Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
Раздел Божественные силы присущие джняни
Глава 33
Божественная свобода джняни
«Привязывает, то к чему ты привязан – мысли и понятия; свобода это свобода от них. Откажись от всех понятий, даже от понятия свобода».
Йога Васиштха, гл. 4.4 «История о Дасуре»
Обретение знания Брахмана, просветление радикально меняет жизнь джняни. Ничто не может остаться прежним для того, кто пробудился из сна иллюзий. Все те иллюзии, которые были ценны в обыденном мире, исчезают как дым, когда джняни узнает свою природу.
Он отбрасывает все понятия, все клеши, все привязанности, отождествления с окружением, культурой, нацией, со всеми мирами, с самим бытием и вырывается на свободу. Эту свободу ему дарует его знание, ибо он становится тем, кто обрел знание – джняни.
Его знание дарует ему неописуемую свободу (сватантрия-шакти) быть вне всех ограничений, законов двойственного мира его смыслов и ценностей. Ничто в мире иллюзий теперь неважно, не имеет значения для него, так как это было раньше. Все теперь иное. Старая жизнь во сне закончилась, жизнь в пробуждении и свободе только начинается.
Джняни теперь сам выбирает и творит для себя свои смыслы, он сам теперь определяет, что имеет смысл, а что нет в его интерпретации вселенной, понимая, что изначально смысла нет ни в чем кроме Абсолюта.
Абсолют есть первичный источник всяких смыслов, сам же он находится за пределами любого смысла.
Джняни сам теперь определяет, что будет иметь ценность в его мире, а что нет, поскольку он понимает, что лишь Брахман есть истинная ценность, остальное – условности. Он сам теперь определяет цели бытия, эволюции, жизни существ своей вселенной, зная, что существование бесцельно. Джняни понимает, что знание это бесконечная свобода. Только знание дарует ее и ничто иное. Знание своей самости.
Знание Абсолюта.
Когда такое знание обретено и достигнуто тождество с Абсолютом, свобода приходит естественно, ибо, что может ограничить Абсолют? Кто может иметь степень свободы больше и выше Абсолюта? Свобода джняни пробуждает его к осознанию ответственности за свой выбор. Теперь он один во всей вселенной, и нет никого над ним, кто указывал ему, как жить дальше. Все пути, все выборы – его. Как он решит, так и будет. Что задумает – все сбудется.
Теперь некому молится вне Я, не на кого уповать и надеяться кроме Абсолюта внутри, нет никого на кого можно было бы переложить ответственность. Ведь джняни сам Абсолют и другого нет. Свобода дает возможность беспрепятственно проявлять свою волю.
Песня «От чего свободен истинный джняни-авадхута»
От привязанности к мирскому,
А так же от непривязанности
Полностью свободен авадхута.
От любых целей, планов и действий,
А также от недеяния, вне всяких
Сомнений
Полностью свободен авадхута,
Играющий в цели и планы
От любых желаний, страстей, эмоций
И мыслей полностью свободен
Авадхута,
А так же от их избегания, несомненно
Полностью свободен истинный
Авадхута,
Подобный чистейшему лотосу,
Растущему из ила и грязи.
От концепций и мыслей, умозрительных
Построений, философских теорий,
Убеждений,
Любых точек зрения, крайних взглядов
На что-либо, однозначных
Прямолинейных суждений,
Оценок и проекций, а так же от их
Отрицания несомненно свободен,
Полностью свободен великий
Авадхута,
Ибо разум его ясен, чист и прозрачен,
Подобно горному хрусталю, и он
Развлекается всем этим,
Подобно божественному ребенку.
От опасений, страхов, надежд,
Привязанностей, обид и цепляний,
Неуверенности и замешательства,
Полностью свободен истинный авадхута,
Ибо разум его устойчив, подобно горе,
И величественен, подобно
Самому величественному царю богов.
От приязни и отвращения, того, что
Нравится и не нравится, от любых
Разделяющих предпочтений
Полностью свободен авадхута,
Так же он свободен от их избегания,
Играя в предпочтения, как ему
Вздумается,
Ведь он – само божество,
Определяющее, что правильно,
А что неправильно
С помощью божественной мудрости
От обетов, обязательств, строгой
Дисциплины, клятв и обещаний,
Садханы по расписанию,
От всех условностей и искусственных
Путей полностью свободен
Авадхута,
Также он свободен от их избегания,
Искренне иногда их принимет, если
Того требуют обстоятельства,
Следуя им, с тщательностью и
Усердием, ведь его ум не
Обусловлен ничем!
От мирской суеты, развлечений,
Погони за чувственными
Удовольствиями,
Наживой, властью и славой,
Полностью свободен авадхута,
Не отвергая при этом никакого
Состояния в мире
И наслаждаясь тотальной полнотой
Осознанности в любом переживании
И действии
Ведь его ум подобен бескрайней
Космической бездне, легко
Соединяющей противоположное!
От затуманивания сознания во сне,
От омрачений клеш, от нечистого
Видения, разделения на «я»
И «других»,
От беспокоящего раджаса и отупляющего
Тамаса, а так же от их избегания,
Несомненно свободен авадхута,
Быстрый разумом как сокол, что весьма
Ловок, энергичен и находчив в
Любых ситуациях.
От безумного потакания страстям,
Недисциплинированности,
Ребячества, нарушенных клятв,
Глупых действий, нарушающих самайю
И вносящих диссонанс в космическую
Гармонию,
Полностью свободен авадхута,
Ведь его ум безупречно осознает
Любые тонкости!