КЕН УИЛБЕР (АПРЕЛЬ-МАЙ’ 25)

Концепции

Мистицизм и великая цепь бытия

Кен Уилбер занимается составлением карты «новой вечной философии» (англ. neo-perennial philosophy), которая объединяет в себе традиционный мистицизм, описанный в «вечной философии» Олдоса Хаксли, и теорию космической эволюции, тесно связанную с идеями индийского философа Шри Ауробиндо. Однако вместо того, чтобы принять обычный для вечной философии антиэволюционный подход к истории как регрессии из предыдущих эпох, или Юг, Уилбер обращается к традиционной для Запада концепции великой цепи бытия. В согласии с работами Жана Гебсера теория эта гласит, что великая цепь бытия существовала и существует вечно, проявляясь в материальном и, тем самым, постепенно раскрываясь. Как практик махаяна-буддизма, Уилбер считает, что реальность по своей сути есть недуалистическое единство пустоты и формы, развивающейся с течением времени. Работы Уилбера — это попытка описать, как форма претерпевает изменения и каким образом в мире формы существа, обладающие сознанием, участвуют в этом изменении до момента, пока не осознают свою истинную сущность в пустоте.

Холон

Основная статья: Холон (философия)

Холон — ключевое для философии Кена Уилбера понятие, заимствованное из книги Артура Кёстлера «Призрак в машине» (1967); фундаментальная структурная единица Космоса. Находясь в поисках того, что могло бы послужить базовыми строительными блоками существования, Уилбер соглашается с выводом, что любая сущность или концепция имеет двойную природу: как целое в себе и как элемент чего-то ещё, — то есть представляет собой холон. В книге «Краткая история всего» он даёт такое популярное объяснение: «Например, целый атом является частью целой молекулы, а целая молекула является частью целой клетки, целая клетка является частью целого организма, и так далее. Каждый из этих объектов не целое, и не часть, а холон».

В книге «Пол, экология, духовность» Уилбер выделяет около двадцати принципов, характеризующих все холоны[6]. Эти принципы формируют базис для его модели проявленной реальности (англ. manifest reality). Кроме того, по мнению Уилбера, тотальность проявленной реальности — это лишь волна в океане непроявленной Пустоты, не являющейся холоном.

AQAL: интегральная модель Космоса

AQAL (произносится: «акуал») — основа интегрального подхода Кена Уилбера. AQAL обозначает «all quadrants all levels» («все квадранты все уровни»). Модель описывает пять принципиально неупрощаемых категорий, которые, по мнению Уилбера, необходимо учитывать в любой интегральной модели. В отрывке «Excerpt C: The Ways We Are in This Together» он описывает AQAL как «одну предполагаемую архитектуру Космоса».[7] Согласно «всесекторной, всеуровневой» модели, выдвинутой на основе аналитико-синтетической обработки более чем 200 общепринятых иерархий и систем из различных сфер деятельности человека, для того, чтобы целостно рассмотреть какой-либо предмет, обязательно необходимо учесть следующие взаимокоррелирующие аспекты:

4 квадранта (или сектора) — индивидуальный внутренний (субъективное исследование предмета, например, феноменология), индивидуальный внешний (объективное исследование предмета, например, нейрофизиология), коллективный внутренний (субъективное исследование культурных отношений, например, культурная антропология) и коллективный внешний (объективное исследование социальных групп, например, теория систем);

Линии развития, которые присутствуют в этих секторах (например, в психологии развития это линия когнитивного развития, эмоционального, физического и т. д.; см. концепцию множественных интеллектов Гарднера);

Уровни развития, которые касаются данного предмета (например, человек проходит через несколько более или менее чётко выраженных стадий развития на протяжении всей жизни);

Состояния сознания, которые участвуют в рассмотрении или деятельности этого предмета (например, для выполнения определённых типов работы необходимо состояние полного сосредоточения);

Типы (например, гендер).

Как считает Уилбер, необходимо понимать, что данная классификация относится не к абсолютной, а к относительной истине (он опирается при этом на принцип двух истин в буддийской философии (см. ниже)).

Абсолютная и относительная истина

Уилбер — сторонник буддийской доктрины двух истин, говорящей о том, что, дабы не допускать философской ошибки (или «категориального коллапса»), необходимо чётко различать абсолютную истину пустоты и относительные истины формы. Все категории AQAL относятся к относительной истине. Ни одна из них не является абсолютно истинной. Только лишь бесформенное сознавание, «простое ощущение бытия», является абсолютным фундаментом существования. Уилбер вслед за Шри Ауробиндо называет это бесформенное сознавание «Духом». «Дух» Уилбера можно считать аналогичным «Единому» Плотина, «Абсолюту» Шеллинга, индуистскому Брахману и буддийской шуньяте.

Пре-/транс-заблуждение

Как считает Кен Уилбер, во многих утверждениях относительно нерациональных состояний сознания совершается ошибка в определении разницы между дорациональным и надрациональными состояниями. Согласно Уилберу, их можно легко принять одно за другое — явление, названное им «пре-/транс-заблуждением» (pre/trans fallacy). Можно либо редуцировать восприятие надрациональной духовной реализации до уровня дорациональной регрессии, либо возвысить дорациональные состояния до уровня надрациональных. Фрейд и Юнг, по мнению Уилбера, совершали ошибку пре/трансзаблуждения: Фрейд считал, что мистический опыт представляет собой регрессию к инфантильным океаническим состояниям, в то время как Юнг рассматривал дорациональные мифы в качестве духовных откровений. По мнению Уилбера, и сам он совершил подобную ошибку в ранний «романтический» период своего развития (см., например, книгу «Никаких границ»).

Уилбер о науке

В книге «Свадьба рассудка и души: интеграция науки и религии» (The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion) Уилбер характеризует текущее состояние «твёрдых» наук как «узкие науки». Он утверждает, что естественные науки в настоящее время получают данные только из низших уровней сознания — сенсомоторики (восприятие и пр.). То, что он называет «широкой наукой», включало бы данные и из логики, математики, и из символики, герменевтики и других уровней сознания. В идеале широкая наука включала бы и свидетельства медитаторов и духовных практиков.

Собственная концепция науки Уилбера включает и узкую науку, и широкую науку. В качестве примера можно привести использование электроэнцефалографии и других технологий для проведения исследований занимающихся медитацией и духовными практиками. Всё это включено в концепцию «интегральной науки» Кена Уилбера. По его мнению, узкая наука выше узкой религии, но широкая наука выше узкой науки. То есть, естественные науки представляют более инклюзивное, аккуратное описание реальности, чем какая-либо из экзотерических религиозных традиций, а интегральный подход, включающий и религиозные утверждения, и научные утверждения, основывающиеся на интерсубъективности, предпочтительнее узкой науки.

Уилбер о дарвинизме

Кен Уилбер отвергает креационизм, считая его попытками узкой религии предстать наукой. Тем не менее, к примеру, не является он и сторонником философско-натуралистической эволюционной теории Ричарда Докинза, которого Уилбер описывает как «религиозного проповедника». Хотя Уилбер рассматривает естественный отбор как валидную научную теорию, он считает, что дарвинизм описывает лишь биологический аспект эволюции. По его мнению, Ауробиндо дал более полное описание физических, интеллектуальных и духовных аспектов эволюции. Более того, Уилбер считает, что Дарвин оказал во многом негативное интеллектуальное влияние, так как по причине успеха дарвинизма среди интеллектуальной и философской элиты холистические онтологически эволюционные воззрения немецких идеалистов были заменены физикализмом.

Уилбер согласен с теоретиками разумного творения в том, что неодарвинизм не способен адекватно объяснить зарождение жизни, феномен сознания и самосознания человека. Но также он не согласен и с теоретиками креационизма в том, что они настаивают на дуалистической природе создателя, отделённого от того, что им сотворено. Уилберовская концепция божественности аналогична той, что можно найти в дзэн-буддизме или Адвайта Веданте.

В последнее время Уилбер начал использовать термин «тетраэволюция» для описания четырёхмерного развития холонов.

Работа в настоящее время

В 2005 году был открыт Интегральный духовный центр (Integral Spiritual Center) — отделение калифорнийского Интегрального института. Тогда же Уилбер представил публике черновик на 118 страницах двух своих книг, над которыми он работает.[8] Работа вышла под заголовком «Что такое интегральная духовность?» и содержит несколько новых концепций: интегральный методологический плюрализм, интегральная постметафизика, интегральная математика и решётка Уилбера — Комбса. В 2006 году эта работа была издана в виде книги «Интегральная духовность».

Уилбер объединяет свои различные системы взглядов (англ. frameworks) воедино:

Такова наша задача: «осуществить реинжиниринг» объяснительной системы взглядов, правдоподобно представившей бы те основные методологии — от феноменологии до автопоэзиса, теории систем, герменевтики — путём «трансцендентальной дедукции» структуры Космоса, в первую очередь позволившей бы данным методологиям возникнуть и существовать, ибо они и так уже существуют. Предлагаемая объяснительная система называется AQAL, она ориентирована на интегральный обзор врождённых перспектив, её социальная практика заключается в интегральном методологическом плюрализме, её философия есть интегральная постметафизика, её сигнальная сеть — это ИОС (интегральная операционная система) — все слова от третьего лица для описания Космоса, в котором первые и вторые лица являются неделимыми агентами, носителями сознания, и интенциональности, и ощущений, а не просто материи, и энергии, и информации, и каузальности.[7]

Интегральная постметафизика

Интегральная постметафизика — термин, которым Уилбер описывает свои попытки реконструировать мировые духовно-религиозные традиции в том виде, в котором они бы удовлетворяли модернистской и постмодернистской критике данных традиций. Основана на интегральной эпистемологии, включающей такие инструменты, как интегральный методологический плюрализм, интегральную семиотику, а также различные способы краткой записи перспективы субъекта и местонахождения объекта, один из которых называется интегральной математикой.

Интегральный методологический плюрализм исходит из представления о том, что «измерения» (квадранты), которые содержит всякий холон, можно изучить как снаружи, так и изнутри. Таким образом, для изучения одушевленных холонов (в том числе и человека), поскольку они содержат все четыре квадранта, может быть применено по крайней мере 8 основных методологий. Например, методом изучения индивидуального внутреннего (верхнего левого) квадранта человека изнутри является феноменология, извне — психоанализ и структурализм. Уилбер указывает на то, что с помощью каждого из восьми методов можно получить данные, принципиально неполучаемые остальными. К примеру, феноменологическое исследование (исследование сознания изнутри, в том числе через медитацию) не может обнаружить существование фрейдовской тени и стадий сознания. Поэтому для получения более или менее полноценного знания о холоне необходимо совместить как можно больше методов его изучения (желательно — все).

Основным источником по данной теме является опубликованная в 2007 году книга «Интегральная духовность» (в 2013 году издана на русском языке в виде электронной книги). Кроме того, некоторые из материалов были опубликованы в Интернете. На официальном веб-сайте писателя издательства «Shambhala» в онлайновой статье под названием «О природе постметафизической духовности: ответ Хабермасу и Вейсу» (On the Nature of a Post-Metaphysical Spirituality: Response to Habermas and Weis, 2006)[9] Кен Уилбер говорит о постметафизической духовности. На другой веб-странице, «Последующие отрывки из „Космической кармы и творчества“, которые необходимо опубликовать» (Future Excerpts from Kosmic Karma and Creativity to Be Posted)[10], представляется набросок, включающий материал «Excerpt F: Integral Post-Metaphysics».

Решётка Уилбера — Комбса

Решётка Уилбера — Комбса — концептуальная модель сознания, разработанная Кеном Уилбером и Алланом Комсом. Она представляет собой решётку с последовательными состояниями сознания на оси X (слева направо) и структурами развития, или уровнями, сознания на оси Y (снизу вверх). Данная решётка иллюстрирует, как каждая структура сознания интерпретирует переживания разных состояний сознания, включая мистические состояния. Например, кто-то на мифическом уровне осознавания может интерпретировать тонкое переживание как измерение, полное богов и богинь, тогда как кто-то на ментальном уровне может интерпретировать его более рационально, например, как видение глубокого смысла космоса, или вселенной.

Влияния на Уилбера

Концепция вечной философии Уилбера главным образом была сформирована под влиянием мадхъямака-буддизма, в особенности под влиянием философии Нагарджуны.[11] Сильное влияние также оказали недвойственный мистицизм адвайта веданты, тибетского буддизма, дзэн-буддизма, Плотина и Рамана Махарши. Уилбер практикует буддийскую медитацию со времён обучения в университете, и изучал некоторых известных медитаторов, таких, как Дайнин Катагири, Маэдзуми Роси, Чогьям Трунгпа Ринпоче, Калу Ринпоче, Пенор Ринпоче и Чагдуд Тулку Ринпоче.

Концепция эволюции или психологического развития Уилбера основывается на работах Шри Ауробиндо Гхоша и Жана Гебсера, концепций великой цепи бытия, немецкого идеализма, Эриха Янча, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвса, Роберта Кигана и спиральной динамики. Экзистенциального психолога Ролло Мэя он называл своим личным другом. Также Уилбер писал о Ральфе Эмерсоне, Альфреде Уайтхеде, Юргене Хабермасе и Пьере Тейяре де Шардене.

Библиография

Работы Уилбера

The Spectrum of Consciousness, 1977, anniv. ed. 1993: ISBN 0-8356-0695-3

No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth, 1979, reprint ed. 2001: ISBN 1-57062-743-6

The Atman Project: A Transpersonal View of Human Development, 1980, 2nd ed. ISBN 0-8356-0730-5

Up from Eden: A Transpersonal View of Human Evolution, 1981, new ed. 1996: ISBN 0-8356-0731-3

The Holographic Paradigm and Other Paradoxes: Exploring the Leading Edge of Science (editor), 1982, ISBN 0-394-71237-4

A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology, 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion, ISBN 1-59030-224-9

Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm, 1983, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X

Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists (editor), 1984, rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-768-1

Transformations of Consciousness: Conventional and Contemplative Perspectives on Development (co-authors: Jack Engler, Daniel Brown), 1986, ISBN 0-394-74202-8

Spiritual Choices: The Problem of Recognizing Authentic Paths to Inner Transformation (co-authors: Dick Anthony, Bruce Ecker), 1987, ISBN 0-913729-19-1

Grace and Grit: Spirituality and Healing in the Life of Treya Killam Wilber, 1991, 2nd ed. 2001: ISBN 1-57062-742-8

Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution, 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4

A Brief History of Everything, 1st ed. 1996, 2nd ed. 2001: ISBN 1-57062-740-1

The Eye of Spirit: An Integral Vision for a World Gone Slightly Mad, 1997, 3rd ed. 2001: ISBN 1-57062-871-8

The Essential Ken Wilber: An Introductory Reader, 1998, ISBN 1-57062-379-1

The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion, 1998, reprint ed. 1999: ISBN 0-7679-0343-9

One Taste: The Journals of Ken Wilber, 1999, rev. ed. 2000: ISBN 1-57062-547-6

Integral Psychology: Consciousness, Spirit, Psychology, Therapy, 2000, ISBN 1-57062-554-9

Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality, 2000, paperback ed.: ISBN 1-57062-855-6

Speaking of Everything (2 hour audio interview on CD), 2001

Boomeritis: A Novel That Will Set You Free, 2002, paperback ed. 2003: ISBN 1-59030-008-4

Kosmic Consciousness (12 hour audio interview on ten CDs), 2003, ISBN 1-59179-124-3

Вместе с Корнелом Уэстом, комментарии к трилогии «Матрица», участие в Return To Source: Philosophy & The Matrix на The Roots Of The Matrix, всё в The Ultimate Matrix Collection (DVD), 2004

The Simple Feeling of Being: Visionary, Spiritual, and Poetic Writings, 2004, ISBN 1-59030-151-X

The Integral Operating System (69 страниц по AQAL с DVD и 2 аудиодисками), 2005, ISBN 1-59179-347-5

Исполнительный продюсер: Stuart Davis DVD Between the Music: Volume 1 и Volume 2.

Integral Spirituality: A Startling New Role for Religion in the Modern and Postmodern World, 2006, ISBN 1-59030-346-6

The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything, 2007, ISBN 1-59030-475-6

Transformations of Consciousness (полностью обновлённое издание, анонсировано)

The Many Faces of Terrorism (анонсировано)

Kosmic Karma and Creativity: Volume Two of the Kosmos Trilogy (анонсировано)

The Fourth Turning (сокращённая эл. версия опубликована в 2014 году; полная печатная версия планируется в 2015 году)

Trump and a Post-Truth World (2017), ISNB 9781611805611

The Religion of Tomorrow (2017), ISNB 9781611803006

Integral Buddhism: And the Future of Spirituality (2018), ISBN 1611805600

Integral Politics: Its Essential Ingredients, eBook, 2018

На русском языке

Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. — 1998, 2004. ISBN 5-17-018322-4

Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. — М.: АСТ, 1999, 2004. ISBN 5-17-021069-8

Око Духа. Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-014321-4

Один вкус. Дневники Кена Уилбера. — 2004. ISBN 5-17-021067-1

Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия. — 2004. ISBN 5-17-021067-1

Краткая история всего. — М.: АСТ, 2006. ISBN 5-17-036016-9. Переиздание: М.: Постум, 2015. — 624 с. — ISBN 978-5-91478-035-4

Благодать и стойкость. — М.: Открытый Мир, 2008. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0127-8. Переиздание: М.: Постум, 2013. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91478-025-5

Интегральное видение. — М.: Открытый Мир, 2009. ISBN 978-5-9743-0156-8

Теория всего. — М.: Постум, 2013. ISBN 978-5-91478-027-9

Интегральная духовность. — Электронное издание. — М.: Ipraktik, 2013. Google Books.

Бумерит. — Электронное издание. — М.: Ipraktik, 2013. Google Books.

Четвертый поворот. Перспективы интегрального буддизма. — Электронное издание. — М.: Ipraktik, 2014.

Практика интегральной жизни (К. Уилбер, Т. Паттен А. Леонард, М. Морелли). — Электронное издание. — М.: Ipraktik, 2014.

Очи познания: Плоть, разум, созерцание. Интегральный мир. — М.: Рипол-классик, 2016.

Интегральная медитация. — Рипол-Классик, 2017.

Трамп и эпоха постправды. — М.: МИФ, 2018.

Экранизации

В 2021 году по книге Уилбера «Благодать и стойкость» (1991) был снят одноимённый художественный фильм[12].

Книги о Уилбере

Donald Jay Rothberg and Sean Kelly, Ken Wilber in Dialogue: Conversations With Leading Transpersonal Thinkers, 1998, ISBN 0-8356-0766-6

Joseph Vrinte, Perennial Quest for a Psychology with a Soul: An inquiry into the relevance of Sri Aurobindo’s metaphysical yoga psychology in the context of Ken Wilber’s integral psychology, Motilal Banarsidass, 2002, ISBN 81-208-1932-2

Frank Visser. Ken Wilber: Thought As Passion. — New York: State University of New York Press (SUNY Press), 2003. — 352 p. — ISBN 0791458156.

Brad Reynolds, Embracing Reality: The Integral Vision of Ken Wilber: A Historical Survey and Chapter-By-Chapter Review of Wilber’s Major Works, 2004, ISBN 1-58542-317-3

Lew Howard, Introducing Ken Wilber, May 2005, ISBN 1-4208-2986-6

Raphael Meriden, Entfaltung des Bewusstseins: Ken Wilbers Vision der Evolution, 2002, ISBN 88-87198-05-5

Brad Reynolds, Where’s Wilber At?: Ken Wilber’s Integral Vision in the New Milennium, 2006, ISBN 1-55778-846-4

Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2009. ISBN 978-5-9540-0152-5. (Глава 3. Интегральный подход (логико-онтологический аспект).)

Майков В. В. Уилбер // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

Примечания

  1. On Critics, Integral Institute, My Recent Writing, and Other Matters of Little Consequence: A Shambhala Interview with Ken WilberАрхивировано 11 декабря 2008 года., Shambhala Publications. Retrieved on June 14, 2006. (англ.)
    1. Благодать и стойкость, 2008, с. 390.
    1. ↑ Перейти обратно: 1 2Visser, 2003, p. 18.
    1. Visser, 2003, pp. 18—19.
    1. Visser, 2003, p. 20.
    1. Wilber, Ken; Sex, Ecology, Spirituality, 1995, p. 35-78 (англ.)
    1. ↑ Перейти обратно: 1 2Excerpt C: The Ways We Are In This Together Архивировано 23 декабря 2005 года.. Ken Wilber Online. Retrieved on December 26, 2005. (англ.)
    1. What is Integral Spirituality? Архивировано 25 ноября 2005 года.  (недоступная ссылка с 20-05-2013 [4384 дня] — историякопия). Integral Spiritual Center. Retrieved on December 26, 2005. (1.3 MB PDF file) (англ.)
    1. On the Nature of a Post-Metaphysical Spirituality: Response to Habermas and Weis Архивировано 22 марта 2006 года.. Ken Wilber Online. Retrieved on June 14, 2006. (англ.)
    1. Future Excerpts from Kosmic Karma and Creativity to Be Posted Архивная копия от 17 октября 2006 на Wayback Machine. Ken Wilber Online. Retrieved on June 14, 2006. (англ.)
    1. The Kosmos According to Ken Wilber, A Dialogue with Robin Kornman Архивная копия от 13 августа 2006 на Wayback Machine, Shambhala Sun, September 1996. Retrieved on June 14, 2006. (англ.)
    1. Grace and Grit. Дата обращения: 16 декабря 2021. Архивировано 16 декабря 2021 года.
Источник:https://ru.ruwiki.ru/wiki/Уилбер,_Кен

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*