ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ДЕКАБРЬ’ 23)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценный

сосуд

Дхармы

 

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

Изменить направление ума – ​

принять истину пробуждения и отвергнуть неведение

 

Вопрос: Зачем в практике нужны аналитические медитации?

Ответ: Аналитические медитации помогают изменить направление нашего сансарного ума.

Наш ум так долго следовал шаблонам и стереотипам кармы, неведения, что его сложно развернуть в другую сторону. Он так долго упражнялся в своих заблуждениях, иллюзиях, что без специальных методов его не развернуть.

Аналитические медитации помогают опровергнуть наши ложные взгляды на реальность, отвергнуть неведение и принять путь пробуждения. С их помощью мы должны четко понять для себя, где яд, а где золото, что делать с ядом, как и где добывать золото.

Что надо отвергнуть на пути? Мы отвергаем не просто грехи и омраченные состояния (клеши), не мир и даже не сансару, а само неведение, заблуждение (авидья, аджняна). Если мы по-настоящему, а не на словах, хотим идти путем освобождения, путем святых и сиддхов, нам нужно ясно понять, что такое неведение, какова его причина, в чем его пагубность, и отвергнуть путь неведения. Мы должны понять, что есть истина (сат), что есть путь освобождения, что есть Бог (Абсолют), и принять их всем сердцем, всей душой, всем своим пониманием как свое Прибежище, а затем реально следовать тому, что мы избрали, жить для этого.

Если мы не проделаем такую работу, наша вера будет слаба, наш путь практики, как говорится, будет «ни то ни се». И в таком состоянии можно провести целую вечность, так ничего и не обретя. Поэтому надо не «витать в облаках», а быть практичным, рассчитывать каждый свой шаг, словно шахматист или бизнесмен, так как каждый наш шаг делает нас ближе или к поражению, или к победе.

Мы не должны впадать в ошибку дилетанта, считая, что раз мы встали на путь адвайты, то нам нечего больше принимать и отвергать. Думая так, мы ничего не достигнем. Это неправильный подход с точки зрения йогического развития, с точки зрения пути садху. Думая так, мы останемся обычными кармическими людьми (карма-бандха), закоренелыми сансаринами без шанса на освобождение (мокшу) или высшее перерождение. Мы так и останемся рабами кармы и клеш, которые, подобно корове, привязанной к дереву, привязаны к иллюзии сансары и ничего не могут сделать.

Итак, если вы ищете пробуждение, то разочаруйтесь в сансарном мышлении и отвергните его, отрешитесь от него. Примите путь пробуждения и станьте преданными ему. Тщательно избегайте того, что усиливает неведение, старательно усиливайте то, что способствует пробуждению.

Разочаруйтесь в сансаре, осознайте клеши как яды, увидьте пагубность привязанностей, осознайте бессмысленность траты времени на бесполезные развлечения, отбросьте эгоизм, отрешитесь от потакания желаниям, увидьте величие пути Мокша Дхармы (освобождения), осознайте важность воспитания ума и садханы и приступайте к практике.

Есть такая поговорка: «В отвержении неведения действуй словно могучий царь перед врагом – решительно и без сомнений. В следовании истине действуй словно неутомимый охотник – без устали и не отвлекаясь». Развивайте различение и будьте искусны в понимании сат и асат, истины освобождения и сансарного заблуждения. Не показывайте это другим. Эти вещи должны происходить сначала внутри, а внешнее само будет перестраиваться.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*