ॐ ПРОСВЕТЛЕНИЕ ॐ
? ПРОСВЕТЛЕНИЕ – ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, А БОЖЕСТВЕННОЕ
Вопрос:
Свами, вот нас недавно спросили: “Cколько человек в сангхе достигли просветления за последние пять лет?”.
Ответ:
Мы сидели, сидели миллионы лет в сансаре, копили-копили кармы в причинном теле, в тонком теле устанавливали разные связи – рнанубандханы, и вот сейчас захотели за пять лет просветления?Вечности, Бесконечности?
Разве это возможно вот так сделать?
Или вы это прочли где-то в рекламе каких-то йога-курсов? Просветление для нас – не цель, а Плод пребывания в Божественном источнике.
Цель – сам этот источник, Абсолют, Брахман. Мы жаждем не просветления, а Бога.
А он – вне времени, вне индивидуальности. Он вообще по ту сторону всего человеческого.
А просветление приходит к каждому садху через время- как результат нормальной садханы.
А спрашивать “сколько людей за пять лет достигло” – это нормально для человека мира сего, это так по-человечески…
Ведь мы привыкли именно так оценивать эффективность технологий, бизнеса, лекарств, экономическую эффективность.
Но в случает с Путем – это не работает.
Все, кто практикуют хорошо, так, как предписано, и имеют заслуги, достигают просветления в свое время.
100%.
Но мы – не банк, и статистику просветленных не ведем.
Это вы можете узнать задав вопрос самим практикующим. Увидев, что они делают. Как проповедуют Дхарму.
Однажды у одного тибетского мастера, которого я знаю и очень уважаю, один человек на семинаре спросил подобное, сколько человек в его общине обрели радужное тело?
Он только засмеялся, сказав, что тот человек вообще не понимает, о чем спрашивает. Когда такое достигают – это событие на весь Тибет, на целое столетие.
Просто Просветление – вещь из другого мира, это категория другой картины мира, иной физики, о нем вообще нельзя говорить языком мира людей.
? ПУТЬ – ИНДИВИДУАЛЕН
В принципе, чисто теоретически – да.
Но это – индивидуальный путь, для отдельной талантливой индивидуальности с огромными заслугами, никаких разговоров о каком-то массовом просветлении за четко установленные сроки вести невозможно.
Но для этого вы должны делать умопомрачительный тапас как настоящий йогин-герой вира под прямым руководством своего Гуру.
Отречься физически от мира, смотреть на него как на полную иллюзию, недостойную даже вашего взгляда, очистить ум мантрой и преданностью Богу, получить дикшу, изучить быстро основы философии, получить передачу в методы, и, приняв полную санньясу, или авадхута санньясу, или просто став отшельником без статуса, поселиться в горах, лесу, ритритном центре на всю жизнь, и решить не покидать ритрит пока просветление не будет достигнуто, это как купить билет в один конец.
Я так именно и практиковал в молодости. Отринуть мир с его игрушками как нечто несущественное.
Полагаться во всем на Дхарму, своего коренного Гуру, свое божество, созерцание, и, также, как Миларепа, очищать свою карму быстрыми радикальными способами.
Потом уйти в затвор, чтобы делать суровую садхану, применять самые сильные, самые вызывающие методы садханы и быть готовым испытывать разные страдания от выхода кармы и клеш.
Целиком погрузиться в садхану на следующие 10-12 лет.
Пройти путем полной недвойственности, полной тотальной любви к Богу, тотальной преданности, самоотдачи, через самадхи, через все искушения майи, эго и кармы, и выстоять. Иначе быстро – никак.
Я сам шел таким путем в юности и меня вел опыт прошлой жизни. Ничто не могло меня остановить.
И я не скажу, что это было быстро. Это было довольно быстро. Но это было не пять лет.
С 6 лет детства до 28 лет это заняло время.
Двадцать два года года всего выходит.
Из них пять лет подготовки и три года садханы в ритрите, интенсивной тапасьи раджа, джняна, кундалини, нада и лайя-йоги, почти в полной мауне.
Просветление, а тем более Освобождение – это вещь настолько уникальная, что вы никогда не найдете двух одинаковых путей к просветлению.
Дхарма, Гуру, ашрам, сангха – это не конвейер, где “штампуют” просветленных за 2-3 года. Ставить вопрос подобным образом – абсурдно.
“Так…. в этом году мы обучили 15 % просветленных из числа монахов, а из числа карма-санньяси и мирян – 5 %. В следующем году надо бы повысить показатели….”.
Это только шутить можно таким образом.
Нельзя делать духовный путь частью мира, частью языка, менталитета, мира сего, частью интересов эго, смешивать мирские шаблоны с тем, что не поддается никакому описанию, хотя и описаны разные стадии в учениях о семи землях мудрости, в учении о 16 стадиях созерцания – 16 кала.
У нас есть система оценки духовных знаков. Есть тесты для проверки, определяющие уровень созерцания. Есть много чего. Но это – таинство в обучении между Мастером, Гуру и учеником. Об этом не говорят. Это – для внутреннего пользования. Это выход в иной космос, прыжок в иную мерность бытия.
? ПОСЛЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ НЕ ПЕРЕД КЕМ ХВАСТАТЬ
Достигнув просветления вы психологически больше не вернетесь оттуда обратно в мир, чтобы, похваставшись, рассказать об этом другим, потому что вы сами изменитесь, вообще исчезнете как старая личность.
У вас исчезнет все старое – друзья, старые враги, старые любимые, привычки, привязанности, интересы. Да что там, исчезнет вся вселенная.
И когда кто-либо из учеников какого-либо гуру достигает самадхи, просветления, никто об этом громогласно не заявляет, под звуки фанфар не выдает ему диплом о просветлении, не вносит его в списки просветленных.
Сакральное, священное не терпит мирской суеты, огласки, пиара.
Иногда первые 12 лет гуру рекомендует вообще не говорить о своем опыте, чтобы дать ему набрать силу. Иногда такой человек всю жизнь смиренно ведет себя и вы никогда не узнаете о его просветлении.
И только другие садху могут это узнать по косвенным признакам – его внутренней свободе, преданности и чистоте, верности в служении Дхарме и живым существам, его отречению, любви в его сердце, сиянию в глазах, глубокому покою и целостности, которая от него исходит, по его смирению, глубокому потрясающему пониманию учения и методов. Но это “эксклюзив”, это “ручная работа”. Это знает его Гуру и ближайшие гуру-бхаи, духовные братья.
Такое никто не вносит в ” списки просветленных”, в отчеты и статистику. Это курам на смех было бы, да и только.
Бхагаван Шри Раджниш однажды устроил это у себя в общине в качестве игры.
Он составил и огласил список просветленных по его мнению своих учеников.
Чтобы посмотреть на реакцию.
И тогда молодые ученики вовсю начали обсуждать, обижаться почему того-то внесли, а их не внесли. А его старые ученики-санньяси улыбнулись и сказали: “Бхагаван шалит”.
Потому что никто не может вас сделать просветленными просто внеся в список.
(По материалам сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири)
публикация за май 2016 года
В 2013 году на Кумбха Меле в Аллахабаде в древний монашеский орден Джуна Акхара в статусе махамандалешвара впервые была принята европейская женщина – Свамини Ананда Лила Гири, ученица Свами Вишнудевананда Гири .