Вселенная джняни
Комментарий на избранные шлоки из «Йога Васиштхи».
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
взгляд из другого мира
Глава 10
Ум джняни
«О, Рама, ум – это та ось, вокруг которой вращается это колесо (сансары), создавая путаницу ума в заблуждающихся. Только обуздав эту ось интенсивными усилиями и острым интеллектом, можно остановить само колесо. Когда остановлена ось, колесо больше не вращается, когда остановлен разум, иллюзия прекращается».
Йога Васиштха, гл. 5.5 «История о Гадхе»
Тот, кто не обладает знанием (аджняни) связан своим умом, поскольку ум – это все, что у него есть. Майя – иллюзия, это ум аджняни, того кто погружен в неведение относительно Атмана. Иной Майи не существует. Ум опутывает аджняни своими сетями, как паук опутывает муху паутиной и не оставляет шансов на прекращение этой иллюзии. Аджняни постоянно думает и затем подпадает под власть своих же собственных мыслей, а затем начинает в них верить.
Поверив в свои мысли, аджняни окончательно утверждается в кармическом видении, которое было вызвано этими мыслями и считает его незыблемым.
Так ум творит новую реальность из старых отпечатков – самскар. Для джняни, возникающие мысли, мгновенно самоосвобождаются в свежем потоке естественного присутствия. Поток созерцания джняни подобен струящемуся горному водопаду – он легко смывает все, что плывет по течению в реке сознания.
Джняни утвержден в пространстве, а мысли едва возникнув тут же растворяются, как пузыри на воде, снежинки, падающие в волны океана.
Ум сам по себе для джняни не существует. Он работает только как функция, отблеск его осознанности, как пустая игра энергий чистого пространства. Сознание джняни находится в точке вне понятий, за пределами мыслей и концепций ума.
Эта точка недосягаема для мысли, и он утвердился в ней как свидетель ума (сакши), его отрешенный и безмолвный наблюдатель (драшта). По мере пребывания в состоянии свидетельствующего наблюдателя, сознание джняни открывает собственный Исток, светоносную природу Я, не имеющее границ пространство и растворяется в нем, как соляная кукла растворяется в океане.
Однако, это не означает что джняни прекращает мышление, блокирует или подавляет мысли. Ни потакание мыслям, ни их подавление или борьба с ними не свойственно джняни. Утвердившись в своей пространственной природе, джняни уподобляется старику, греющемуся на солнце, а его мысли уподобляются детям, играющим в песочнице. Старик не прогоняет детей и не запрещает им играть, понимая, что такова их природа, дети не мешают старику, и не втягивают его в свои игры.
Джняни позволяет мыслям течь свободно, спонтанно и непринужденно, однако он никогда не увлекается ими, ибо, как только они возникают на поверхности сознания, они тут же растворяются, столкнувшись с Основой, сознанием – зеркалом ума джняни.
Столкнувшись с Основой ума, они растворяются, исчезают в пустоте, подобно тому, как исчезают круги на воде, не оставляя следов. Появление мыслей, их игра и самоосвобождение эти процессы происходят непрерывно. Появившиеся мысли порождают легкую рябь – вибрацию на поверхности Основы и тут же исчезают, тают, лопаются, словно пузырь на воде, чтобы раствориться в зеркале великой Основы.
песня «Философия авадхуты»
Меня спросили:
«В чем твоя философия?»
«Моя философия –
это смех ребенка
бесплодной женщины.
Моя философия –
это песня слонов,
парящих в небе
над городом из миражей.
Моя философия –
это учение царя из будущего
для учеников из сновидений,
живущих на берегу реки из грез.
Моя философия –
это песня немого певца
под мелодию игры
беспалого музыканта
На инструменте из дерева,
которое еще не посажено.
Посмотри!
Небо парит вдоль чайки!
Океан плавает в рыбе!
Земля лежит на камне!
Ель растет на иголке!
Яблоня висит на яблоке!
Лес бродит по зверю!
Моя философия –
это небо,
которое светит в звезде.
Посмотри!
Капля росы
погасила солнце!»
Источник: http://www.advayta.org/1809