Аномальные зоны и места силы Карелии
Кочующие совершили четыре путешествия по Карелии в 2000, 2005, 2006 и в 2012 годах. Каждый раз этот край удивлял и поражал меня своей красотой, загадочностью и невыразимым спокойствием. Древняя и величественная земля завоевывает сердце навсегда. Глядя на нетронутые леса, кристально чистые озера, горные кряжи и бурные реки невольно вспоминаешь, что Карелия считается одним из возможных мест существования мифической Гипербореи.
Множество легенд, национальные эпосы, сказки и мифы создают вокруг страны “тысячи озер” ореол таинственности и сказочности. И я тоже поддался на этот таинственный зов. За несколько посещений республики я посетил самые выдающиеся с точки зрения эзотерики места.
Поэтому, я спешу поделиться с Вами своими наблюдениями и впечатлениями. И привожу перечень мест, достойных с моей точки зрения, именоваться мистическими. Они все доступны для посещения, и не оставят равнодушными тех, кто имеет пытливый ум и горячее сердце путешественника.
Самым крупным островом на пути из Петрозаводска в Кижи является остров Большой Климецкий. Длина его 30 км., а ширина – до 9 км. В конце ХV века на южной оконечности острова новгородским купцом Иоанном Климентовым был основан Климецкий монастырь. По преданию, в 1520 году во время одного из многочисленных путешествий из Великого Новгорода на Белое море его застала страшная буря, и суда, груженые солью, выбросило на каменистую отмель. Местность оказалась очень живописной и так понравилась купцу, что он впоследствии выбрал ее для устройства здесь монастыря.
В конце ХIХ века остров приобрел широкую известность в России. Именно в этих местах жили известные сказители Т.Г. и И.Т. Рябинины, В.П. Щеголенок, со слов которых П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг записали большое количество, ставших знаменитыми во всем мире, русских былин, сказаний и легенд (в том числе об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеши Поповиче). Сказители с огромным успехом выступали в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако, своеобразная «известность» острова связана не только с его историко-культурным прошлым, но и с не менее загадочным настоящим. О том, что на острове с людьми происходят «странные» и таинственные истории – известно издревле, возможно, с тех пор, когда на острове (согласно легендам), сотни лет назад, находилось одно из крупнейших в Карелии языческое капище. Старожилы соседних деревень и случайные очевидцы утверждают, что ночью здесь можно наблюдать самые разнообразные удивительные явления: от «ведьминых огоньков», бегущих по лесным прогалинкам наподобие праздничных гирлянд, до «светящихся полотнищ», различного вида НЛО и призрачных человекоподобных силуэтов, бродящих между деревьями.
Выборочные исследования с помощью биолокационной рамки показывают, что на острове немало мест с мощным энергетическим потенциалом. Как знать, не способен ли он достигнуть в определенных частях острова в определенное время таких величин, что пространство попросту «сворачивается», порождая эффект «замкнутого круга», с которым, возможно, и сталкиваются многочисленные свидетели?
Аномальные зоны и места силы Карелии
Какие тайны хранит небольшой клочок суши Онежского озера, ставший средоточием загадочных и необъяснимых событий?
Пристальное внимание автора материала остров привлек к себе благодаря одному случаю.
Летом 1973 году Алексей Федорович Пулькин, капитан флота Петрозаводского рыбокомбината, девиатор (кому вопросы ориентации на местности известны лучше, чем многим другим) с группой из нескольких человек прибыл на остров Большой Климецкий на выходные дни порыбачить:
— Из Петрозаводска мы пришли на рыболовном судне. На судне был директор нашего предприятия и кой-кто еще из нашего управления. Пятница как раз была, впереди два выходных. На острове есть такое местечко, называется Старый Монастырь, это мы, рыбаки, так называем. Мы вдвоем остались в Старом Монастыре, а судно ушло дальше. Там есть рыбацкий домик, он специально для рыбаков построен, там бригада рыбаков наших жила. Других построек там нет. Через два дня нас должны были забрать, чтобы вернуться в Петрозаводск. На следующий день мы с товарищем разделились: он остался заниматься пойманной рыбой, а я отправился в лес… (полная стенограмма беседы, произведенная в Союзе журналистов Карелии 10 марта 1985 года, находится у автора материала).
Аномальные зоны и места силы Карелии
Алексей Федорович вышел обратно через…34 дня! Именно столько он вынужденно провел на острове. Его искали всеми возможными способами в течение всего этого времени – безрезультатно, пока он сам – грязный, голодный, исхудавший – не вышел на людей. Алексей Федорович практически все это время находился в сознании, но рассказ его был настолько «странным», что тут же попал в поле зрения соответствующих организаций, а вся эта история была сокрыта. Не знают о ней и поныне.
Как оказалось впоследствии – это далеко не единичная история о «странностях» Большого Климецкого.
Вот вкратце записанный рассказ очевидца – старого рыбака Александра Ефимова, проживающего в одной из деревень недалеко от острова Кижи, — имеющий отношение к острову: «Летом прошлого (2008 г. – А.П.) года я приплыл к острову Большой Климецкий под вечер. Оставив лодку на берегу, неподалеку от песчаной косы, я отправился за дровами, чтобы развести костер. От озера я отошел совсем недалеко и двигался все время прямо в сторону, противоположную моей стоянке. Места эти знаю хорошо, неоднократно здесь бывал, поэтому всегда чувствовал себя спокойно и уверенно.
Хотя к рассказам о «странностях» острова относился с уважением, поскольку поговаривали об этом люди, которых знаю лично и которые никогда не опустились бы до «придуманных глупостей». Со мной ничего подобного здесь никогда не бывало, потому и опасений никаких не было. Так вот, представь, каково же было мое удивление, когда я, набрав дров, вдруг прямо перед собой увидел свой берег и лодку. Впечатление было такое словно, побродив по лесу, я сделал круг и вернулся на прежнее место. Но в том-то и суть, что «круга» никакого я не делал. Это меня озадачило. Я «забыл» про костер и – опять в заросли, но вновь оказался на берегу. Я это «проделывал» пять раз, но с тем же результатом. Самое удивительное, что маленький компас, вделанный в ремешок моих часов, все время показывал правильное направление. Две последние попытки я проделал, специально сверяясь с ним».
ГЕОПАТОГЕННЫЕ МЕСТА ПЕТРОЗАВОДСКА
И так, что же мы знаем о геопатогенных зона? Понятие это, правда, называемое в разных местностях по разному, знакомо было еще нашим далеким предкам. Где-то такие места называли “дурным местом” или “несчастливым”. Часто упоминаются “гиблые места”. Это, как правило, место тяжелое, не подходящее для проживания людей, животных и даже растений. В таких местах часто происходят не понятные и не привычные человеку явления. Случаются ситуации явно аномального характера. Что-то из ряда вон выходящее.
В лесах, в таких местах, люди просто пропадают, или в лучшем случае, блуждают по, казалось бы, сто раз пройденным трем соснам. Но и не только в лесах. Порой в чистом поле, человек бродит часами по одному месту и не может увидеть деревни, что в каких-то 500 метрах в стороне. Животные в таких местах ведут себя не адекватно, сильное возбуждение или агрессия без каких-либо внешних раздражителей, явный признак не хорошего места. В городах в местах концентрации отрицательной или положительной энергии обычным явлением становятся автомобильные аварии, самоубийства, частые пожары и другие проблемы техногенного характера. Заметно и сильное воздействие таких зон на поведение и даже здоровье человека. Частые заболевания, особенно связанные с психикой, постоянная утомляемость даже в бездействии, плохое настроение, подавленность. Но стоит такому человеку просто поменять , хотя бы на время, место жительства и все симптомы исчезают. Даже если на другом месте, условия жизни и работы гораздо тяжелее.
Характерны и отклонения в развитии растений в подобных местах. Деревья растут кривые, с сильно переплетенными ветвями, по несколько стволов одновременно. На таких деревьях чаще всего появляются наросты (капы) и “ведьмины метлы”. У ботаников на этот счет есть свои обьяснения, (вирусы, климат, вмешательство человека) но почему в одном месте это явление обычное, но не переходящее определенные границы, а в другом такого не увидишь на десяток километров, обьяснить не могут. Чаще всего, во всяком случае, в широтах Карелии, Мурманской области, эти зоны соотносятся с тектоническими разломами и сдвигами. Здесь они явно выражены и легко сопоставимы с данными о необычных и аномальных явлениях.
Аномальные зоны и места силы Карелии
Объяснения геопатогенным зонам даются разные. Наиболее вероятное и научно- объяснимое представление о геопатогенных зонах, это выход магнитных полей самой земли. Как и на опыте с обыкновенным магнитом, мы видим наиболее мощные потоки-лучи, так и в случае с нашей планетой. Где-то выброс энергии сильнее, где-то слабее. В зависимости от мощности излучения и формируются геопатогенные зоны. Именно здесь оказывают свое влияние земные плиты, пласты породы и разломы. Вероятно и пустоты, образующиеся в процессе отбора подземных вод, полезных ископаемых, строительстве тоннелей тоже не лучшим образом влияют на концентрацию магнитных полей. А именно облегчают выход лучей, что способствует наибольшей их концентрации.
Касаясь привязанности максимальной концентрации магнитных выбросов в местах тектонических разломов, стоит упомянуть и радиоактивное излучение. Поскольку по линии разлома происходят перемещение земных пластов, то вероятность выноса ближе к поверхности ураносодержащих пород гораздо выше. Что и наблюдается на территории Карелии. В экспедициях по Заонежью, в направлениях запад-восток, приходилось фиксировать некоторое увеличение радиоактивного излучения (не значительного) именно на границах тектонических сдвигов и разломов. А радиация, даже в небольших дозах, при длительном воздействии способна сильно пошатнуть здоровье человека. Пусть даже не в первом поколении. В Петрозаводске есть дома, с фоном от блочных стен, до 40 мкрг. Проверялось современным, военным дозиметрическим оборудованием. Щебень для строительства таких блоков брали из закрытых, в свое время, Советской властью, карьеров. По причине повышенного радиактивного фона. Вот так.
Рассматривать геопатогенные зоны с точки зрения эзотерики не будем. Кому интересно может такую информацию найти на множестве сайтов. Там где нечто необъяснимое преподносят как науку или религию, свои цели. Порой не совсем порядочные. Что касаемо Петрозаводска, то можно привести всего один пример. Смотрите на карте. Собор А.Невского. Стоит именно в наименее благоприятном месте. А вернее в самом плохом. Теперь вспоминайте его историю. И сравните с церковью на Зареке. Она расположена в нейтральной зоне. Как служили в ней, так и служат. И ни каких катаклизмов. И именно в эту церковь ходили и наверно ходят знахарки и, как их называют в простонародье, ведьмы. Так же обратите внимание на место бывшего ОТЗ. Скоро его не станет. Можно объяснить это не способностью или не желанием нынешнего руководства города к умственным упражнениям, но факт остается фактом. Смотрите карту и размышляйте логически.
Но не стоит сразу относить в разряд геопатогенных зон место, где 15 лет назад задавили кошку на дороге. Может она просто не знала правила дорожного движения.
СВЯТЫНИ ВАЛААМСКОГО АРХИПЕЛАГА
О “дивном” острове Валаам, расположившемся в северной части Ладожского озера, слышал наверное каждый. Всем известно, что это – один из древнейших столпов православия на Руси. Валаам часто называют “Северный Афон”. Этом место сосредоточения православной мистики и духовных подвигов. Доподлинно не известно, откуда произошло само название Валаам. По основной версии, оно происходит от финского слова “Valamo” (карельск. Valamoi) и означает “высокая” т.е. горная земля.
По другой – остров назван в честь библейского колдуна и прорицателя Валаама (“בִּלְעָם” или Бил‘ама), из города Птор, нанятого царём Моава Балаком, что бы наложить проклятие на иудеев, готовившихся к вступлению в Землю Обетованную. Как все знают, этот коварный замысел был разрушен ангелом, которого послал к прорицателю, бог Яхве. В результате переговоров, Валаам не только отказался от проклятий евреев, но и благословил их три раза, предсказав им великую победу.
Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала (ивр.”בעל”). Вообще, словом “Ваал” семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще. По некоторым сведениям, концепция Ваала, перекочевав в Западный мир, получила новые имена: Зевса – у греков, Юпитера – у римлян, Велеса – у древних славян….
Вкратце, история такова: до прибытия сюда первых христианских монахов здесь располагалось языческое святилище народов, живших как на самом Валааме, так и на берегах Ладоги. В целом, большинство исследователей называют местом, где располагалось древнее капище, вершину Змеиной горы (61°20’54″N; 30°58’34″E). При этом, гора была многократно исследована, и каких либо реальных сооружений, указывающих на это, найдено не было. Кому и как совершались служения также точно не известно. Есть предположение, что это был культ бога Велеса. Пришедшие на острова монахи постепенно начали вытесняли язычников (считается что вытесняли мирно) и стали полноправными хозяевами островов. Как иллюстрация их деятельности, сохранилась финская легенда, по который новоприбывшие христиане сначала обосновались на острове Святой. Затем они обратились к хозяевам выделить под свои нужды землю на основном острове размером с коровью шкуру. Хозяева-язычники посмеяться над ними и согласились. Но монахи, взяв шкуру и нарезали из длинную неё веревку, с помощью которой огородили по периметру самые лучшие угодья. Язычникам не осталось ничего, кроме как покинуть остров…
Любопытно что точной даты появления на острове христиан тоже нет. По легенде, первым увидел остров апостол Андрей и даже водрузил на берегу христианский крест. Следующим этапом освоения Валаама считается прибытие преподобных Сергия и Германа, прибывших “от восточных стран”. По церковной легенде, они были греческими священно иноками. Они пришли с группой последователей сначала в Великий Новгород, а затем получив благословение высадились на Валааме и основали первую обитель. Однако, у историков нет четкого и однозначного ответа когда это произошло. Существуют две основные версии, по первой – это произошло в X веке. Во всяком случае, в житие Святого Авраамия Ростовского, сообщается что в 960 году на острове уже существовал христианский монастырь. Другой древний соборный летописец, сообщает, что перенос мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород был осуществлен 1163 году. Получается, что Валаамский монастырь был основан даже раньше даты официального Крещения Руси!
В чем же причина столь бурной расцветающей на Валаамских островах духовной жизни? Побывав на острове и ощутив его атмосферу, могу поделится своими собственными впечатлениями. Безусловно Валаам это Место Силы, причем очень мощное. С первых минут высадки на острове, мысли обретают упорядоченность и безоговорочную решимость. Сразу внимание акцентируется на действительно важном, а суета и мысленная шелуха сами собой отсеиваются. Душа, как бы “становится на место” и успокаивается. За все время пребывания на острове, я не разу не вспомнил о проблемах и заботах, ждущих меня на материке. Это ли не идеальные условия для духовного роста и саморазвития личности?
Адрес: Республика Карелия. Остров Валаам.
Координаты: 61°23’18″N 30°56’50″E
Пещера Александра Свирского на Святом острове
Святыня православного христианства
Место связанное с деятельностью необычного человека
Энергетически активное место
Остров Святой (фин.”Pyhäsaari”) или как еще часто его называют “Угрюмый”, расположился в в километре от Черного мыса – северо-восточной оконечности Валаама. Его площадь немногим больше 6 гектар, и в данный момент на нем проживают всего несколько монахов, ведущих очень уединенный образ жизни. Попасть на этот остров непросто. Для этого, как минимум, нужно благословение настоятеля монастыря. И дело здесь, не только в том, что администрация монастыря избегает прибытия на Святой остров посторонней публики.
Адрес: Республика Карелия. Валаамский архипелаг. Остров Святой (Угрюмый). 1 км на Восток от мыса Черный Нос.
Координаты: 61°24’40″N 31°3’24″E
Остров Дивный
Энергетически активное место Опасное место
Место появления неопознанных летающих объектов
Одним из самых таинственных и мистических островов Валаамского архипелага считается остров Дивный. К сожалению, побывать на нем в составе организованной группы в данный момент не возможно. Люди, побывавшие там, переплывали на частных плавсредствах или переходили по льду зимой. Поэтому, мне пришлось довольствоваться панорамой острова, вид на который отрывается с берега бухты с одноименным названием, и изучать чужие отзывы в сети. И познакомившись с рассказами об острове Дивном, я пришел к выводу, что невозможность побывать там, для меня оказалась скорее благом, чем неудачей. Оказывается, остров не всегда позитивно влияет на своих посетителей.
Свидетельств того, что остров является очагом аномальных явлений, за долгие годы накопилось предостаточно. Взять хотя бы название “Дивный”, оно как и другие топонимы Валаама косвенно отображают события, происходившие с монахами в период освоения. Видимо, первые контакты с островком были для монашеской братии связаны с какими-то выдающимися событиями. Вполне возможно, они стали свидетелями появления НЛО, подводных запусков ракет или каких-то других неординарных явлений, которые фиксируют над Дивным наши современники. Тем кто всерьез заинтересуется, можно посоветовать обратится к книге А. Попова “НЛО в Карелии: история и современность” – там приведено достаточно фактов и свидетельств.
Кроме того, существует множество свидетельств контакта людей на острове с необычными людьми. Седобородые старцы, подозрительные карлики и другие “дивные” люди неожиданно появлялись, вступали в общение с туристами и так же неожиданно исчезали. Многие посетители острова сообщали о неожиданно возникающих приступах беспричинного страха и ощущений, что за тобой наблюдают.
Как сообщат некоторые исследователи, на острове с давних пор находится языческое капище. Это выложенная валунами на плоской вершине острова окружность около 15 метров в диаметре. Практически в самом центре круга монахами с незапамятных времен был установлен огромный крест. К сожалению, до наших дней этот крест не сохранился, но сейчас на его месте находится, практически точная копия креста высотой более 5 метров. Когда-то давно на острове существовал монашеский скит, но сегодня от него остались одни развалины. И желающих проводить на таинственном острове более чем одну ночь, практически не находится. О влиянии на энергетику человека острова ходят самые противоречивые слухи. Некоторые утверждают, что это Место Силы, и что на его берегу чувствуется прилив сил и поднятие духа. Другие же, наоборот говорят о упадке и бессилии возникающих после длительного пребывания там. Верить или не верить, дело каждого, однако осторожность никому и никогда не вредила. Так что стоит как следует подумать, посещать ли этот остров без особого благословения или приглашения.
Адрес: Республика Карелия, Валаамский архипелаг, остров Дивный (Девичий)
Координаты: 61°20’15″N 30°59’28″E
РУННЫЙ КАМЕНЬ
Валаамский “рунный” камень расположился по дороге от монастыря к скиту во имя Всех Святых. Понять что он “рунический” не так просто. На нем даже установлен гранитный православный крест. Во многих публикациях можно встретить описание этого камня, а так же обвинения патриотически настроенных эзотериков христианских монахов, в том, что они целенаправленно уничтожали следы языческого прошлого Валаама. Камень имеет стесанные бока и этим, как бы объясняется отсутствие на нем этих самых “рун”. Считается, что это был алтарь, на котором осуществлялись ритуалы и жертвоприношения, еще до появления в этих краях основателей монастыря. А крест водружен на этом камне, в знак победы христиан над язычниками. Ну что тут скажешь? На войне, как на войне…
Священное место славянских язычников
Святыня православного христианства
Адрес: Республика Карелия, Валаамский архипелаг, остров Скитский
Координаты: 61°23’20″N 30°55’27″E
ЯЗЫЧЕСТВО
Гора Воттоваара
Священное место древних людей
Священное место деревней религии
Энергетически активное место
Аномальные зоны и места силы Карелии
Вершина горы Во́ттова́ара является, на мой взгляд, одной из самых обсуждаемых и спорных сакральных точек Карелии. Дискуссии между представителями различных течений в науке и эзотерических практиках не утихают с момента открытия комплекса в 70-х годах прошлого века. Можно выделить две крайние точки зрения на существующий вопрос. Группа мистифицированных граждан убеждена, что гора Воттоваара представляет собой древний культовый комплекс, в котором жители окрестностей совершали ритуальные обряды и поклонялись своим богам.
В доказательство своей версии они приводят многочисленные каменные сооружения, имеющие оригинальную форму, и разбросанные по всей вершине горы. По их мнению они имеют рукотворное происхождение и являлись объектом культа протосаамов.
Основными из них считаются: “Чертова (или Небесная) лестница” – каменный объект с отчетливо различимыми ступенями (более десяти); “Каменный Шар” (валун почти правильной шарообразной формы); “Ванная” углубление в скальной породе заполненное водой; крупный гранитный камень с возможным следом от удара молнии, расколовшего его надвое и получивший условное название “Расколотый валун” и др. Кроме того, на вершине горы сосредоточено множество сейдов самых разных размеров и форм. Все загадочное притягивает людей и рождает красивые легенды. Поэтому все чаще можно слышать, как Воттоваару называют “Русским Стоунхэнджем”. Кстати, версию о культовом предназначении вершины горы, в 90-х годах в своей работе, после ряда экспедиций высказали археологи М.Шахнович и И.Манюхин.
Другая точка зрения была сформулирована скептически настроенными учеными, которые исследовав вершину горы, пришли к выводу об однозначном природном происхождении всех объектов. Более того, многие ученые обвиняют первую сторону в сознательной мистификации горы и создании рекламного шума вокруг “Русского Стоунхэнджа”. В частности, многие из обнаруженных сейдов признаются “новоделами” которые специально были созданы туристами или оккультистами различных течений, в память о посещении горы.
Следует добавить к этому, что многие путают гору Воотоваару со Смерть-горой, полагая что речь идет об одном и том же месте. На самом деле, Смерть-гора ( она же “Минометная скала”) намного ниже (264,9 метров) и находится в 5 километрах на Юго-Восток от Воттоваары. Грозное название место получило из-за трагических событий произошедших на ней в конце июля 1942 года. Тогда, отряд партизан вел смертельный, 12-и часовой бой с превосходящими силами немцев. В результате боя погибло более 100 партизан и останки некоторых местные жители находят до сих пор. Более подробно об этом можно прочитать в книге Д.Гусарова “За чертой милосердия”, вышедшей в конце 70-х годов.
Но вернемся к мистической горе Воттоваара. Согласно энциклопедии это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности. Имеет высоту 417,1 метров и площадь около 6 кв. км. Вся вершина горы покрыта горелым лесом самых причудливых форм. Лесной пожар обнаживший каменные сооружения, по свидетельству местных жителей произошел в начале 2000-х годов. С тех пор, Воттоваара стала объектом все нарастающего туристического внимания. Основной контингент, как уже ясно из вышеизложенного, представляют представители различных оккультных течений. Шаманы, экстрасенсы, адепты все возможных верований и просто духовно ищущие люди со всей страны устремились на вершину Воттоваары. Кроме того, местность активно используется как источник вдохновения для представителей творческих профессий. Как следствие этого небольшие палаточные городки стали для окружающего мистического ландшафта вполне обычным делом.
Аномальные зоны и места силы Карелии
Трудно сказать, где правда а где вымысел. После изучения горы, я склоняюсь к точке зрения, что все объекты имеют природное прохождение. Однако это, не исключает возможность того, что древние люди, увидев то же самое, что видим мы, могли бы посчитали Воттоваару местом, где духи хотят разговаривать с людьми. Именно такие, необычные природные образования во все времена и у всех народов наделялись сакральным значением и становились объектом поклонения. Такими же мистическими функциями люди наделяли скалу “Парус” в Геленджике, Гору Чумбылат или гигантские столбы выветривания на плато Маньпупунер. Свойственную человеку потребность верить, легче реализовывать, когда ум встречается не с абстрактными понятиями, а вполне осязаемыми чудесами природы. Кстати, по некоторым сведениям, название горы можно перевести как “Опасный лес” или “Запретный лес”. Как знать, возможно это совсем не случайность?
Адрес: Республика Карелия, Муезерский р-н. 15 км на Юго-Восток от Суккозеро или 13 км на Северо-Восток от Гимолы.
Координаты:63°5’7″N 32°38’38″E
Архипелаг Кузова
Священное место древних людей
Священное место деревней религии
Энергетически активное место
Аномальные зоны и места силы Карелии
Архипелаг Кузова находится в Белом море на расстоянии приблизительно 30 км от Рабочеостровска. Он включает в себя 16 необитаемых островов, наиболее крупными из которых считаются Русский Кузов, Немецкий Кузов и остров Олешин. Острова при взгляде с воды, имеют оригинальную сферическую форму, и похожи на почти полностью погруженные в воду огромные каменные шары. Острова, в основном представляют из себя тундру, в некоторых местах покрытую еловыми лесами. Название Кузова, как считают большинство исследователей, происходит от финского слова «kuusen» т.е. «ель». Вершины островов Немецкий кузов (140 м.) и Русский кузов(123 м.) возвышаются над всей близлежащей акваторией и привлекают внимание человека с давних пор.
Кузова по праву считаются одним из самых загадочных мест во всей Беломорской Карелии. На территории этих безлюдных и суровых пространств найдено огромное количество свидетельств религиозной деятельности древних людей. По оценкам историков сооружения были построены приблизительно 2-2,5 тысячи лет назад древними саамами, жившими на берегах Белого Моря. Согласно подсчетам, на архипелаге обнаружено около 800 сооружений из камня, имеющих отношение к языческому культу, которому поклонялись обитатели этого сурового края. Небольшая удаленность от материка позволяла саамам беспрепятственно переплывать или приходить пешком по льду для совершения своих обрядов. И вместе с тем способствовала уединенности и сохранения сакрального ореола. Мест постоянного проживания человека на островах не найдено. Возможно поэтому, именно здесь найдено огромное количество священных камней – «сейдов» и уникальные каменные идолы. Объекты, находящиеся на территории архипелага, включены в список охраняемых исторических объектов
Самый крупный – остров Русский Кузов. На одной из его вершин, горе «Лысой» находится крупное святилище, в центре которого расположен вертикально поставленный гранитный камень (менгир), получивший прозвище «Каменная баба». Считается, что этот камень символизировал одно из верховных божеств древних саамов. Ему приносились жертвы охотниками и рыболовами, которые уходили или возвращались с промысла. Кроме того, рядом найдено несколько погребений, выложенных внутри камнем и принадлежавших, видимо, важным членам племени.
Еще более крупное святилище расположилось на вершине самой высокой точки Большого Немецкого Кузова. Там обнаружен целый пантеон саамских божеств. К сожалению, не все сохранилось до наших дней, но то, что осталось, позволяет делать выводы, что это было Центральным святилищем древних саамов. Именно здесь, совершались главные культовые мероприятия языческими шаманами. Гора просто усеяна «сейдами» и торчащими вертикально идолами. Существует легенда, объясняющая такую большую концентрацию и имеющая под собой реальные исторические события происходившие в 17 веке. Как сказывают, отряд шведов (называемых в старину просто «немцами»), решил совершить разбойное нападение на Соловецкий монастырь, но из-за начавшегося шторма, был вынужден укрыться на острове Немецкий Кузов. Уйти с этого острова, им было не суждено. Божественный гнев защитил Святую Соловецкую обитель, превратив шведских разбойников в каменных истуканов. При хорошем воображении можно представить себе, как «окаменевшие немцы» уже много столетий сидят вокруг невидимого костра на вершине и ждут, когда будет готова их трапеза. Основой легенды, видимо, послужило соответствие размеров и некоторое внешнее сходство идолов и человеческих фигур.
К сожалению, не удалось посетить, самый удивительный и самый таинственный из островов Архипелага – остров Олешин. Как рассказывают, здесь расположены не только сейды и святилища, а так же два древних лабиринта Малый и Большой.
Оба расположены на плоской скалистой поверхности приблизительно на высоте 20 метров над уровнем моря (что, кстати, исключает возможность использования их как ловушек для рыбы). Малый (диаметр около 6 метров) практически не виден и только угадывается в плотной растительности тундры. Рядом расположен Большой лабиринт, на удивление хорошо сохранившийся, и имеющий размеры 10х12 метров. Для его постройки было использовано не менее 1000 валунов и общая протяженность «пути» составляет около 190 метров. Оба лабиринта считаются священными. Как считают исследователи, их использовали для посвящения или для общения шаманов с Высшими Силами.
Адрес: Республика Карелия, Белое Море, Архипелаг Кузова, 15 км на Запад от Рабочеостровска
Координаты: 64°57’52″N 35°12’19″E (Остров Олешин)
Координаты: 64°57’04″N 35°09’56″E (Остров Немецкий Кузов)
Координаты: 64°56’08″N 35°08’18″E (Остров Русский Кузов)
Историко-культурный центр Пегрема
Священное место древних людей
Священное место деревней религии
Энергетически активное место
Приятным исключением среди абстрактных и неявных мест мистической деятельности древнего человека является историко-культурный центр «Пегрема», расположившийся на западном берегу Уницкой губы, на севере Онежского озера.
Как сообщает история, комплекс был открыт Анатолием Павловичем Журавлёвым в 1985 году. Среди мха и зарослей был случайно замечен камень, имеющий выраженные зооморфические черты, в последствии, окрещенный как «Идол Лягушки». Но настоящие исследования комплекса начались только в 1991-1994 годах, и сразу стало понятно, что здесь находится одно их крупнейших языческих святилищ в Карелии. А помог этому, как не странно, лесной пожар, уничтоживший скрывавшую каменных идолов растительность. При чем пожар, не стал распространяться дальше. Расчистив поляну, он сам собой угас. Как будто кто-то решил специально отрыть людям спящих древних идолов. На одной из террас, которые образовало отступающее Онежское озеро, был раскопано святилище, состоящее из более чем 100 объектов, датирующихся 2-3 тысячелетием до н.э. Площадь комплекса составляет 20000 квадратных метров, но всё заслуживающее внимание сосредоточено достаточно компактно. Большая часть святилища еще не подвергалась археологическим исследованиям и, возможно, в будущем подарит много новых открытий. Расположенная близ комплекса деревня Пегрема является нежилой уже много лет. Единственным человеком, живущим здесь более-менее постоянно ( с мая по октябрь) является сам А.П. Журавлев. Можно без преувеличения сказать, что он посвятил этому комплексу очень большую часть своей жизни. Он занимается дальнейшими раскопками и исследованиями Пегремы. По совместительству, за умеренную плату, он так же проводит экскурсии для заезжих туристов, которых с каждым годом становится все больше.
Основными объектами поклонения древних людей, служили несколько крупных (т.е. более 1 метра в высоту) валунов, имеющих следы грубой обработки и обложенные по периметру более мелкими камнями. Многие из них имитируют представителей животного мира и поэтому получили соответствующие имена.
Самым крупным и, по всей видимости, центральным объектом поклонения был идол, получивший название «Утка», находящийся на севере комплекса. По мнению Журавлева, образ утки в мифологии финно-угорских народов считался элементом женского начала, прародительницы неба, земли и светил. Возможно, она ассоциируется с небесной богиней, которая снесла одно или несколько яиц посреди вод первичного океана и тем самым дала начало существованию нашей вселенной.
В южном секторе внимание привлекает та самая «Лягушка», благодаря которой был обнаружен весь комплекс. По мнению исследователей, «Лягушка» или «Жаба», являлись для древних людей воплощением зла и враждебных потусторонних сил, которые могли принести только вред. Его пытались задобрить и выполняли вокруг идола Лягушки очистительные обряды и хоронили знатных представителей племени. Вообще, на территории Пегремы, обнаружено множество захоронений. Многие могилы представляют из себя небольшие курганы, обложенные камнями по периметру и внутри. Найдено даже, таинственное массовое детское захоронение, которому еще не смогли дать какого либо объяснения. В могилах часто встречаются примитивные орудия труда и осколки асбестовой керамики. Она кстати, считается предметом особой гордости исследователей, из за того, что на ней обнаружен очень характерный орнамент, получивший название «дерево жизни».
Кроме того комплекс Пегрема считается одним из центральных Мест Силы, расположенных в Карельской Республике. Основная масса туристов здесь – люди эзотерического знания. Пегрему часто выбирают представители различных оккультных течений, в качестве места проведения различных ритуалов и инициаций. В Интернете можно часто встретить отчеты, о выдающихся результатах исследований окрестностей святилища с помощью биолокационной рамки.
Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, д. Пегрема (брошенная). 10 км. на Юг от села Уница.
Координаты: 62°20’18″N 34°44’46″E
(продолжение следует)
Источник: http://komanda-k.ru