УСМИРЕНИЕ УМА (ФЕВРАЛЬ’ 21)

ТРАКТАТ «Усмирение ума»

Выполнила: Сатьявати

5 ПРАКТИКИ И МЕТОДЫ УСМИРЕНИЯ УМА

Вся задача духовной практики сводится к усмирению эго, отдаче эго, растворению эго, усмирению ума.

«Как не может быть крепкого здоровья, пока в теле продолжается действие капли яда, так не может быть Освобождения, пока длится отождествление с эго».

(Шри Ади Шанкарачарья «Вивекачудамани»).

Свами Шивананда в книге «Покорение ума» говорит, что искусных методов усмирения ума существует великое множество. Ведантин уничтожает ум с помощью расширения Самости; он практикует самоотречение отождествляет себя с Высшим Брахманом, и, таким образом, производит устранение ума. Раджа йогин осуществляет ту же цель, успокаивая ум и искореняя вритти. Бхакти йогин добивается смерти ума, уменьшая его и сводя к нулю; он практикует самоотдачу, помещая свой ум к стопам Бога. Карма йогин убивает ум, устраняя эгоизм с помощью бескорыстного служения; он практикует самопожертвование, отождествляя себя с Космическим Бытием, и расширяет свое сердце с помощью полного уничтожения всех эгоистичных желаний. Вера, состояние служителя и осознавание – это то, что безупречно помогает пробудиться от сновидений разума, контролирующего нас, и начать усмирять ум, усмирять эго.

5.1Двенадцать методов усмирения ума

Эти методы отличаются от санкальп, Атма-вичары и Махашанти. Они более грубые, и, значит, более действенные для применения на начальной стадии.

1. Искать причину проблем в себе. Если происходят какие- нибудь трудности  проблемы и страдания, следует сразу прослеживать цепочку до собственного состояния ума, поскольку весь внешний мир есть отражение сознания. Мы переживаем потоки кармы. Мы находимся в потоках кармы, и все, что ни происходит – это непрерывная материализация цепочек причин и следствий. Когда такая материализация происходит, то материализуется только то, что уже есть как отпечатки в нашем сознании. Если происходят какие-нибудь трудности, проблемы и страдания, следует сразу эту цепочку прослеживать до собственного состояния ума.

Когда мы ищем причину проблем в себе, мы начинаем заниматься самоисследованием и очищать себя. Таким образом, ум усмиряется. Если же мы так не делаем, то возникает множество поводов для того, чтобы найти причину страданий и трудностей во внешнем мире. Отпечатки, созданные нашими предыдущими поступками, проявляются сейчас вот таким образом, поэтому нет смысла искать причину проблем где-то во внешнем мире.

2. Аналитическая медитация о прошлых жизнях.

В этой медитации необходимо сосредоточиться на том какие причины были порождены в потоке нашего сознания. Когда что-либо происходит, необходимо анализировать это с точки зрения закона кармы, с точки зрения прошлого. Ситуация, события, страдания или радость порождены определенными отпечатками, созданными ранее. В соответствии с этим нет смысла привязываться или обижаться, вступать в двойственные отношения – это действуют отпечатки, действует неумолимый закон. Происходит то, что должно быть. Нужно просто извлечь урок из этого закона и выработать правильное направление ума.

Если так размышляете, конечно, весь гнев и эгоистичные страдания сразу же улетучиваются. Потому что мы видите ситуацию под другим углом зрения.

3. Аналитическая медитация о будущих жизнях.

В этом методе размышляется о будущих следствиях, которые создаются в результате жизни настоящей. Например, происходит какая-либо ситуация, и нужно думать так: «Как мне надо реагировать? Какие будут порождены следствия, если я буду так думать, либо думать иначе? Какое будущее меня ожидает, какое воздаяние ожидает, если я буду иметь такой настрой или другой?». Поскольку из нынешней жизни мы можем управлять будущими жизнями, и в нынешней жизни находятся точки управления следующими жизнями, то наши поступки сейчас – порождают наше будущее. Мы что-то сделали сейчас, и это проявится через много жизней и повлияет на всю судьбу, сдвинет линию нашей судьбы в какую-то сторону. Каждый поступок, действие, состояние ума – это целый веер реальностей, которые открываются или закрываются. Когда так начать думать, то как следствие возникает вопрос: «Чего я хочу от будущих жизней?», и тогда появляется очень аккуратное отношение к своему мышлению и поступкам, если медитировать о будущих жизнях, о тех причинах, которые сейчас создаются.

 Обычно люди не очень задумываются о будущем и о будущих жизнях тоже. Будущие жизни неясны, потому что прошлые тоже неясны. Время сжато только до периода этой жизни. Тем не менее, человек должен понять, что его ждут будущие жизни, что бы он ни делал сейчас. Эти жизни уже существуют прямо сейчас в потоке его сознания, только они не актуализированы. Какой вариант его будущих жизней будет актуализирован, зависит от его нынешних поступков и, особенно – от состояния ума, состояния сознания. Испытывать нечистые мысли, раздражаться, впадать в неправильное состояние с точки зрения будущих жизней – это пагубно.

4. Радоваться малым страданиям, чтобы избежать большого страдания.

Иногда, когда возникают страдания, появляется неправильное отношение к ним или сильное неприятие. Но если размышлять о драгоценном человеческом рождении, о возможности практиковать дхарму, достичь Освобождения, то следует правильно выработать отношение к различным неудобствам и страданиям, которые возникают. Например, есть какое-либо неудобство. Но если не рефлексировать по этому поводу, а подумать, что это малое страдание, то можно научиться к нему правильно относиться, и эти малые страдания помогут избежать большого страдания – цикла рождений и смертей. Эти малые страдания ничего не стоят по сравнению с тем большим страданием, которое может на вас надвинуться, если вы не будете усмирять свой ум.

Различные малые страдания могут возникать из-за эгоизма, себялюбия, внешних условий, мирских желаний. Если не понять, что это малые страдания, то ум может придать им статус большого страдания, зацепиться за них и развивать это страдальческое состояние. Если размышлять, что на самом деле, это совершенно небольшая плата и ради того, чтобы избавиться от большого страдания, люди страдали гораздо сильнее, то нам можно легко усмирить свой ум. Гуру говорит, что страдания в мире людей не такие уж и сильные страдания, в равнении со страданиями существ, находящихся в трех мирах ниже человеческого, – их можно потерпеть (к примеру, никто нам свинец в горло не заливает и пр.).

5. Пожертвование своим счастьем ради других.

Обычно не усмиренный ум – это не только гневающийся ум, возбужденный ум, нечистый. Это, прежде всего, эгоистичный ум, эгоцентричный, направленный на себя, т.е. себялюбивый. Практика пожертвования своего счастья ради других – это мощное средство усмирения ума. Здесь надо размышлять так: «Другие живые существа имеют такие же желания, как и я. У них сходная со мной работа сознания. Когда мы находимся где-то в общих условиях, почему я должен отдавать себе предпочтения, ведь я придерживаюсь пути Адвайты. Почему я должен отдавать предпочтение этому уму или этому телу. Если я попытаюсь свое счастье как-то жертвовать другим, то  другие тоже будут включены в поток моего сознания, и тогда мое сознание за счет этого тоже вырастет». Например, кому-то достается та вещь, о которой мы давно мечтали, и нам кажется это совсем несправедливым. Но если мы будете наоборот думать, будем радоваться счастью другого, которому дали то, что он хотел, то этот другой человек будет уже включен в поток вашего сознания. Он будет как бы второй нашей частью, мы станем шире на одного человека. А если будете так думать о трех или о пяти, наш ум станет шире на три-пять частей. Чем больше живых существ сможем включить в поток нашего сознания и пожертвовать счастьем малого тела и эго, тем шире становится наш ум.

6. Обмен себя с другими. Например, во время медитации, кто-то открывает окно.

Такому человеку жарко, а нам, наоборот, холодно. Возникает естественная реакция, что он неправильно делает. Но если поставить себя на его место, то можно увидеть совершенно другое его отношение. Нужно подумать: «Почему я должен отдавать предпочтение своему узкому взгляду? Если я стану на место другого человека, то, возможно, пойму, что его точка зрения более правильна, чем моя. Почему бы не сделать так, чтобы ему было хорошо?» Для того, кто привязан к своему эго, это очень неудобная практика. Он может сразу почувствовать замешательство от такой практики. Потому что это никак не питает эго. Но тот, кто научится выполнять такие практики, он по-настоящему расширит свое сознание и усмирит свой ум. Он по-настоящему перестанет цепляться за ум, тело, эго, относительные обстоятельства. Он по-настоящему сможет приобрести непоколебимую уверенность, как в воззрении, так и в поведении. Умение отказываться от своего счастья ради счастья других – это то, что понастоящему усмиряет ум, делает нас садхаками высшей категории. Если мы хотим попасть в эту категорию, в лигу чемпионов, следует пересматривать мотивацию своего ума, выработать и иметь совершенно другое воззрение. Не то детское, которое есть, связанное с эгоизмом, себялюбием, хотя оно, может быть, годится для начинающих (каништха). На уровне средних (мадхьяма) – оно уже не годится, а на уровне продвинутых (уттама) – оно совсем не годится. Смена эгоцентричной установки на пожертвование своего счастья ради других, обмен себя с другими – это то, что пропускает вас в высшую лигу дхармы.

7. Благодарение, как в хороших, так и в неблагоприятных ситуациях.

Этот метод связан с чистым видением. Когда мы попадаем в какие-либо ситуации, и эти ситуации нам не очень нравятся, мы благодарим их, вместо того, чтобы жаловаться, обижаться и т.д.  Обида – это состояние, которое показывает, что человек не работает со своим умом. Если он работает с умом, то невероятно, чтобы такое было, это невозможно в принципе для опытного практика. Он может рассмеяться и легко отнестись к чему-то. Потому что в высшей лиге духовные практики не могут позволить себе обиду. Обидеться – это значит пропустить гол или отдать ферзя в шахматах. Благодарение означает, что мы благодарны в любых ситуациях, позитивно настроены к любым ситуациям. Например, в столовой нам дают холодный прасад. Нужно подумать, что, несомненно, те, кто накрывали на стол, участвуют в том, чтобы тренировать наш ум. Они создают причины, чтобы ум еще быстрее очистился, и продвигают нас к Освобождению. Несомненно, это какие-то благоприятные причины, потому что, благодаря им, наш ум укрепится и станет на шаг ближе к Освобождению. Неважно, через какую ситуацию проявляется тренировка. Такие люди являются нашими учителями, пусть даже и неосознанно. Разве не следует их поблагодарить за это? Может быть, ваша привязанность долгое время еще оставалась бы не проявленной, если бы не их помощь. Когда такое происходит, испытывается искренняя благодарность. Это не лицемерное, шутливое благодарение, оно настоящее, искреннее. Поскольку, именно благодаря этому, за короткое время проходят целые годы «отмывки» дурной кармы. С таким благодарным сознанием мы всегда будем находиться в благоприятном состоянии ума.

8. Помнить доброе и не помнить плохое.

Человек, который не усмиряет свой ум, любит помнить плохое, а доброе, напротив, не любит помнить. Но этим самым, он делает себе медвежью услугу, потому что он создает дурные отпечатки, и эти же отпечатки могут увлечь поток его ума в низшие миры при перерождении. Наоборот, когда вы помните доброе и не помните плохое, вы автоматически переходите в чистое видение.

9. Принимать на себя страдания других.

Принятие на себя страданий других – суровая, нелегкая практика. Она заставляет содрогнуться эгоистичный ум, поскольку никто не любит страданий, а все любят счастье, наслаждение. У каждого, своих страданий может хватать, а если еще думать о чужих страданиях, то это представляется совершенно невероятным. Это не означает, что нужно буквально «отнимать» страдания других. Скорее, надо воспитывать свой ум в такой установке. Воспитывать в себе такую установку, при которой понимать, что наши страдания не важны и наше счастье не является важным. Если нужно, быть готовым принять и страдания другого, ради того, чтобы ему было хорошо. Когда мы создаем сострадательную мотивацию, вырабатываем в себе  намерение жить ради других живых существ, то именно этим мы устраняем барьер эгоизма между нами и другими, это – недвойственность в действии, ведь с точки зрения адвайты, между нами и другими живыми существами нет никакой разницы. В момент, когда мы зарождаем такую сострадательную мотивацию, мы этот барьер убираем. Это практическое выполнение уменьшения субъект – объектных отношений, уменьшая эту дистанцию вплоть до полного исчезновения, когда все живые существа видятся как проявления нас самих, как наши эманации (в этом смысл практики обмен себя с другими, помощи всем живым существам и сострадания). Такое сознание присуще святым, присуще богам, и зарождая такую сострадательную мотивацию, мы как бы упражняемся в сознании как у богов.

10.Подношение заслуг.

Когда мы занимаемся духовной практикой, мы накапливаем заслуги, духовную силу, духовный свет. Если есть эгоистичная мотивация, то эта духовная сила может быть использована в эгоистичных целях. Вместо этого всегда следует ее подносить благу всех живых существ, подносить Трем Сокровищам, думать: «Благодаря тем заслугам, которые я накопил, пусть все живые существа освободятся от страданий. Пусть Три Сокровища процветают, благодаря заслугам, обретенным мной».

11. Видеть достоинства, а не недостатки.

Это и есть одна из форм чистого видения. Можно видеть какого-либо человека по-разному. Часто, если у нас самих заслуг немного, то и заслуги других мы тоже не видим. Например, если не разбираться в музыке, то невозможно понять, что другой человек – гениальный музыкант. Но человек, разбирающийся в музыке, может понять, что один более гениален, чем другой, а этот просто маэстро. Таким же образом, если у человека недостаточно заслуг или достоинств, он можем достоинства других не увидеть. Если есть недостатки свои, то и чужие недостатки очень хорошо видны. Наше проективное мышление часто может видеть недостатки даже там, где их нет, если у нас есть собственные недостатки. Таким образом, можно входить в кармическое видение недостатков и обнаруживать их где угодно. Метод заключается в том, чтобы недостатки игнорировать, и видеть только достоинства. Когда мы видим чужие заслуги и достоинства, говорят, что мы их разделяем, т. е. эти заслуги очищают и нас. Если мы видим чужие недостатки, то они также будут разделены нами. Чужая карма недостатков входит и в нас, мы погружаемся тоже в такое нечистое видение. Видеть достоинства, а не недостатки, и чистое видение – это взаимосвязанные практики. Просто пытаться видеть достоинства, а недостатки игнорировать. Такое видение открывает путь к чистому видению. Например, рядом есть какой-то человек, о котором можно подумать негативно. Но если присмотреться, то можно обнаружить и какие-то достоинства,  которые, несомненно, у него есть. Тогда надо сосредоточиться на достоинстве и спроецировать его на всего человека, будто человек целиком состоит из этого достоинства. Если так размышлять, можно увидеть, что человек действительно состоит из позитивного качества. А его недостатки не так уж важны.

12.Чистое видение.

В чистом видении мы целиком пытаемся войти в сакральное. измерение мандалы. Есть практика, медитации на Чистую страну и соединения расположения Чистой страны и реального мира. Все живые существа, воспринимаются как божества, все ситуации – как лилы. Все мирные или гневные слова, воспринимаются как благословения, как мантры. Если применять эти методы, то состояние ума и мотивация обязательно и реально в жизни будут меняться. Можно увидеть, какую пользу мы принесем сами себе. Например, когда в медитации, возникает неудобное состояние или болят ноги, то можно подумать: «Несомненно, эти малые страдания необходимы для того, чтобы предотвратить большие страдания – страдания рождения и смерти. Вместо того чтобы страдать из-за этого, я буду радоваться». Тогда само состояние мгновенно меняется. Если так делать, то это реальная работа над усмирением ума. Когда человек работает с методами усмирения ума, это всегда отчетливо проявляется в его жизни. Невозможно увидеть такого человека в депрессии, в состоянии эгоцентризма, увидеть его гневающимся, себялюбивым. Он будет всегда смиренным, безмятежным, легким и позитивным.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*