ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РЕРИХОВ (ФЕВРАЛЬ’ 24)

ОККУЛЬТИЗМ И МИСТИКА В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. и Е.И. РЕРИХ

А.И. Андреев

                                                                                                                                                        

(продолжение)

Примером для подражания Рерихам служил чудотворец II века н. э. Аполлоний Тианский, причисленный Е. П. Блаватской к сонму «учителей человечества». По утверждению Е. Рерих, Аполлоний во время своих странствий по странам Востока зарывал в землю «магниты» (напитанные «психической энергией» предметы) для притягивания людей. («Поистине можно наблюдать, где ступила нога посланника и как магнит притянул область целую в орбиту действия» 110.)

Шествуя по странам Азии, все трое Рерихов (Н. К. — Махатма Акдорже, Е. И. — Тара, Юрий — «монгольский полковник» князь Нарухан) выступали в роли религиозных агитаторов, провозвестников эры Майтрейи. Они выполняли возложенную на них свыше миссию — поднять народы Азии! («Вы, как доверенные Нашей Общины, являетесь единственными людьми для поднятия Азии» 111.)

Так, проходя по Ладаку и Синьцзяну, Н. Рерих-Акдорже распространял через монастырских лам и других лиц листовки («тибетские грамоты»), в которых содержался краткий призыв: «Майтрейя идет!» (В одном только Спити он раздал местным жителям около сотни таких листовок 112.)

Цель подобной акции, вернее, мистификации, вполне очевидна — возбудить слухи о странствующих вестниках Северной Шамбалы, послах Гималайского Братства. Кроме листовок Рерихи распространяли также составленные ими «пророчества» вроде следующих: «Так исполняются предсказания предков и писания мудрых. Найдите ум встретить назначенное, когда в пятом году (в 1928. — А. А.) появятся вестники воинов Северной Шамбалы.

Найдите ум встретить их и принять новую славу Тибета и Монголии. Дам Мой знак молнии». «Пусть запомнят, где благословение Тары — там луч Майтрейи; где имя Акдоржи — там колесо справедливости; где имя Нарухана — там меч Будды. Шамбала проявит коня выходящего, пошлет стрелы всем верным сынам буддизма. Запомните и ждите» 113.

Приведенные выше образцы рериховских пророчеств, были посланы, в частности, в монастырь Ташилхумпо, для Панчен-ламы и его приближенных (хотя сам Панчен находился в это время в Китае).

Но это позволяет нам взглянуть на Центральноазиатскую экспедицию Рерихов совсем другими глазами и увидеть ее истинный — скрытый от нас — смысл. Причина столь неожиданного преображения Н. Рериха, из преуспевающего художника и функционера в духовного вождя и пророка, — это, конечно же, «огненный опыт» Елены Ивановны. Под несомненным влиянием жены Н. К. загорается теми же «огнями» и начинает ощущать себя таким же, как и она, пророком и глашатаем Нового Века. Подобная самоидентификация Рерихов — следствие их возросших амбиций, их вождизма (гуруизма); оба они абсолютно уверовали в свою избранность, в то, что они являются учениками и посланниками Спасителя мира (Махатмы Мории).

Как отмечает канадский исследователь Дж. Маккеннон, Рерихи ощущали свою сопричастность великим событиям будущего («возрождение Шамбалы» и приход Майтрейи) и были убеждены, что без них эти эпохальные события не могут произойти! Подобное «прямое включение себя в механику своих духовных убеждений», по словам Маккеннона, делает Рериха выдающейся фигурой среди группы российских и западных интеллектуалов, увлекавшихся оккультизмом в начале XX века.

Ближе всего в этом смысле к Рериху стоит композитор-новатор и мистик А. Н. Скрябин (один из любимых композиторов Е. И.), который, как и Рерих, увлекался индуизмом, буддизмом и теософией и в последние годы жизни был занят сочинением большого симфонического произведения под названием «Мистериум». Исполнение этой симфонии в одном из храмов в Гималаях в течение недели, по замыслу Скрябина, должно было привести в движение великое космическое колесо и вызвать дематериализацию мира — светопреставление в буквальном смысле 114.

 Современные последователи Агни Йоги ничуть не сомневаются в том, что Рерихи — это истинные пророки, «провозвестники» Новой Эры и «космические сотрудники», а их учение — «Третий, Новейший Завет», переданный людям с санкции самого Христа. В глазах же критически настроенных исследователей — феномен Рерихов (контактирование с потусторонними учителями, так наз. channeling) не является чем-то совершенно уникальным. В мире существовали и существуют десятки тысяч визионеров-контактеров, которые постоянно «общаются» с Христом, Буддой, Гималайским Братством, Шамбалой и даже с самими Рерихами, получают послания из «тонкого мира»— персональные и предназначенные всему человечеству, и распространяют их под видом «пророчеств».

Эти люди, как и Рерихи, искренне верят в то, что они — избранники высших сил и пророки. Но являются ли они таковыми? И был ли истинным пророком сам Николай Константинович? Г. Уайт и Дж. Мейз, авторы биографии Г. Уоллеса, наиболее известного из американских учеников Рериха, дают на этот вопрос отрицательный ответ, называя русского гуру «мнимым пророком» (false prophet) 115.

_________________________________________________________________________________________

110 Агни Йога. Т. 3. Сердце. М., 1992. С. 115 (§ 58).

111 Высокий путь. Ч. 1. С. 504. Запись от 29 января 1927.

112 См.: В. А. Росов. Указ. соч. С. 135.

113 Там же. Оба пророчества датированы 1925 г.

Сборник статей Рерихи: мифы и факты

114 См.: John McCannon. By the shores of white waters: the Altai and its place in the spiritual geopolitics of Nicholas Roerich//Sibirica, Vol. 2 (2). 2002. P. 186 (ft 24). Российский музыковед И. Ф. Бэлза, впрочем, высказывает сомнения по поводу мистицизма Скрябина и отрицает эсхатологический характер «Мистериума», см.: И. Ф. Бэлза. А. Н. Скрябин. М.: 1983. С. 157–164.

115 Так называется одна из глав книги Уайта и Мейза, см.: Graham White, John Maze. Henry Wallace: His search for a new world order. The University of North Carolina Press, 1995. Pp. 82–104.

Источник: https://shs.hal.science/halshs-00964027/document

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*