не поможет!

 

Ты можешь с великим достоинством знатока

обсуждать священные тесты,

их историю и тонкости грамматики,

но пока ты сам себе

не ответишь на вопрос «Кто Я?»

и не исчезнешь

в живом огне пространства созерцания,

полного бхавы,

Это подобно лепету накурившегося опиумом

или попытке собаки петь веды.

Это не поможет!

 

 

О, друг!

Не трать время на сны и грезы,

пока твой ум ясен,

немедля займись исследованием природы «Я»

и сущность всех тестов, всех сампрадай и парампар

откроется тебе

как жаркое солнце в полдень,

как луна в полнолуние в безоблачном небе,

как земля под ногами и вода в реке.

Источник: http://www.advayta.org/1809

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*