ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ (АВГУСТ’ 24)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

(продолжение)

 

Объем статьи не позволяет мне рассмотреть некоторые другие сюжеты, непосредственно относящиеся к обсуждаемой теме. Такие как оккультная магия Рерихов («магнетизирование» людей и пространства, так называемое «закладывание магнитов»), оккультная геополитика 144 мистический символизм, мифотворчество и чудотворение (создание новой версии теософского мифа о Великом Белом Братстве — Шамбале; таинственная присылка махатмами Рерихам двух величайших реликвий — осколка легендарного Камня Чинтамани и Чаши Будды). Каждый из этих сюжетов представляет несомненный интерес и может служить темой отдельного исследования, особенно история с рериховскими «чудесами», в которой, на мой взгляд, явно просматриваются элементы сознательной мистификации. В целом, однако, приведенные в этой статье факты достаточно красноречиво и убедительно говорят о Рерихах как о подлинных оккультистах и мистиках, и в то же время  мифотворцах, что в конечном счете позволило им создать целый ряд мифов (мифологем) и собственное квазирелигиозное учение. Но это, конечно, если исходить из традиционного понимания терминов «мистицизм» и «оккультизм», не подменяя их новомодными понятиями «космизм» и «метанаука», как это делают ныне идеологи рерихианства.

Надо сказать, что об оккультизме и мистицизме Н. К. Рериха довольно откровенно говорили многие его современники. Так, художник И. Э. Грабарь в своих воспоминаниях прямо назвал Рериха мистиком, спиритом, оккультистом и «потусторонним» 145. А американский художник Клод Брэгдон в предисловии к книге «Алтай — Гималаи» отмечал, что с течением времени для Рериха его «мистический поиск» стал гораздо более важным, чем «то, что в прежние годы поглощало его ум». «Чувствуется, что во всем, что он делает, он ищет скрытую истину, внутреннюю красоту, Утерянное Слово» (“One has the feeling that in everything he does he is seeking the hidden truth, the unrevealed beauty, theLost Word…”) 146

Этот оккультизм и ммистицизм, однако, ничуть не умаляют значения Н. К. и Е. И. Рерих, их яркого и самобытного феномена, оставившего след в современной мировой культуре. Другое дело, что, создав свое учение и пытаясь применить его к жизни, Рерихи не смогли улучшить наш мир, сформировать действительно «нового человека», но столь же
бесплодными оказались и усилия двух других великих мистиков-прагматиков ХХ века Г. И. Гурджиева и Р. Штайнера.
Хорошо знавший Н. Рериха с юных лет А. Н. Бенуа считал, что его мессианство помешало ему исполнить свое предназначение, свою главную и настоящую миссию — художественную. Но эта «миссия» Рериха, как мы видели, была неразрывно связана именно с его мессианством и мистицизмом. Без них не было бы того Рериха, которого мы знаем сегодня. От зоркого взгляда Бенуа также не ускользнула и чрезмерная рериховская амбициозность — «опаснейший дух гордыни», вселившийся в художника еще в молодые годы и слившийся с его «более чистыми и простыми побуждениями» 147. Однако с таким мнением едва ли согласятся истовые последователи Рериха, хотя в нем, несомненно, есть доля
правды.
Рерихам не удалось реализовать свой «проект будущего», но иначе, наверное, и не могло быть. Любые оккультные, мистические и тем
более мессианские проекты не имеют практического приложения, особенно в социальной сфере. Они слишком оторваны от жизни, неприменимы к тому сверхсложному реальному миру, в котором мы живем, и потому неосуществимы, изначально обречены на неудачу. Однако идеи этих великих фантазеров и мечтателей о «светлом будущем»
и земной Шамбале, сколь бы сумасбродными, наивными и несбыточными они нам ни казались, не умирают, но живут и владеют умами людей — «цементируют» пространство, как говорили Рерихи. Возможно, именно в этом и заключается главный смысл оккультной работы Н. К. и Е. И., выраженный в призыве их невидимого «Учителя»: «Если утвердите великую мечту Мира, подвиг ваш засияет над Моей землей» 148

____________________________________________________________________________

144 См.: John McCannon. By the shores of white waters. P. 166–189.

145 И. Э. Грабарь. Указ. соч. С. 174.
146 N. Roerich. Altai — Himalaya. A Travel Diary. Delhi, 1996 (repr.)/P. xxvii.

147 А. Н. Бенуа. Книга о Н. К. Рерихе/Александр Бенуа размышляет. М., 1968. С. 237–238.
148 Е. Рерих. Листы дневника, 1920–1923. С. 328. Запись от 11 сентября 1923.

,Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*