ИНДИЯ САКРАЛЬНАЯ (ИЮЛЬ ’16)

Индийское счастье

ИНДИЙСКОЕ СЧАСТЬЕ

Индия сакральная

Чем бы Индия ни прельстила человека – шелком, специями, плантациями чая или риса, древними храмами или Гималаями, йогой или традиционным танцем – встретившись с ней однажды, вы будете искать нового свидания с этой таинственной страной.

Автор: Вадим Дышкант

Главная тайна Индии заключена не в ее природных ресурсах и красотах, а в том счастье, в том безмятежном веселье, которое излучают индийцы. Понять причину их радости и оптимизма при внешнем отсутствии привычных для нас признаков успеха – задача, пожалуй, даже более важная, чем заключить выгодный контракт на поставки чая или риса.    

Богач – бедняк

Первая встреча с Индией наводит человека на мысль, что если бы словосочетание «страна контрастов» не затерли до дыр, то к его услугам непременно нужно было бы прибегнуть, чтобы рассказать об этой удивительной стране, доселе так и неразгаданной тысячами и тысячами путешественников. Однако, поколесив по Индии, начинаешь понимать, что она не совсем вписывается в это понятие, предполагающее разительный, мозолящий око контраст между богатством и бедностью, чистотой и грязью, образованностью и невежеством. 

На улицах Дели, а тем более других, славящихся своими культурными, религиозными памятниками и традициями древних городов, ваш взгляд не смутит несоответствие между небоскребами и хижинами, между дорогими одеждами, роскошными автомобилями толстосумов и убожеством жилья и быта нищих. Небоскребы, этот символ технического прогресса, к счастью, не определяют индийский пейзаж. Богатство же, которое прячется в скрытых под сенью пальм и прочих экзотических деревьев особняках, здесь пока еще не обрело уродливых кичливых проявлений. Богатые индусы, появляясь в местах паломничества, где всегда много протянутых за милостыней рук, одеваются и ведут себя скромно. 

ПОПРОШАЙКИ, КРОМЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО 

ТЕРПЕНИЯ И МИЛОСЕРДИЯ, 

ВОСПИТЫВАЮТ В ЧЕЛОВЕКЕ

ЕЩЕ И СМИРЕНИЕ, 

СОКРУШАЮТ ЕГО ГОРДЫНЮ…

Что касается нищеты, которая бросается в глаза не привыкшему к уличным попрошайкам западному человеку, то она, конечно, способна оскорбить эстетические чувства людей, выросших в условиях тотального социального опекунства. Однако чувства неразрешимого трагизма индийские нищие не вызывают. Их, ко всему прочему, нужно отличать от принципиально живущих на подаяние святых.  

Особый план Бога

Присутствие нищих и просящих милостыню святых на улицах индийских городов  представляется не случайным (в селах выпрашивать подарки у западных людей могут только дети, да и то, оказавшись без присмотра взрослых). Кажется, что преследующие тебя протянутые руки и голоса – «рупис, рупис», «чапати, чапати» (в первом случае деньги, во втором вкусные, сытные хлебные лепешки),  входят в грандиозный план Бога. О Боге же здесь все напоминает несравненно чаще, чем в любой другой стране мира. Попрошайки, кроме элементарного терпения и милосердия, воспитывают в человеке еще и смирение, сокрушают его гордыню – даже будучи миллиардером, вы не сможете  решить проблему нищеты не только во всем мире, но даже на отдельно взятой индийской улице.  

На мысль об особом плане Господа, щедро расставившем нищих возле храмов и на примыкающих к ним улицах индийских городов, наводит также и следующее  обстоятельство. Эти плохо одетые люди, даже если они хотят вас разжалобить печальным выражением лица, сохраняют неискоренимые в древнем великом народе душевность, легкость, веселость. Они, как и все индийцы, излучают плохо скрытые за внешностью  уличного попрошайки свет и радость, щедро вливаемые в жителей южных стран солнцем. 

ИНДИЯ НЕ ЗНАЕТ СЕРЕДИНЫ, 

НЕ ВЕДАЕТ УСРЕДНЕННОСТИ,

НЕ ПРИЕМЛЕТ СЫТОГО САМОДОВОЛЬСТВА

ТАК НАЗЫВАЕМОГО СРЕДНЕГО КЛАССА…

Присмотревшись к Индии, вы поймете, что с голоду в этой стране умереть трудно даже собакам. Человек же всегда может найти здесь бесплатную, ко всему же еще и освященную пищу в каком-либо из храмов. Если же ты не голоден, а над головой постоянно светит солнце, то такая ситуация, по крайней мере, для индийца, представляется пусть и не успешной, то, по крайней мере, не трагичной. 

Все это, конечно же, не избавляет страну от необходимости решать насущные социальные проблемы. Однако их наличие не должно закрывать от нас бесценные богатства Индии, которая, по мнению людей в нее влюбленных, сейчас покрылась тонким слоем грязи. Если ее соскрести, то мы обнаружим огромные залежи золота. В то время как под золотой оболочкой гламурного западного мира, чуть ковырни ее ногтем, зачастую скрываются малопривлекательные вещи. Поэтому очень не хотелось бы, чтобы Индия, взявшись за свое преобразование, и дальше следовала западной философии и стандартам жизни, к которым ее пытаются искусственно привязать. 

Земля Бхарата-варши, как называли эту страну в древности, обладает огромным собственным философским, экономическим потенциалом и, самое главное, все более уходящей из нашей жизни культурой отношений, построенных на любви и уважении. Отношений друг с другом, с миром, с Богом. 

Страна крайностей

Индию можно назвать страной крайностей. Удивляясь пыхтящему допотопному мотору, выставленному напоказ даже в междугороднем автобусе, смутившись открытой уличной канализацией, поражаясь не изменившимся со средних веков способам приготовления пищи прямо на улице, вы будете наповал сражены видом величественных древних храмов, украшенных сотнями скульптурных изваяний. 

Ваше предвзятое представление об уровне культуры этой страны будет поколеблено, например, и в магазине тканей или в  арт-салоне. Качество шелка, замысловатый восточный рисунок ковров, пестрые сари, картины, скульптуры, золотая и серебряная посуда, ювелирные изделия, не говоря уже о сотнях радующих глаз женских безделушек типа браслетов, серег и прочих украшений – все это выполнено вручную с такой любовью и с таким мастерством, что нашептывающий об отсталой на века стране голос пристыжено замолкает.

Да, Индия – страна крайностей. Она не знает середины, не ведает усредненности, не приемлет того сытого самодовольства так называемого среднего класса, из которого и вырастают западные стандарты пресловутого общества потребления. Не поведи, Господь, Индию по этому смертельно опасному для души пути.

Простая жизнь и возвышенное мышление

Сосредоточенность на душе, на сознании, на вечности, а не на телесных, преходящих  потребностях, тысячелетиями определяла особенности индийского менталитета. Такого обилия храмов, религиозных традиций, священных писаний, которые встречаешь в Индии, нет ни в одной другой стране мира. Эта сосредоточенность на метафизических вопросах бытия и определяет особенности традиционного индийского представления о том, в чем заключаются успех и счастье. Разумеется, это представление в корне отличается от видения смысла жизни Западом, в эпоху Возрождения свернувшим с пути метафизических поисков истины в сторону создания материальных благ. 

Привыкнув к уличной тесноте и суете, приспособившись к особенностям передвижения в  индийских городах на мото- или велорикше, даже смирившись с атакой десятков уличных торговцев, под которую попадает всякий западный турист, вы все равно будете поражены видом бенгальской, к примеру, деревни. Кажется, что прячущиеся в тени кокосовых пальм глиняные домики под соломенной крышей, выросли из-под земли с одной единственной целью – поразить ваше воображение, смутить вас своей безыскусной простотой. Поверить в то, что современные люди могут вот так просто, так неприхотливо жить по собственной воле и при этом быть счастливыми, человеку с западным менталитетом очень трудно. 

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА ДУШЕ,

НА СОЗНАНИИ, НА ВЕЧНОСТИ, 

А НЕ НА ТЕЛЕСНЫХ,

ПРЕХОДЯЩИХ ПОТРЕБНОСТЯХ, 

ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ ОПРЕДЕЛЯЛА

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Также как и в городах, жизнь сельских жителей происходит не за четырьмя стенами своей «башни из слоновой кости», а на улице. Деревенские женщины до сих пор стирают на реке или на озере, обед готовят во дворе, который, как и пол в доме, тщательно «удобрен» глиной и коровьим навозом, защищающим жилище от змей и мышей. Тут же, рядом играют маленькие дети. Муж, если он не занят на полевых или каких-нибудь других работах, неподалеку справляется по домашнему хозяйству, не исключая и дойку коров. Находят свое применение в хозяйстве и быки, на которых пашут. Высушенный же навоз, который в каждом хозяйстве водится в изобилии, кроме прочего служит еще и прекрасным топливом. 

Душа обязана трудиться 

Моются индийцы, как правило, тоже на улице – если не в Ганге или какой-нибудь другой священной реке, то в кунде (небольшое озерцо). В городах можно увидеть, как простые люди «принимают душ» и стирают прямо под уличной колонкой. В отличие от наших даже не бомжей, а вполне приличных граждан, которые в часы пик наполняют общественный транспорт дурными запахами немытых тел и нестиранной одежды, в Индии даже самые неимущие каждое утро совершают полное омовение и стирают свою одежду. Тела простых индийцев не источают дурных запахов еще и потому, что эти люди в преобладающем большинстве не едят мяса и не употребляют алкоголя. Да и человека с сигаретой на улице встречаешь крайне редко.      

Если вы отвлечетесь от привычных западных стереотипов в понимании того, какую жизнь считать счастливой и успешной, и вспомните азы ведической философии (Веды – древнейшие священные писания Индии), то сам вид глиняных домов, одноразовая посуда из той же глины напомнит вам о реинкарнации. Согласно учению о перевоплощении души, наше тело не является главной ценностью, а таковой здесь признают сознание, которое, уйдя из старой, больной плоти, вскоре воплотится в новой. 

НАШЕ ТЕЛО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ 

ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ,

А ТАКОВОЙ ЗДЕСЬ ПРИЗНАЮТ СОЗНАНИЕ,

КОТОРОЕ, УЙДЯ ИЗ СТАРОЙ, 

БОЛЬНОЙ ПЛОТИ,

ВСКОРЕ ВОПЛОТИТСЯ В НОВОЙ

Тело и все, что с ним связанно, временно, как, к примеру, глиняная чашка, которая, разбившись, снова станет землей; как восставший из земли пальмовый лист, который, после того как им воспользуются в качестве тарелки, будет съеден коровой и снова вернется в землю. Понимание цикличности и бренности жизни, которое так тяжело дается в условиях роскоши и комфорта, определяет повседневный быт индийцев, все еще не забывших, что не только тело, но, прежде всего, душа обязана трудиться день и ночь. 

Попав в индийскую деревню, поражаешься тому, что мы обустраиваем свои кладбища куда как более обстоятельно и богато, нежели простые индусы свои дома (кстати, кладбищ благодаря традиции кремировать трупы здесь практически нет). При всем этом индийцы своим счастливым видом сокрушают все наши представления о смысле жизни, о том, при каких условиях считать ее удавшейся и успешной.  


Фото: Ананта Вриндаван

Отрекаются, даже любя

Уроки мудрости в этой стране преподносят не только нищие. О том, что в любом деле важен, прежде всего, процесс, а не результат, что никакой результат не искупит мучений, испытываемых скупым человеком, если он занят нелюбимым, не своим делом, здесь напомнят также и городские торговцы. Если им удастся завлечь вас в свою лавчонку или магазинчик, то вы, невзирая на отсутствие обеспечиваемого евроремонтом внешнего шика, почувствуете себя здесь очень уютно. Вайшьи (так в Индии называется сословие торговцев и фермеров, т.е. тех, кто обеспечивает сытость обществу) вместе с товаром щедро выложат к ваши ногам все свое восточное радушие. От наших продавцов, менеджеров и прочих служителей мамоны, индийских коллег отличает личностное, искреннее отношение к каждому покупателю. Их улыбки не списаны с учебников по маркетингу, а желание с вами пообщаться продиктовано не только корыстными интересами. 

ИНДИЙЦЫ СВОИМ СЧАСТЛИВЫМ ВИДОМ 

СОКРУШАЮТ ВСЕ НАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О ТОМ, 

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ СЧИТАТЬ ЕЕ 

УДАВШЕЙСЯ И УСПЕШНОЙ

Впрочем, не стоит забывать, что торговцы всегда остаются торговцами, что деньги являются предметом их ежедневной медитации. Общаясь с ними, нужно усвоить следующее правило: многие из восточных лавочников, если вы дали им больше, чем стоит товар, очень не любят возвращать покупателям деньги. То есть, не то, чтобы в Индии не существовало понятия «сдачи», ее здесь дают. Но чрезмерно привязанный к барышу торговец будет всячески пытаться вместо сдачи додать вам свой товар. И здесь вы можете усвоить еще один важный урок, без которого успех невозможен ни в одном деле, ни на Западе, ни на Востоке. 

Это урок непривязанности, свободы от желания, во что бы то ни стало получить желаемый результат (в данном случае товар). На деньги, если вы не будете настойчиво требовать сдачу, можно взять больше товара, чем изначально предлагается. Для этого нужно проявить видимое равнодушие даже к самой дорогой и нужной для вас вещи. Тогда вы можете получить ее за меньшую (часто в пять, а то и десять раз) сумму. При этом обретенная вами способность к отречению, чувство свободы, которые являются едва ли не главным условием успеха во всяком начинании, стоят, как вы догадываетесь, несравненно дороже, чем все желаемые нами богатства этого бренного мира. 

Отрывок из будущей книги «Божественная Индия. Уходящая натура»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*