ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО МИРА (МАРТ’16)

Вселенная джняни

Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».

Автор: Свами Вишнудевананда Гири

взгляд из другого мира

Глава 10

Ум джняни

«О, Рама, ум – это та ось, вокруг которой вращается это колесо (сансары), создавая путаницу ума в заблуждающихся. Только обуздав эту ось интенсивными усилиями и острым интеллектом, можно остановить само колесо. Когда остановлена ось, колесо больше не вращается, когда остановлен разум, иллюзия прекращается».

Йога Васиштха, гл. 5.5 «История о Гадхе»

 

Тот, кто не обладает знанием (аджняни) связан своим умом, поскольку ум – это все, что у него есть. Майя – иллюзия, это ум аджняни, того кто погружен в неведение относительно Атмана. Иной Майи не существует. Ум опутывает аджняни своими сетями, как паук опутывает муху паутиной и не оставляет шансов на прекращение этой иллюзии. Аджняни постоянно думает и затем подпадает под власть своих же собственных мыслей, а затем начинает в них верить.

Поверив в свои мысли, аджняни окончательно утверждается в кармическом видении, которое было вызвано этими мыслями и считает его незыблемым.

Так ум творит новую реальность из старых отпечатков – самскар. Для джняни, возникающие мысли, мгновенно самоосвобождаются в свежем потоке естественного присутствия. Поток созерцания джняни подобен струящемуся горному водопаду – он легко смывает все, что плывет по течению в реке сознания.

Джняни утвержден в пространстве, а мысли едва возникнув тут же растворяются, как пузыри на воде, снежинки, падающие в волны океана.

Ум сам по себе для джняни не существует. Он работает только как функция, отблеск его осознанности, как пустая игра энергий чистого пространства. Сознание джняни находится в точке вне понятий, за пределами мыслей и концепций ума.

Эта точка недосягаема для мысли, и он утвердился в ней как свидетель ума (сакши), его отрешенный и безмолвный наблюдатель (драшта). По мере пребывания в состоянии свидетельствующего наблюдателя, сознание джняни открывает собственный Исток, светоносную природу Я, не имеющее границ пространство и растворяется в нем, как соляная кукла растворяется в океане.

Однако, это не означает что джняни прекращает мышление, блокирует или подавляет мысли. Ни потакание мыслям, ни их подавление или борьба с ними не свойственно джняни. Утвердившись в своей пространственной природе, джняни уподобляется старику, греющемуся на солнце, а его мысли уподобляются детям, играющим в песочнице. Старик не прогоняет детей и не запрещает им играть, понимая, что такова их природа, дети не мешают старику, и не втягивают его в свои игры.

Джняни позволяет мыслям течь свободно, спонтанно и непринужденно, однако он никогда не увлекается ими, ибо, как только они возникают на поверхности сознания, они тут же растворяются, столкнувшись с Основой, сознанием – зеркалом ума джняни.

Столкнувшись с Основой ума, они растворяются, исчезают в пустоте, подобно тому, как исчезают круги на воде, не оставляя следов. Появление мыслей, их игра и самоосвобождение эти процессы происходят непрерывно. Появившиеся мысли порождают легкую рябь – вибрацию на поверхности Основы и тут же исчезают, тают, лопаются, словно пузырь на воде, чтобы раствориться в зеркале великой Основы.

 

песня «Философия авадхуты»

Меня спросили:

«В чем твоя философия?»

 

«Моя философия –

это смех ребенка

бесплодной женщины.

Моя философия –

это песня слонов,

парящих в небе

над городом из миражей.

Моя философия –

это учение царя из будущего

для учеников из сновидений,

живущих на берегу реки из грез.

Моя философия –

это песня немого певца

под мелодию игры

беспалого музыканта

На инструменте из дерева,

которое еще не посажено.

 

Посмотри!

Небо парит вдоль чайки!

Океан плавает в рыбе!

Земля лежит на камне!

Ель растет на иголке!

Яблоня висит на яблоке!

Лес бродит по зверю!

Моя философия –

это небо,

которое светит в звезде.

 

Посмотри!

Капля росы

погасила солнце!»

Источник: http://www.advayta.org/1809

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*