ТВОРЧЕСТВО РЕРИХОВ-МИСТИКОВ — ПРОРЫВ В ПОТУСТОРОННЕЕ
Мистический опыт общения с потусторонним учителем стал мощным стимулом, источником творческого вдохновения для обоих Рерихов. В то время как Е. И. самозабвенно — под незримым руководством Мории, писала одну за другой книги Агни Йоги, Н. К. столь же вдохновенно создавал свои необыкновенные картины-иконы, служившие окнами в «мир иной».
В начале 1923 г. он приступил к созданию цикла («сюиты») «Мессия пришел». Первые две картины сюиты назывались «Сказание» и «Чудо». Примечательно, что Рерих считал, что написанные им в новом стиле (темперой) полотна обладают целительной силой, которой их наделил ранее (осенью 1922 г.) Мория.
(«Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни… <…>Присутствие картины подобно дезинфекции. В случае опасной болезни пристально и долго погрузить глаза в картину» 116).
Первым, кто попробовал лечить себя аурой рериховских картин, была американская певица Мэри Гарден.
Летом этого же года в английских и американских журналах появляется несколько программных статей Рериха-мыслителя с изложением его концепции «Красоты и Знания» как средств обновления мира: “New Era” (в журнале «Our World»), “Gates of Beauty” (в «Herald of the Star»), “Watchtower of America” (в «American Art Magazine»). А в 1924 г. в издательстве «Алатас» (Рига) вышел сборник статей Н. Рериха с характерным названием «Пути благословения».
Эти публикации получили общественный резонанс и привлекли к себе внимание ведущих теософов. Идеи Рериха тут же подхватывает идеолог и руководительница Теософского общества Анни Безант и создатель собственной теософской ложи в Нью-Йорке Б. П. Вадья. В статье «Пути благословения» Н. Рерих говорит о смертельной борьбе между «механической цивилизацией» и грядущей «культурой духа». Среди развалин старого мира возникает новая жизнь. Главное место в ней будет занимать Искусство и Знание.
«Истинно, истинно! Красота есть Бог! Искусство есть Бог! Знание есть Бог»— восклицает Рерих и неоднократно, словно заклинание, повторяет «Новый мир идет!» А в статье «Новая Эра» (1921) он возвещает о новой религии, которую называет религией «единого духа».
Уже в этих ранних публикациях нашел отражение оккультный опыт Рерихов. Н. К. говорит о необходимости «гармонизации центров» (чакр, согласно учению йоги), в чем можно усмотреть явный намек на «огненный опыт» Е. И.
Эта гармонизация является «краеугольным условием» в борьбе новых людей против «гомункулусов» отживающей «механической цивилизации».
Говоря о скрытых возможностях духа, Н. К. приводит в качестве примера излучаемые людьми «цветные ауры»— явление, которое прежде люди в силу своего невежества относили к области мистицизма. Теперь же эта «тайна» Природы может стать могучим средством «для лечения больной современности» 117.
Начиная с 1924 г., после того как Рерихи обосновались в Индии, в Гималаях, Н. К. создает несколько новых живописных циклов, имевших оккультно-мистический и мессианский подтекст: «Сны Востока», «Знамена Востока», «Учителя Востока», «Майтрейя», «Его Страна», «Зарождение тайн» и др. Эти циклы резко контрастируют с прежними работами художника, воспевавшими языческую русско-славянскую архаику.
Глубокой мистикой веет от таких полотен «нового» Рериха, как «Сжигание Тьмы», «Знамя Грядущего», «Песнь о Шамбале».
«Трудно описать серию “Его Страна”, — пишет в своем дневнике З. Фосдик. — Они [картины] имеют в себе иное чувство и атмосферу и поражают своей нездешней духовностью и красотой. В особенности незабываемы “Матерь Мира” и “Учитель и Христос”» 118 .
В Сиккиме в 1924 г. Рерих начал собирать предания о Шамбале, счастливой земле буддистов, и тогда же им была написана картина «Сокровище Мира — Чинтамани».
На ней художник изобразил стоящие плотной стеной отвесные скалы и среди них, на узком горном уступе, чудесного коня, в седле которого покоится ларец с Камнем Ориона, окруженный языками пламени. Тот же ларец, но уже в руках светоносного Владыки Мории, появляется на триптихе Fiat Rex, написанном Н. К. в 1930 г. и подаренном жене в день ее рождения.
Вообще Рерих всю жизнь испытывал какое-то особое — почти мистическое — влечение к камням. Поэтому на его полотнах так много камня, разнообразных каменных форм — это и северные валуны, и алтайские «бабы», и монгольские менгиры, и конечно же неприступные горные гряды священных Гималаев. Картину «Сокровище Мира» В. А. Росов называет «апофеозом камня» в творчестве Рериха. Но много ранее, еще в 1904 г., художник создал одну из своих самых загадочных картин — «Сокровище Ангелов», изображающую «драгоценный краеугольный камень мироздания», на котором начертаны причудливые письмена, «символы добра и зла» 119.
Отметим попутно, что в религиозно-мистической («метанаучной») картине мира Е. Рерих камни также играют особую роль как накопители психической энергии (ауры). Хорошо известно учение Е. И о магнитах, согласно которому «магниты»— это тотемы, камни с сакральными символами или особые энергетические («намагниченные») предметы (так называемые «терафимы»). Функцию «психомагнитов» могут выполнять и живые люди, обладающие сильной психической энергией. «Вернемся к несению камней и на каждом начертаем символ креста», — гласит одна из записей в дневнике Е. Рерих 120. А в книге «Сердце» читаем: «Приложение магнитов и обхождение стран, с годами, конечно, уже ясны вам значением своим» 121.
После окончания путешествия Е. И. постоянно носила на шее «посланную» махатмами Рерихам реликвию — осколок камня Чинтамани. Каждое свое письмо членам Круга она перед отправкой держала некоторое время на груди, «намагничивая» энергией Камня и собственной энергией.
Из писем Е. Рерих мы знаем также, что она посылала «намагниченные» ею обыкновенные камешки сотрудникам в Америке как амулеты. Обучавшаяся скульптуре в одном из классов Мастер-Института балерина и горячая поклонница творчества Рериха Л. Я. Нелидова-Фивейская 122 оставила нам интересные воспоминания об этой школе и о своих встречах с Н. К. во время его девятимесячного пребывания в Нью-Йорке в 1929–1930 гг.: «Музеем Рериха назывался небоскреб, построенный для него американцами, его почитателями, на берегу Гудзона, на Риверсайд Драйв. (Музей этот был фактически построен на средства Л. Хорша. — А. А.).
Залы трех первых этажей были увешаны его картинами с мистическим содержанием и с преобладающими на них сине-лиловыми тонами. Уже первый этаж производил на пришедших зрителей впечатление чего-то непонятного, не от мира сего.
На стенах вестибюля темнели строгие старинные русские иконы, и скорбные, тонкие лица мучеников как бы без слов рассказывали мученическую жизнь прошлого… Творчество Рериха производило захватывающее впечатление. В каждой его картине притаилось особенное настроение, глубокое значение которого непосредственно действовало на зрителя, унося его мысленно в миры иные…
“Там, за океанами, в дали неведомой, лежат страны чудесные”, — думалось мне, когда я молча стояла перед его полотнами.
_________________________________________________________________________
116 См.: Е. Рерих. Листы дневника, 1920–1923. С. 212. Запись от 6 сентября 1922.
117 Н. К. Рерих. Одеяния духа//Пути благословения. Минск, 1991. С. 45.
118 З. Г. Фосдик. Там же. С. 212. Запись от 3 ноября 1924.
119 Об этой картине см.: В. А. Росов. Сокровище Ангелов//Вестник Ариаварты. 2001 (1). С. 13–22. 98
120 Дневник Е. Рерих. Запись от 21 февраля 1925. Цит. по статье В. Росова «Сокровище Ангелов», с. 22.
121 Агни-Йога. Сердце. Т. 3. М., 1992. С. 115 (§ 58). 122 Л. Я. Нелидова-Фивейская (1894–1978) — балерина, литератор, жена дирижера и композитора М. М. Фивейского. В эмиграции с начала 1920-х; в составе труппы «Русской оперы» много гастролировала по миру, в том числе в течение четырех лет по городам Америки, Канады и Мексики. Более 30 лет прожила в США; в 1956 г. репатриировалась в СССР. Воспоминание Нелидовой-Фивейской о Н. Рерихе относится, по-видимому, к 1929 г., когда Рерих, по завершении своего большого азиатского путешествия, вновь побывал в Америке.
Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document