Атма-вичара
Свами Вишнудевананда Гири
Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
Третий уровень – это уже не нидидхьясана, а сахаджья. Это распространение ахам-вритти на все окружающее – это интеграция, это переход к Лайе (слиянию).
Вначале была точечная ахам-вритти, затем ахам-вритти начала отталкиваться от внешних объектов, немного их признавать и брать их энергию для возбуждения. Наконец, на третьем уровне, нидидхьясана перерастает в настоящее естественное состояние. Это уже не удержание чувства «я», это не пребывание в чит-джада-грантхи – это начало растворения чит-джада-грантхи, переход в Лайю (слияние).
Вы начинаете видеть «я» во внешних объектах: в домах, деревьях в облаках, вы начинаете осознавать некое расширенное присутствие, и это присутствие имеет ясность, четкость – оно очень глубокое, и внешние объекты не забирают его, как раньше. Вы чувствуете, что теперь вы можете как угодно впитывать объекты, расширяться, воспринимать объекты, но везде вы видите только ахам-вритти.
Тогда вы видите, что ахам-вритти – это не маленькое чувство в маленьком теле, а это всепоглощающее присутствие. Вы видите луну или звезду, но вы не видите нечто отдельное, вы чувствуете их как часть себя – это потрясающее состояние. Вы видите, что одновременно с восприятием луны или с восприятием самой далекой звезды есть вы как сознание, как воспринимающий. Там, где есть звезда, там есть и вы – воспринимающий, значит, это часть вашего единого сознания.
Тогда вы движетесь, но на самом деле ничто не движется – это трансцендентальное присутствие остается всегда. Вот это – естественное состояние.
Затем вы работаете над его углублением и удержанием, на это у вас уходит вся жизнь. Это переход к Лайе, слиянию с Абсолютом. После этого наступает подлинное естественное состояние, когда никакие внешние факторы не разрывают вашу самоидентификацию, ничто кроме осознавания, естественного присутствия, для вас не является настоящим, ничто не является серьезным – все исчезает: все миры, все люди, воспринимающий, воспринимаемое, все дхармы, вся ваша накопленная карма, все мысли – все начинает исчезать. Оно не то чтобы начинает исчезать – вы понимаете бессущностность этого, вы видите, что это просто следствие выхода из естественного состояния (сахаджьи). Вы просто всегда удерживаете естественное состояние.
Если же вы что-либо делаете, то, удерживая естественное состояние, вы это делаете в игровом варианте, как лилу. Когда вы укореняетесь в этом – это ступень достижения устойчивости в мудрости.
Когда вы обретаете этот центр, то вы чувствуете, что вы его не можете потерять во сне, вы его не можете потерять при сновидениях, вы его не можете потерять вообще никогда. Более того – он никогда и не терялся.
Есть ли вопросы?
– На первых фазах медитации у меня возникает страх, что самостоятельно у меня ничего не получится. В групповом ритрите практика интенсивная, качественная, но я боюсь, что самостоятельно я не смогу выполнять медитацию.
– Когда вы практиковали дома – хуже получалось?
– Несомненно.
– Когда вы попадаете в поле высокой энергии, опыты могут происходить сами по себе, даже без приложения усилий. Поэтому важно, где вы практикуете. Но вы ведь будете практиковать в групповом ритрите целую неделю, поэтому у вас должно получиться.
– Ощущение «я» должно быть в голове или в сердце?
– В хридайям. Ощущение «я» называется также хридайям – духовное сердце. Но, на самом деле, вы не найдете его в конкретном месте в этом теле. Ощущение «я» может переживаться в любом месте. Если вы жестко концентрируетесь на ахам-вритти, у вас будет ощущение «я» именно в голове, в области макушки. За счет практики, усиления работы сознания, тонкая энергия (прана) движется по каналам, и в местах, соответствующих вашей карме, она останавливается – вы там чувствуете «я». Но, в принципе, оно может ощущаться в любом месте. Вы не должны держать его в голове. Держите где-то немного глубже уровня сердца.
– Иногда это чувство «я» расширенное, а иногда точечное, сконцентрированное. Я в этих случаях начинаю беспокоиться. Как правильно?
– Концентрируясь на чувстве внутреннего «я», вы должны достичь дхьяны. Дхьяна – это степень вашей концентрации. На уровне первой дхьяны вы испытываете блаженство. На уровне второй дхьяны – радость. На уровне третей дхьяны – глубокое осознавание. Это точечная концентрация. Вы должны достигать насколько возможно сильной фиксации на этом чувстве «я». Это подобно концентрации на точку в Раджа-йоге. В данном случае роль точки выполняет ахам-вритти. Концентрация на утонченном объекте, который находится только в вашем сознании, – это тонкая концентрация (сукшма дхарана).
Вы должны достигать ясности за счет такой точечной концентрации на внутреннем чувстве «я», но затем вы должны переходить к расширению. Расширение – это следующая ступень. Когда вы достигаете глубокой концентрации на внутреннем чувстве «я» и чувствуете, что ее хватит, чтобы расширить свое сознание, вы переходите к расширению.
Выполняя такую пульсацию, вы смотрите: вот вы концентрируетесь на внутреннем чувстве «я», вот все ваше сознание собранно в «я», все ваши чувства, весь мир сводится к одной мысли – ахам-вритти – больше ничего не существует, ни тела, ни этого мира, ни других мыслей, ничего. Вы достигаете такой предельной фиксации на внутреннем чувстве «я».
Когда же ваш ум немного притупляется или вы устаете, вы, наоборот, расширяете сознание. Вы пытаетесь этот предельный пик осознавания, достигнутый в концентрации, развернуть и расширить техниками и приемами для расширения.
Когда вы расширяете сознание, вы чувствуете, что вы можете его расширить только до некоторой степени, а дальше наступает тамас – затуманенное, спутанное мышление, неясность – мысли вас снова одолевают. Тогда вы снова возвращаетесь к прежней концентрации на ахам-вритти и вот так пульсируете своим сознанием. Во время такой пульсации вы должны достичь глубокой концентрации на ахам-вритти – насколько это возможно. А во время расширения вы должны достичь насколько возможно большего расширения сознания.
Ты – в тысячах звезд,
Ты – в мириадах Вселенных,
Ты – Свет Нерожденный
Ты – Дух Нетленный,
Ты есть ТО!
Тат Твам Аси!
(продолжение следует)