Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
взгляд из другого мира
Глава 9
Самоисследование и структура сознания джняни
«Я – не удовольствия и они не мои, интеллект и органы чувств тоже не я и они не мои. Они инертны и неодушевленны, а я одушевлен и сознателен.
Я не разум, который есть причина непонимания, цикла рождений и смертей.
Я не способность к различению и не чувство эго, потому что эти понятия производные от разума. Что же остается?
Остается индивидуальное сознание. Но, оно вовлечено в субъектно-объектное отношения. То, что есть предмет познания или понимания – ни есть «я», поэтому я отказываюсь и от того, что можно познать, от объекта познания. То, что остается, есть чистое сознание, свободное даже от тени сомнения.
Я есть бесконечное Я, которому нет пределов».
Йога Васиштха, гл.5.7 «История о Сурагхе»
Умы людей, несклонных к самоисследованию и целиком погруженных в сансару (аджняни), обращены наружу на внешние объекты.
Из-за такой погруженности они не имеют возможности исследовать самих себя. Вследствие этого они не знают себя, их сознание очень запутано и постоянно испытывает затруднения, замешательство и страдания.
Для людей обыденного мира, привыкших заниматься исследованием исключительно внешнего мира, исследования сознания (вичары), как бы ни существует. Отсутствие вичары –главная причина неведения, перерождения и страданий всех существ.
Джняни начинает с самоисследования своего внутреннего инструмента (антахкарана), своего тонкого тела.
Исследуя, будущий джняни обнаруживает, что его тонкое тело состоит из:
~ понятийного ума (манас),
~ интуитивного сознания (буддхи),
~ памяти, хранилища воспоминаний (читта),
~ ахамкары (чувство эго)
~ и потока сознания (чайтанья).
Манас – понятийный ум, который оперирует логикой. Манас постоянно оценивает, выносит суждения, выбирает, принимает или отвергает. Сам понятийный ум не обладает внутренним светом, он подобен инструменту, которым руководит буддхи.
Его главные функции:
санкальпа – воля и намерение, направленная на поиск того, что желательно и отвержение того, что не желательно,
викальпа – фантазии, воображение и колебания,
манана – саморефлексия, размышление, которое постоянно обдумывает что-либо.
В уме джняни в процессе созерцания и самоисследования происходит постоянная борьба между санкальпой и викальпой, между тем, что необходимо и желательно и тем, что отвлекает, уводит в фантазии. Если победит санкальпа, он следует тому, что задумал, если победит викальпа – погружается в фантазии и отвлечения.
Буддхи – это высший ум, интуитивное различающее сознание, которое регулирует понятийный ум. Буддхи вырабатывает стратегию жизни, ее ценности и цели, давая команды слуге – манасу.
Различение, различающая мудрость, которая присуща буддхи, подобна мечу в руке джняни. Когда неведение пытается запутать его ум, джняни взмахивает мечом, отсекая неведение и отделяя его от чистого сознания. Различение позволяет отделить чистое пространство сознания подобное зеркалу, от того, что им не является – ума, внешних объектов и т.д. подобных отражениям.
Его главные качества это:
~ различение (вивека), то есть умение отличать истинное от ложного,
~ вайрагья (бесстрастие) – отрешенность и сдерживание чувств,
~ сантоша (удовлетворенность) – усмирение ума, исходящая изнутри гармония, самодостаточность, целостность,
~ шанти (покой), внутренний мир, спокойствие, безмятежность,
~ кшама (терпение), смирение и приятие происходящего.
Эго (ахамкара) подобно клею, соединяющему все части сознания в единую уникальную и неповторимую индивидуальность, наделенную чувством собственной значимости.
Его главные функции таковы:
гордыня, эгоизм, надменность, основанная на чувстве своей значительности (абхимана),
чувство обладание, присвоение, ощущение «мое» в отношении тела, эмоций, мыслей, переживание их как своих собственных (мадия),
ощущение, что счастье и горе принадлежат мне, являются моими (мама-сукха, мама-дукха),
ощущение «оно мое», желание монопольно обладать тем, что нравится (мама-идам).
Святые говорят, что если эго не усмирено и руководит человеком, подавляя буддхи, и скукоживая сознание, то оно подобно самому большому духу, который приносит одни лишь страдания. А потому следует усмирять эго практикой наблюдения, самоисследования, преданности, служения, смирения и самоотдачи до тех пор, пока оно не очистится и не станет чистым, покорным и послушным инструментом джняни.
Такое эго – есть большое достижение на пути джняны, оно представляет собой чистую форму саттвы, оно способно безупречно проводить волю буддхи и свет, сияние Атмана.
Читта (хранилище подсознательных воспоминаний) подобно огромному личному фото-архиву, где хранятся записи всех переживаний, ментальные отпечатки (самскары). Именно эти отпечатки определяют место будущего рождения, характер, судьбу, мотивацию, смыслы, ценности, цели человека, побуждают его действовать и наделяют различными качествами. Человек есть то, что он о себе помнит.
Его память формируется на основе воспоминаний прошлого и присутствует в виде тенденций будущего. Проникая в читту, отбирая и анализируя отпечатки и записи, джняни может сам формировать внутреннюю реальность. Очищая воспоминания и отпечатки – самскары джняни меняет свою судьбу.
Он понимает, что можно быть дизайнером своего прошлого и будущего, если ты способен менять свои воспоминания, ибо все есть проявление сознания, ничто реально не существует. Воспоминания подобны фотографиям в альбоме, фотографии определяют судьбу изображенного персонажа.
Сами эти фотографии есть накопленные впечатления, которые можно произвольно трансформировать менять или стирать. Если погрузившись в глубины читты, персональное хранилище астральных хроник изменить накопленные впечатления – фотографии в альбоме, то изменится вся судьба персонажа, как прошлое так и будущее.
Главные качества читты:
~ смрити (память), накопление воспоминаний, их хранение, просмотр, отбор и применение в качестве жизненного опыта,
~ дхрити (устойчивость, стабильность) непоколебимость сознания, переживающего впечатления.
Чайтанья есть поток самоосознающего, самоотражающего в себе ничем неограниченного сознания. Оно обладает собственной внутренней саморефлексией и самоорганизацией. Поток сознания джняни не имеет границ, у него нет центра, он пронизывает все во вселенной, для него нет ничего недосягаемого. Все желания (санкальпы), все силы вселенной присутствуют внутри него как тонкие семена готовые проявиться в момент их освящения.
Его функции проявляются как:
Вимарша – саморефлексия, размышление, анализ, синтез, обобщение чувственных данных, регуляция мысле-потоков,
чинтана – осознавание, как отражение света Атмана, способность быть в созерцательном присутствии подобном небу вне колебаний понятийного ума и мыслительных процессов,
шилана – внутреннее глубинное добро, самоорганизация, присущая Высшему Я,
нихсприхатва – безвыборность, беспристрастие, отсутствие выбора, в следствии, не вынесения оценок и суждений
дхайрья – непоколебимость, неустрашимость, следствие знания того, что естественное осознавание, сознание подобное пространству вечно, бесконечно, вездесуще и всепроникающее.
Когда будущий джняни с помощью различения выясняет структуру собственного тонкого тела и понимает его функции, его внутренняя запутанность исчезает.
песня «Это не поможет»
Ты можешь гордо похваляться перед другими
принадлежностью к длинной цепи
ученической преемственности,
но я тебе скажу так:
«Пока сущность Природы Ума
не раскроется тебе ясно,
как солнце в небе
Это тебе не поможет!»
Ты можешь, выставляя напоказ,
носить с важным видом атрибуты своей школы
– четки, малу, тилаку, трипундру или серьги,
сари или дхоти,
но я тебе скажу:
«Пока не обретешь безупречную различающую мудость,
отделяющую все формы, имена, атрибуты, качества
от чистого пространства осознанности,
не утвердишься в ней подобно горе
– это тебе не поможет!»
Ты можешь исследовать корни своей
и чужой линии приемственности,
историю возникновения школ,
убеждая себя и других в их глубине и аутентичности,
однако,
пока не открыто воззрение
за пределами двойственного ума,
показывающее ясно, что мир подобен сну во сне.
Это тебе не поможет!
Ты можешь с великим достоинством знатока
обсуждать священные тесты,
их историю и тонкости грамматики,
но пока ты сам себе
не ответишь на вопрос «Кто Я?»
и не исчезнешь
в живом огне пространства созерцания,
полного бхавы,
Это подобно лепету накурившегося опиумом
или попытке собаки петь веды.
Это не поможет!
О, друг!
Не трать время на сны и грезы,
пока твой ум ясен,
немедля займись исследованием природы «Я»
и сущность всех тестов, всех сампрадай и парампар
откроется тебе
как жаркое солнце в полдень,
как луна в полнолуние в безоблачном небе,
как земля под ногами и вода в реке.
Источник: http://www.advayta.org/1809