ТРАНСГУМАНИЗМ: ЧЕЛОВЕК-ГОЛОГРАФИЯ ЗАПЛАНИРОВАН НА 2035 ГОД (ДЕКАБРЬ’ 21)

ТРАНСГУМАНИЗМ: ЧЕЛОВЕК-ГОЛОГРАФИЯ ЗАПЛАНИРОВАН НА 2035 ГОД

w720h405fill

 

Профессор Владимир Катасонов о планах трансгуманистов и будущем человечества.

Почти каждый день мы читаем новости про новых роботов, автоматизацию практически всех сфер жизни, про обучаемые нейронные сети. Однако если продолжать ратовать за роботизацию и искусственный интеллект – что человеческого останется от человека?

О том, что собой представляет трансгуманизм и к чему это приведет, рассказал профессор, доктор богословия, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимир Катасонов в программе “Радио Кузичев”.

Трансгуманизм – что это?

Анатолий Кузичев: Сегодня будем говорить о трансгуманизме. Когда размышлял на эту тему и обдумывал, решился предложить своевольный парафраз аристотелевой метафизики. Метафизика – то, что за пределами физики. А трансгуманизм – это “сквозь” человека. Так примерно?

Владимир Катасонов: Да, можно так сказать. Но только правильно метафизика – это то, что предшествует физике. А трансгуманизм – это то, что за человеком.

А.К.: А что это? Философская доктрина, движение, антиутопическое или утопическое?

В.К.: Скорее, определенная идеология, прежде всего, и движение одновременно. Потому что в 2011 году в России было создано собственное трансгуманистическое движение. И оно получило определенное благословение даже на заседании, где присутствовали представители РАН, Российской академии медицинских наук, Курчатовского института. В Западной Европе, в Соединенных Штатах эту организацию, международное трансгуманистическое движение, организовали в 1998 году.

А.К.: Интуитивно, я думаю, все представляют, что такое трансгуманизм. А вот точное определение вы нам дайте.

В.К.: Можно прямо на сайте Трансгуманистического движения прочесть определение. Зачитаю: “Трансгуманизм есть множество учений о жизни, которые направлены на продолжение и ускорение эволюции разумной жизни вне рамок ее настоящих человеческих форм и ограничений, достигаемые средствами науки и технологии и ведомыми жизнеутверждающими принципами и целями. В этой области наше внимание в основном сосредоточено на современных технологиях, таких как биотехнологии, информационные технологии. А также на предвосхищаемых будущих технологиях, таких как молекулярные нанотехнологии, искусственный интеллект. Трансгуманизм стремится к этическому использованию этих и других технологий”.

В.К.: Это не просто улучшение, а на самом деле замена формы биологического существа. Если говорить об информационных технологиях. Потому что есть биотехнологии, там свое направление. Я сегодня буду говорить только об информационных технологиях. И в данном случае это замена обычной формы, биологической формы существования человека, на роботов. И пересадка сознания внутрь этого робота.

Претензия на бессмертие

А.К.: Для трансгуманиста, наверное, звучит ободряюще, для меня – зловеще. А еще мне почудился в этом определении, которое вы прочитали, некий парадокс и нестыковка. Или просто недосказанность. На каких таких этических основаниях покоится это движение? Что это за этические основания?

В.К.: Этические основания как раз во многом традиционные для христианской культуры. Конечно, прежде всего, этические основания игнорируются.

Во-первых, это чисто материалистический подход. Это подход в рамках эволюционного понимания человека. Вот существовала эволюция на Земле, вот она породила Homo sapiens на определенном этапе. А вот человек породил эти самые технологии. И сейчас с помощью технологий он может перейти к более совершенной форме существования.

Но это понимается однобоко. То есть пересаженное в железного киборга человеческое сознание – что оно дает? Такие вещи, как семья, деторождение, отпадают совершенно. Потому что какое тут деторождение? Даже болезни отпадают. Если что у тебя сломалось – пошел на склад, заменил руку, ногу.

Но какие выгоды предлагает это учение? Выход, уже параметры существования не такие, как у биологического, человеческого существа. Определенный температурный режим, давление и т.д.

А.К.: То есть расширяются параметры?

В.К.: Да. Стало быть, свободный выход в космос. Приделал, как говорится, двигатель реактивный. Выход в космос, завоевание Вселенной. Бесконечное познание. Бессмертие. Вот самое главное, что предлагается. Бесконечное познание в рамках бессмертия. Казалось бы, бессмертие – чего еще желать. То, за что человечество всегда боролось, развивая технологии – в этом есть очень много соблазнительного.

А останется ли что-то от человека?

А.К.: Да, искушений полно. Но, с другой стороны, вы сказали, лепестки отпадают – болезни, семьи, страстей… И вдруг на обнаженной головке цветка понимаешь, что это уже не человек. Можно как угодно относиться к тому существу, которое будет покорять космос и овладевать бесконечной возможностью познания. Но человеком это назвать точно трудно. Это уже некая подмена, не про человека.

В.К.: Не только не про человека. Здесь есть два вопроса. Первый вопрос: почему нам это не нравится. Вы говорите, здесь надо разобраться. А второй вопрос: возможно ли это.

Кажется даже, на первый взгляд, что второй вопрос более важный. Если это невозможно, что и говорить. Но дело в том, что мы видим в истории, что невозможно остановить человека тем, что “что-то доказано”, что невозможно, нельзя. И коммунизм невозможен. Но, тем не менее, как учение идеологическое, он бессмертен. Всегда будут находиться люди, которые будут считать, что если мы, умные люди, соберемся и все зло уничтожим…

А.К.: Ну, как учение.

В.К.: Не только как учение, Анатолий. Но и как политическое движение.

Истоки – в космизме

Справка: Термин “трансгуманизм” был впервые введен в 1957 году крупным английским биологом Джулианом Хаксли. Трансгуманизм был в основном сформулирован в лекциях и публикациях Эсфандиари. На его идеи опираются основные научные направления трансгуманистов.

Это иммортализм – искусственный интеллект, и нанотехнологии. Все имена, которые связывают с идеями трансгуманизма, принадлежат представителям Запада.

Однако многие из идей впервые возникли или получили развитие именно в России. Несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия русского космизма. В качестве предшественников можно рассматривать Радищева и Одоевского. Преемственность между русским космизмом и современным трансгуманизмом несомненна. Уже у Федорова мы находим положение о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбы со старением и смертью.

Но не только Федоров внес значительный вклад в фонд идей современного трансгуманизма. Огромное влияние оказал Циолковский, который обосновал возможность освоения человеком космоса. Русский биофизик начала XX века Бахметьев впервые обосновал возможность длительного сохранения человека в состоянии глубокого замораживания с целью его размораживания в будущем. То есть он за полвека до Эттинжера высказал идею того, что Эттинжер позже назвал крионикой и что сейчас занимает столь значительное место в современном трансгуманизме. В 1998 году философы Ник Бостром и Девир Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов.

В.К.: Хочется добавить, если говорить о русских источниках. Упоминули Циолковского. Но учителем Циолковского был знаменитый русский философ Николай Федорович Федоров. Николай Федорович Федоров считал себя христианином. В его сочинениях имя Пресвятой Троицы почти на каждой странице по нескольку раз упоминается. Но он понимал церковное учение и евангельское Писание о втором пришествии Христовом как условном. Он считал, что если человечество не одумается и не займется проблемой воскрешения отцов, воскрешения мертвых технологическим воскрешением, то тогда произойдет второе пришествие Христа.

А.К.: Это очень вольная трактовка.

В.К.: То есть Федоров был провозвестником того, что главная задача человечества – это победа над смертью. Но победу он понимал технологически. Поэтому совершенно неслучайно, что трансгуманисты считают его одним из предтеч своего собственного учения.

Программа “Аватар”: шаг к роботам

А.К.: Хорошо, что вы провели эту аналогию с научным коммунизмом. Который, действительно, есть как учение, который живет в головах своих последователей. У трансгуманистов, кроме соображений общего характера, есть что-то в реальности?

В.К.: В реальности есть очень бурное развитие информационных технологий – то, что мы уже видим. Причем в рамках этого российского трансгуманистического общества, созданного в 2011 году, программа называется “Аватар”.

Вот этапы этой программы “Аватар”. 2015-2020 годы – создание искусственного робота, который полностью моделирует человеческое тело. Это чисто механическая машина. Дальше, 2020-2025 годы – пересадка в это искусственное механическое тело человеческого мозга, соединение мозга с электронными системами и управлением всем этим киборгом.

Человек-голография

Следующее пятилетие – 2030-2035 годы. Это пересадка уже не мозга в железную машину, а сканирование человеческого сознания и пересадка его туда. Хотя что такое сканирование, они сами не знают. Это и в фильмах есть, и в фантастике. Но что такое сканирование – не знают. И, наконец, 2035-2040 годы – это создание уже не механического, а голографического человеческого тела. Знаете, уже в рекламе используется голография.

А.К.: Да, конечно.

В.К.: И дальше человек становится таким своеобразным световым существом, свободно существующим во Вселенной. Так что, помимо успехов информационной технологии…

А.К.: Простите, Владимир Николаевич, а голографическое тело может поднять карандаш?

В.К.: Понимаете, там уже само по себе понимание материи меняется. Что такое материя? Это очень сложный вопрос.

Где границы трансгуманизма?

А.К.: Технологии развиваются. И можно любое развитие  технологии понимать как ростки этого трансгуманизма. Недавно весь мир рукоплескал тому, что на 3D-принтере распечатали почку. Это уже росток трансгуманизма? Как отделить одно от другого?

В.К.: Да, конечно, это уже ростки трансгуманизма. Уже есть ростки – у вас зубы все здоровые?

А.К.: Тьфу-тьфу-тьфу.

В.К.: Наверное, есть все-таки пломбочки?

А.К.: Ну, есть.

В.К.: Вот, это тоже все начало. Это началось очень давно. Человек вынужден создавать какие-то “костыли”. Потому что нужно болезни как-то лечить. Но весь вопрос – где граница.

А.К.: О чем и речь.

В.К.: Вы очень важный вопрос подняли об этических основаниях. Действительно, трансгуманистическая программа заставляет человека отказаться от всего того, что составляет, собственно, саму квинтэссенцию жизни человеческой. Любовь, вера, жертвенность. Сомнения. Смерть. Ведь, понимаете, если бессмертие – просто так. Ведь смерть – жертва ради своих детей собственных.

А.К.: Самого главного, да.

В.К.: Или жертвуют жизнью, защищая Родину свою. Человек в некотором смысле совершился, выполнил свое какое-то высшее предназначение. А всего этого не будет. Потому что смерти нет.

Дело не в том, что только смерти нет. А дело в том, что остается только вот это познание. Причем познание чисто в рамках математического естествознания, понимаете. И бессмертие, голое бессмертие. Пропадает семья, пропадает любовь, пропадает секс. Есть просто половое общение, независимо от любви – вообще говоря, уже существует трансгуманистически. Мы уже видим это в фильмах.

Но зачем это нужно? Дело в том, что если остаются только познание и удовольствия, то удовольствия, которые могут нам доставить эти нейроэлектронные устройства, гораздо сильнее, чем обычные человеческие удовольствия.

Так что, по существу, это действительно разрушение человечества. Этически это утеря всех нравственных ориентиров и всех ценностей, которыми жил человек, ради которых жертвовал своей жизнью.

Отношение к трансгуманизму зависит от степени веры

А.К.: Смотрите, вы сами на мои пломбы указали. Это неизбежный путь, которым мы идем?

В.К.: Мы идем давно. Но весь вопрос, какова граница.

Просто есть очень яркие примеры. И, конечно, прежде всего из жизни тех людей, в которых человеческое, духовное начало в высшей степени сконцентрировано. Когда я студентам рассказываю обычно об этом, привожу пример из жития преподобного Серафима Саровского. Помните, там был момент, он еще достаточно молодой был, он жил в пустыньке, в своем скиту. И на него напали разбойники, избили его и покалечили. И вот его принесли в монастырь. А город-то недалеко, ему говорят, давай отвезем тебя в больницу, там все-таки тебя посмотрят. А преподобный отвечает: нет, вот как Пречистая решит – пусть так и будет.

Что я хочу сказать этим примером: каждому предлагается такую веру иметь, хотя, конечно, хорошо бы, какую имел преподобный Серафим. А отношение к медицине, к этим очкам, пломбочкам и т.д. зависит от веры человека. От понимания, что то, что произошло с ним, если это какая-то случайность или это есть некоторый момент жизни, связанный с целым, а в этом целом жизни участвует не только он, но участвуют и высшие силы, участвует Бог.

Мы знаем, что в жизни с некоторыми людьми случаются очень серьезные болезни. Они говорят: я не хочу лечиться. Я имею в виду, например, раковые болезни. Одни готовы здесь на все. А другие говорят: ну, вот как Бог дал. То есть принятие вот этой границы – она подвижная, она зависит от веры.

Гуманизм и трансгуманизм

А.К.: Является ли трансгуманизм продолжением концепции гуманизма или же это идеи, взаимоисключающие друг друга?

В.К.: Вы знаете, классический гуманизм – парадокс в том, что трудно сказать, что это отрицание. Потому что классический гуманизм – это нечто неустойчивое. Он возник в Возрождение, в особенности утвердился, когда возникла новая европейская цивилизация, в XVII веке. Но это было нечто неустойчивое. Во всяком случае это была опора на силы человека, в частности на его разум. На науку. Поэтому раскручивание этой науки и технологии до такой степени… Хотя уже там, вы знаете, Леонардо задумывается о том, чтобы создавать летающие машины с крыльями. Именно там Лейбниц, Декарт закладывают начало современной информационной техники, а именно так называемые формальные языки.

А.К.: То есть скорее качественное развитие

В.К.: Совершенно верно. Но я хотел сказать, что в связи с этими языками очень важен еще вопрос, который мы тоже уже с вами задали. Возможно ли это? Оказывается, утопичность этого проекта в том, что он невозможен.

И невозможен вот по какой причине. Дело в том, что невозможно смоделировать в машине с помощью программ электронных человеческое сознание, потому что все программы конечны. Какая бы ни была большая память у этих машин, быстродействие – это всегда конечные величины.

А человеческое сознание – ему дана идея бесконечности. Ему дана способность совершать акции, а именно, свободные действия, которые включают в себя бесконечность, актуальную бесконечность. Ведь что такое свободные действия, как говорил Кант? Это действие, которое начинает новый причинный ряд и которое не детерминировано абсолютно. Вот брошу я эту ручку или нет – я решаю свободно. И это ничем не детерминировано.

А.К.: Понятно.

В.К.: Но машина работает по программе. Там все детерминировано, там нет этой актуальной бесконечности. А в человеческой жизни все высшие ее проявления – я имею в виду любовь, красоту, творчество – все они связаны со свободой.

А.К.: Это понятно. Вам скажут, конечно, что на самом деле это вопрос не нынешнего качества, а количества – которое перейдет в качество.

В.К.: Нет.

А.К.: Вам так и скажут.

В.К. Это, вы знаете, такая невозможность. В современной математике и логике очень много было сделано для того, чтобы объяснить, что эта актуальная бесконечность – неалгоритмизированная. Сделать так, чтобы с ней электронная машина могла оперировать, невозможно. У машины просто нет этой идеи. Мы тоже не понимаем, что такое актуальная бесконечность.

А.К. Но если это не машина, а то самое, помните, которое по аналогии сейчас современные трансгуманисты предлагают, то самое пока фантастическое и непонятно как происходящее, но сканирование?

В.К.: Сначала нужно понять, что такое сознание, прежде чем его куда-то переносить. Не только человеческое. А когда они говорят про это, то все время чувствуешь, что интуиция, за этим стоящая, это интуиция души. Но дело в том, что это же материалистическое мировоззрение. А если оно материалистическое, то тут души нет.

А.К.: Получается, хорошая новость в том, что это нереализуемо. А плохая в том, что бесконечно все время реализуется.

В.К.: Нет. Это хорошая. Мы этим живем. Это свобода.

А.К.: В чем плохая новость?

В.К.: Плохая новость в том, что это используется как идеология. Еще это и не создано. Я приводил как раз цитаты, что “мы хотим уже сейчас этические следствия из этого иметь”. А этические следствия какие? Все, что связано с компьютерной техникой, с информационными технологиями, это хорошо, ибо это приведет нас к бессмертию? Это есть ложь, обман. Это новый этап эволюционной идеологии.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/transgumanizm-chelovek-golografija-zaplanirovan-na-2035-god_31388

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*