Священные места Непала
Одним из главных методов достижения высокого уровня реализации на духовном пути, в буддизме принято считать накопление заслуги. Как это понять? Высокий уровень накопленной заслуги очищает нашу карму и создаёт необходимые предпосылки для лучшего перерождения, выражающегося в обретении драгоценного человеческого тела и благоприятных условий для практики Дхармы. Накопленная нами заслуга повышает наш энергетический уровень и обостряет благородные устремления. Чтобы накопить заслугу, необходимо совершать благодетельные поступки, практиковать Дхарму, начитывать священные мантры, получать благословления у реализовавшихся мастеров и посещать святые места – как вы можете заметить, всё здесь ясно и просто.
Святыми местами принято считать места природной силы, издавна почитавшиеся людьми. Например, гора Кайлас или некоторые священные озёра Тибета. Другие места паломничества могут обладать силой благословения благодаря своей связи с деяниями мастеров прошлого. Тибетские учителя, живущие в Непале, могут рассказать об огромном количестве подобных мест, достойных посещения. В контексте данного сайта речь пойдёт о некоторых важнейших местах, представляющих особенную важность для буддистов, но на самом деле, святых мест в Непале неисчислимое множество. Мы же ограничимся лишь теми, которые расположены непосредственно в долине Катманду и очень легко досягаемы. Поэтому те из вас, кто решится к нам присоединиться, без труда смогут посетить их, и, стало быть, накопить заслугу, и улучшить собственную карму. А тем, кто хотел бы, но не смог, мы предлагаем совершить виртуальное паломничество по Местам Силы Непала – просто делайте это искренне, и вы обязательно рано или поздно попадёте туда. Кроме того, даже виртуальное паломничество, совершённое искренне, чуть-чуть поможет вам очистить свою карму и накопить заслугу. Всё сказанное выше относиться к каждому из остальных разделов нашего сайта.
Бодданатх
В восточной части Катманду, чуть севернее международного аэропорта Трибхуван расположена огромная ступа Бодданатх, самая большая из ступ, расположенных в Непале и одна из самых больших в мире. Благодаря ей весь район, называемый Бодданатх, со второй половины XX века превратился в религиозный и культурный центр тибетского населения Непала. Вокруг ступы построено несколько десятков монастырей, представляющих практически все традиции и направления тибетского буддизма, а также множество магазинов, торгующих тибетскими сувенирами и предметами культа. Большинство тибетцев, проживающих здесь, являются беженцами, покинувшими свою страну после неудавшегося восстания против китайского вторжения в 1959 году. Община тибетцев достаточно хорошо освоилась в Непале и на сегодняшний день Бодданатх одно из немногих мест в мире, где сохранились живая тибетская культура и традиции.
Бодданатх всегда ассоциировался с тибетским буддизмом и Лхасой. Именно ступа Бодданатх встречала тибетцев перед входом в Катманду, шедших по важнейшему торговому пути, который связывал Лхасу со столицей Непала. Тибетские торговцы останавливались здесь чтобы совершить молитвы по поводу успешного окончания трудного и опасного перехода через Гималаи.
Современные учёные до сих пор не пришли к единодушному заключению относительно возраста ступы, но по некоторым предположениям первая ступа на этом месте была воздвигнута после 600 года нашей эры, после того как, тибетский король Сонцэн Гампо принял буддизм благодаря обеим своим жёнам – непальской принцессе Бирикути и китайской принцессе Венченг. Настоящая ступа скорее всего была построена после того, как первая была сильно повреждена в результате захвата Непала мугалами в XIV веке.
После смерти Будды Гаутамы началась эпоха возведения ступ, которые сперва предназначались для помещения внутри них мощей Будды и других святых, а также в честь знаменательных событий. Затем назначение ступ постепенно приобрело философско-символический смысл. Архитектурная стилистика сооружений постепенно усложнялась и в конце концов ступы стали символизировать весь спектр космогонических воззрений буддизма.
Основание ступы Боддататх выполнено в форме трёх-уровневой мандалы, символизирующей землю. Над основанием возвышается куполообразная часть ступы, символизирующая воду. Шпиль, вознёсшийся над куполом, символизирует огонь. Зонтик, установленный на шпиле, символизирует воздух. Над зонтиком возвышается наконечник, обозначающий эфир. Всевидящие глаза Будды, изображённые на каждой из четырёх сторон прямоугольного основания шпиля ступы, бдительно взирают в направлении четырёх сторон света. Шпиль состоит из тринадцати ступеней, представляющих собой тринадцать этапов на пути к освобождению от сансары.
Вокруг основания купола ступы расположены 108 изображений Дхьяни Будды Амитабхи. В кирпичной стене, окружающей всё сооружение, находятся 147 ниш, внутри которых установлены 4 или 5 молитвенных колёса. На каждом из колёс написана мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».
Ступа расположена между обступившими её вплотную плотно прижавшимися друг к другу зданиями, отделённая от них широким кольцевым тротуаром, по которому всегда идёт множество людей, среди которых – туристы, продавцы местных магазинов, попрошайки, просто спешащие по своим делам люди, и, конечно же, пилигримы. В послеобеденные часы толпы шумных туристов исчезают, и в Бодданатхе воцаряется атмосфера Тибета. Иногда, по случаю важных событий, на ступе происходят фантастические церемонии, сопровождающиеся зажиганием тысяч светильников, расставленых по периметру каждого из уровней. Тогда множество людей, как специально пришедших к этому моменту, так и случайно оказавшиеся здесь, в едином порыве поджигают фитили масляных лампад, и воцаряется потрясающая атмосфера духовного единения. Ступа загорается мириадами огней и представляет собой незабываемое зрелище.
Прийти на ступу хочется всегда, в любом настроении и в любое время суток. Ступа всегда воспринимается как живое существо, как настоящий Будда, взирающий на мир с состраданием. Здесь всегда чувствуешь себя так, как будто, наконец, вернулся домой после долгих скитаний. Поэтому здесь никогда не увидишь людей нервными и озабоченными. Идя под развивающимися на ветру разноцветными флажками, наблюдая закат над розовыми пиками гималайских вершин, начинаешь вдруг осознавать смысл всех вещей и явлений, и вдруг по-настоящему становишься самим собой.
В Бодданатхе, раскинувшемся вокруг ступы, расположены десятки монастырей и храмов. Один из них – монастырь Ка-Ньинг Шедруб Линг, настоятелем которого является наш учитель – Чоки Нима Ринпоче. Здесь проводятся ежегодные семинары по Дхарме. Здесь наш второй дом и сюда мы всегда с радостью возвращаемся.
Сваямбунатх
Буддистский храм Сваямбунатх, расположенный на вершине холма в западной части Катманду, одно из самых популярных мест для посещения во всём Непале. Ступа расположенная на вершине холма стала практически визитной карточкой страны. Храм Сваямбунатх условно называют «храмом обезьян» благодаря многочисленным обезьяньим стаям, поселившихся на холме, иногда смешащих посетителей различными выходками, а иногда причиняющих им неприятности, воруя всё, что плохо лежит.
Геологи утверждают, что долина Катманду некогда представляла собой озеро, а легенда гласит, что холм Сваямбу был островом над его поверхностью. Древние рукописи свидетельствуют о том, что царь Ашока посещал это место 2000 лет тому назад, а король Манадэва лично руководил строительством храма в 460 году нашей эры, а к XIII веку Сваямбунатх превратился в крупный буддистский центр. В 1346 году вторгшиеся в Непал полчища мугалов разрушили ступу, пытаясь найти в ней золото. В период правления королей династии Малла ступа и весь храмовый комплекс претерпели значительные изменения и реконструкцию. В XVII веке при короле Пратап Малла была сооружена Большая Лестница, ведущая на вершину холма.
До вершины холма можно добраться на автотранспорте, однако, мы бы порекомендовали вам воспользоваться Большой Лестницей, несмотря на то, что она очень длинная и достаточно крутая. Подъём по лестнице сопровождается просмотром большого количества важных достопримечательностей – различных статуй, отпечатков ног святых, рельефов с изображениями жития Будды.
Закончив нелёгкий подъём к храму, и преодолев последнюю ступень, мы оказываемся рядом с огромным дордже, лежащим у самого подножья ступы Сваямбунатх. Дордже – тибетское слово (санскр. ваджра), обозначающее «удар молнии» – важнейший символ буддизма Ваджраяны, описывающий быстрое просветление. Дордже также символизирует мужское начало в тантрических учениях, а скипетр, выполненный в виде дордже является одним из важнейших предметов, используемый в практиках и церемониях наряду с колокольчиком, символизирующий женское начало.
Огромный дордже, лежащий у ступы Сваямбунатх, был создан во время правления короля Пратапа Малла, который кроме дордже и Большой Лестницы, построил два шикхара (храм в индийском стиле) неподалёку от большой ступы.
Форма этой ступы похожа на ступу Бодданатх и её символический смысл описывается подобным образом. Так же точно сюда приходят массы паломников и туристов. Храмовый комплекс, расположенный вокруг ступы, во многом отличается наличием индуистской символики, что только подтверждает неразрывную связь буддизма и индуизма, просматривающуюся в храмах долины Катманду. В расположенном рядом со ступой храме находится красивейшая шестиметровая статуя Авалокитешвары.
С вершины холма открывается незабываемый вид на город и долину, а в ясную погоду отсюда можно увидеть величественные вершины Лангтанга и Ганеш Химал.
Кроме того, что вершина холма представляет собой святое место и является важнейшим объектом паломничества, другой маршрут паломничества проходит вокруг всего холма. В последние годы это место было значительно отреставрировано. На протяжении всей коры (тибетское слово, обозначающее паломничество) сооружены четыре новых чортена (тибетское название ступы) и установлено множество стен с молитвенными колёсами.
В окрестностях Сваямбунатха так же расположено множество различных монастырей, настоятелем одного из которых является Цокни Ринпоче, один из наших учителей, часто организующий ритриты и семинары для западных студентов.
Материал размещен с любезного разрешения – www.the-path.org
Источник: http://www.spiriturs.com/publ/97-1-0-502