Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
взгляд из другого мира
Глава 18
Созерцание джняни
«Мы созерцаем сознание, которое проявляет себя, как чистое блаженное переживание, когда переживающий взаимодействует с переживаемым без разделений и концепций».
Йога Васиштха, гл.5.1 «История о царе Джанаке»
Джняни непрерывно погружен в естественное исследование (вичара), Брахмана, Всевышней сущности. Это его главное занятия важнее, которого ничего не может быть ни в мире людей, ни в мире богов.
Сначала, пока будущий джняни еще не обрел мудрость, такое исследование имеет умственный философско-аналитический характер. Он медитирует, размышляет с помощью ума над великими изречениями (махавакья) веданты такими как:
Нети-нети (не – то, не – то),
Ити-ити (и то, и то)
Брахман сат джагад митхья (Брахман – реален, вселенная – нереальна),
Сарвам эва Брахман (Все есть Брахман),
Праджнянам Брахма (Исконное сознание Брахман),
Ахам Брахмасми (Я – Брахман),
Тат вам аси (Ты есть То),
Айям Атма Брахма (Этот Атман – Брахман).
На следующей стадии он должен оставить аналитические медитации и размышления и приступить к медитации пустоты не ума и созерцанием за пределами мыслей. Он должен быть усердным в этой практике до получения подлинного опыта недвойственности за пределами субъекта и объекта – самадхи.
И когда такой опыт будет испытан, он старается не покидать его ни днем, ни ночью. Самадхи достигнутое усилием в медитации должно стать естественным и проникнуть в жизнь во всех ее проявлениях.
Он тренируется пребывать в таком созерцательном опыте, стоя, гуляя, сидя, разговаривая, во время еды и работы, чтобы это стало его устойчивым естественным состоянием (сахаджа стхити). Джняни, находясь в присутствии, не погружается не внутрь, входя в трансовое переживание, но и не позволяет уму блуждать во внешних объектах. Он пребывает за пределами как внешнего, так и внутреннего.
Для этого ему нужно понять, что те огромные усилия в медитации, которые он прилагал раньше, и даже его страстное стремление к освобождению, не дающее покоя уму, теперь являются только помехой.
Чтобы поддерживать присутствие в естественном состоянии не нужны ни мантры, ни техники, не особый ритуал, ни образ жизни.
Это состояние так тонко и свободно, что оно не требует усилий, напротив оно требует безусильности, недеяния, отпускания и расслабления.
Оно переживается совершенно естественно как то, что есть и всегда было твоей природой, потому его зовут сахаджа. Оно неописуемо, находится за пределами ума, невыразимо и невероятно тонко.
На него невозможно указать словами, но все же, о нем говорят, как о подобном пространству, ничем незапятнанном, полностью совершенным, полном величия и свободы, чистом сознании. Это переживание присуще каждому живому существу оно является его внутренней сущностью.
Поскольку оно привносит в жизнь свет и ясность, освещая все то, что ранее было затуманенным и неясным, его называют светоносной ясностью. Поскольку оно не опирается ни на что-либо кроме себя самого, о нем говорят как о безопорном пространстве осознавания (Нираламбха), как о Природе Ума, внутренней сущности Я (Атмане).
Это состояние чисто и незапятнанно, поэтому его зовут нираджана. Оно спонтанно, полно свободы и естественно, поэтому его называют сахаджа. Оно вне усилий, метода и находится за пределами ума, поэтому его зовут аманаска.
Оно есть божественная основа всего (дева-стхана), источник всего и суть всего. Чтобы погрузиться в него джняни много лет учится созерцать свой ум методами вичары, дхьяны и санкальпы.
Когда же это состояние впервые достигнуто, ему следует оставить все методы или сделать их второстепенными, и считать своей главной практикой пребывание в естественном состоянии, созерцательное присутствие.
Находясь в созерцательном присутствии, джняни не сосредотачивает ум на чем-либо конкретном, имеющем имя и форму – божестве, дыхании, мантре, чакрах и т.д. Вместо этого он помещает свое восприятие в точку наблюдающего осознавания (драшта). Эта точка именуется «аманаска» (не умственная) и находится в глубине за пределами концепций и активности ума.
Углубляясь в нее, джняни погружается в переживание необъятного всепроникающего бесформенного сознания подобного пространству вселенной.
Чем бы ни был занят, чтобы не делал джняни он погружен в это состояние днем и ночью. Оно полно яркости, ясности, радости, свободы и глубины и выражает сам дух джняны.
Погружаясь в это состояние, джняни не теряет себя, не останавливается, и не утрачивает относительное видение и намерение. Его дух исследует его все глубже и глубже, и этому нет конца, нет предела.
Все, что джняни испытывает в жизни – усталость, боль, страх, интерес, восторг, удовольствие, мышление, движение, магические опыты, намерение, умственный анализ, оценки, обобщения, выводы, принятие решений – все годится для созерцания.
песня «Три свободы
Великого Учения Лайя-йоги»
В уме нет теорий,
над которыми следует размышлять.
В речи нет слов мантр и молитв,
которые бы следовало произносить,
в поведении нет действий и ритуалов,
которые бы следовало бы совершать.
Изначально освобождены девять действий…
Какая радость!
Какая радость!
Естественный ум,
созерцая себя,
спонтанно играет
в тысячи дхарм!
Таким образом, джняни свободно парит в пространстве сахаджа таттвы, не будучи ограниченным ни кем и ни чем. Конечно, это относится только к истинным джняни, способным пребывать в своей исконной природе и днем и ночью. Те же, кто измышляет естественное состояние, придумывая его в мыслях, и не свободны от усилий, еще не обрели знание.
песня «Смысл Учения Лайя-йоги»
Я не предлагаю тебе никакой теории,
основанной на мыслях,
а лишь говорю: «Наблюдай любые мысли, не вынося оценок и суждений,
и сам все поймешь, обнаружив чистую осознанность «Я есмь».
Я не предлагаю тебе никакого символа веры,
изложенного в словах и догматах.
Я говорю: «Созерцай, учись тонкостям созерцательной жизни,
и ты поймешь самую суть того, что святые зовут верой».
Я не предлагаю тебе никакого описания Бога с такими-то качествами,
атрибутами, деяниями, играми и именами.
Я говорю: «Совершенствуйся в созерцании, развивай осознанность,
углубляй присутствие не отвлекаясь, предавайся ему без остатка,
и сущность всех богов ясно предстанет перед тобой
словно на ладони».
Я не предлагаю тебе никаких ритуалов, мантр,
визуализаций, правил, обетов, обязательств и алгоритмов.
Я говорю: «Каждое мгновение жизни будь осознан,
распознавай чистое Я-есмь осознавание свидетеля,
и тогда у тебя появится собственная
мудрость и ответственность;
и если будет нужно, ты сам решишь,
какие тебе нужно применить мантры, визуализации,
и каким правилам, обязательствам и обетам следовать
в качестве естественной игры осознавания».