ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД ДХАРМЫ (ИЮЛЬ’ 24)

Свами Вишнудевананда Гири

Драгоценный

сосуд

Дхармы

 

Сатсанг с Гуру

в вопросах и ответах

Индуизм и адвайта

 

Вопрос: Свами, что для нас, учеников, ищущих освобождение, важнее: индуизм в целом с его культурой, мифологией и глубокой традицией или само учение чистой адвайты сиддхов?

Ответ: Я бы не ставил вопрос так жестко, не противопоставлял. Конечно, учение сиддхов адвайты, так как это прямой наивысший путь, особенно в части, относящейся к сахаджаяне. Адвайта сиддхов выше религиозных различий, наций и культур, поэтому именно она обладает огромной освобождающей силой, в ней есть огромный потенциал освободить все человечество (в том числе и не принадлежащее к миру индуизма) от неведения и страданий сансары. Индуизм очень разный, он пестрый и неоднородный. Нет одного индуизма на всех. В индуизме есть много школ, линий, сампрадай, у каждой из которых свои особенные представления, праздники, садханы.

Основные принципы, конечно, общие. Например, панча-шраддха (пять верований) – это краткое изложение Символа веры в Санатана Дхарме. Также есть яма-нияма, сами веды, тройной канон писаний (прастхана-трайя), пятеричные повседневные обязанности (панча-нитья-карма). Но есть тантрические школы, которые не руководствуются этими вещами, у них есть свои принципы, тем не менее они тоже индуисты. Поэтому как адвайта с культурой и ритуалами, так и адвайта без этого – это индуизм, это Санатана Дхарма. Но для нас, конечно, адвайта как садхана, как мировоззрение – это самое главное.

Адвайта – сердцевина индуизма. Они есть одно – такова суть вед, упанишад. Но, как вы понимаете, индуизм снаружи – явление многообразное. Что важно для нас, а что нет? Чтобы прояснить это, надо выяснить, какая часть вед (священных писаний) для нас самая главная. Адвайта изложена в ведах, в частности в упанишадах. Веды имеют три ветви: брахманы, араньяки, упанишады.

Брахманы содержат знание о мантрах и жертвенных ритуалах (ягьях, яджнах), которые предназначены для мирских целей и получения в следующей жизни «места в раю». Они не ставят целью постижение Абсолюта, да к тому же требуют участия опытных брахманов-жрецов, поэтому нас, идущих путем Мокша Дхармы (освобождения), они мало интересуют.

Араньяки (лесные писания риши-отшельников) содержат мантры, мистические рассуждения и поэзию, но не говорят прямо о пути мокши. Так что сами веды («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа») в части брахман и араньяк – это относительное знание (апаравидья). Нас же интересует только знание вечного Брахмана (паравидья).

Только упанишады (третья часть вед) говорят о пути освобождения – Мокша Дхарме. Они есть высшая и уникальная драгоценность Санатана Дхармы. Упанишады и есть веданта, то есть завершение всякого знания, абсолютное знание. В упанишадах воплощен высший опыт и мистические переживания самадхи великих риши (святых мудрецов) и небесных жителей.

Опять же, мы не можем читать упанишады именно так, как это предписывалось в древности, – на санскрите, соблюдая правильный ритм и мелодию. Ведь даже для того, чтобы выучить санскрит и прочитать тексты в оригинале, вам потребуется много лет!

Есть семь размеров чтения мантр, из них джата и данда самые важные. Также еще есть такие размеры, как шикла, рекха, дваджа, радхва. И кто способен все это выучить, все это читать? Это возможно, только если вы родились в Индии в семье брахмана и вас обучали всему этому с детства на протяжении многих лет. А это ведь еще даже не практика, это, так сказать, предварительная подготовка. Но путь освобождения этого всего и не требует. Он требует постичь суть Дхармы, то есть самое главное. А самое главное – это Брахман, Абсолют. Именно для этого Шри Шанкарачарья выделил одиннадцать главных упанишад и дал к ним комментарии. Именно для этого существует традиция упадеш – прямых устных наставлений, прямой передачи от гуру к ученику.

Время нашей жизни ограничено, поскольку мы еще не стали бессмертными. Поэтому у нас есть конкретная задача – не слишком разбрасываясь, не отвлекаясь на многоцветие многотысячелетней культуры индуизма, его бесчисленных текстов, метафизики и мифологии, постичь путь святых и начать практику освобождения. Наша цель – освободиться от сансары, достичь освобождения и просветления кратчайшим путем через джняна-йогу, раджа-йогу, кундалини-йогу, сахаджа-самадхи, через тантрические методы преображения, используя самое главное, самое сущностное – мировоззрение, а также методы сиддхов и святых адвайты, то, что есть, так сказать, под рукой, в нашем распоряжении.

А есть у нас совсем немало: учение классической адвайты в северной гималайской линии передачи Шивы, Даттатреи, Васиштхи, Санаткумары, Шанкарачарьи и учение сиддхов в южной линии передачи сиддха-авадхуты Брахмананды из Кералы. Важно понять, что истинная адвайта – это наше просветленное сознание, Бог внутри нас

(продолжение следует)

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*