Свами Вишнудевананда Гири
Драгоценный
сосуд
Дхармы
Сатсанг с Гуру
в вопросах и ответах
Поиск и принятие гуру
Вопрос: Свами, что самое важное на духовном пути?
Ответ: Самое важное на пути – найти своего духовного учителя, затем принять его и далее следовать его наставлениям и учениям всю жизнь. Это соответствует трем ведическим принципам – шравана, манана, нидидхьясана.
Вся жизнь садху делится на два важных момента: до принятия гуру и после. Недаром принятие дикши от гуру называют вторым рождением. Первое дают отец и мать, второе – ваш гуру, третье – Атман, ваш внутренний садгуру.
Ваша жизнь действительно углубляется, меняется в сторону Дхармы, если вы, конечно, реально, а не в воображении, следуете своему гуру.
Поиски гуру
Пока духовный учитель не найден, душа искателя блуждает, словно в потемках. Она занимается своего рода духовным «фрилансом». Такой духовный фрилансер постоянно экспериментирует, изучает, что-то вечно пробует практиковать. В тантре это называют «поведение пчелы». У нее еще нет связи ни с Богом, ни со святыми, ни с избранным божеством, ни со священными писаниями; у нее нет мудрости учений, философии, методов, благословений, она толком не может выполнять садхану. Но у нее есть только одно – мотивация, устремленность. И это главное.
Правильная устремленность обращает внимание божественной силы, и она начинает вести ученика к его гуру. Кажется, что это ученик сам ищет гуру, а на самом деле божественная сила внутри него, чит-шакти, ведет ученика. Поэтому усердно искать своего гуру – самая главная задача для духовного искателя в начале пути.
Принятие гуру
Затем, когда гуру найден, есть другая проблема: его еще надо принять всем сердцем. Найти гуру несложно, а вот принять его искренне – это серьезная задача. Без этого духовный путь ни в веданте, ни в тантре не возможен.
Что значит «принять гуру»? Это значит стать его учеником, пустым сосудом, свободным от трех изъянов. Это значит осмыслить свой духовный путь и понять, что ты пришел к такой точке, когда тебе требуется эталон, образец, мудрое руководство, вера, преданность Дхарме, самоотдача Богу, причем не в абстрактно-философском смысле, а в этом реальном, проявленном измерении.
Принятие гуру – всегда вызов для эго, и только искренние и бесстрашные духовные искатели готовы принять его сразу. Ведь на самом деле это означает, что ученик уже проделал большую духовную работу и изменился (мы не берем в расчет тех, кто принял гуру случайно, просто «за компанию»).
Если вы не чувствуете в сердце спонтанную мистическую связь с гуру, которая безусловна и не оставляет места сомнениям, не спешите принимать его сразу, просто так, не проделав эту духовную работу. Изучите его учения, книги, сатсанги, методы. Изучите принципы садху, основы гуру-йоги, принцип принятия Прибежища, духовную этику, качества гуру и ученика. Примените разум.
Принять гуру – это гораздо больше, чем выйти замуж или жениться. Вам предстоит побороть свои сомнения, тенденции ума к нечистому видению, гордость, эгоизм, цепляния, духовный материализм и стать не абы каким учеником, а истинным, верным, усердным, преданным. Без принятия гуру учеником стать невозможно. Формальное принятие тоже не даст результата.
Принятие означает открыть свое сердце, увидеть гуру в чистом видении как посланника Бога, зародить веру, преданность и сделать своим Прибежищем, установив с ним сакральную духовную связь – самаю. Сколько в себе ложного, фальшивого, наносного мы должны очистить, прежде чем нам удастся принять гуру!
Ученик должен относиться к гуру как к Богу, как к проявлению избранного божества, но не считать его буквально самим Богом – так говорят писания.
В воззрении ученик должен считать и себя, и гуру совершенным Абсолютом, единым сознанием, в котором нет разделения на гуру и ученика, своего гуру и других гуру.
В созерцании он должен видеть гуру как эманацию, как иллюзорное тело избранного божества и в каждой практике созерцать на макушке или в центре груди образ гуру нераздельным от своего божества.
В поведении же он должен учиться искусству соблюдения самаи, духовной этики: выражению почтения, оказанию знаков внимания, поклонению своему гуру, служению ему и его старшим ученикам. И через своего гуру он приходит к выражению уважения всей гуру-парампаре, вплоть до самого Бога.
В сердце ученик должен воспитывать веру, преданность и любовь к своему гуру.
В этом заключается вся суть гуру-йоги в любой традиции: в веданте, сиддханте, в тантризме, в буддизме. Это суть того, что называют «гуру-шаранам». Когда гуру принят в сердце, внешне это выражается в виде взятия учеником на себя определенных обязательств, дикша-инициации, получения от гуру духовного имени и мантры.
Если же дикша получается учеником без принятия гуру в сердце, то здесь есть обман, неискренность, поэтому плодов такая дикша не даст, если только, конечно, эта неискренность потом как-то не очистится и не видоизменится в истинную преданность. Без принятия гуру в сердце невозможно быть учеником, даже если слушать учения тысячи лет. Собака, лежащая по вечерам у дверей ашрама, тоже может регулярно слушать наставления гуру, но способна ли она понять что-то и достичь освобождения?
Дикша дается на всю жизнь, у нее нет «срока годности».
Следование наставлениям
Наконец, когда гуру принят, следующий шаг – изучать и следовать его философии, смыслам, ценностям, учениям, наставлениям, методам всю жизнь, до полного пробуждения и достижения мокши. Это нелегко. Это требует от ученика постоянной работы, самовоспитания, аскезы.
Найти гуру в современном мире – легко. Принять его так, как это до́лжно сделать ученику, кому-то сложно, а кому-то нет. Но следовать учениям, философии, методам и наставлениям гуру длительное время – вот что действительно самое сложное. Им невозможно следовать сразу. Нужно учиться им длительное время. Ведь гуру не говорит только от себя, он является представителем древней философии, традиции, священных писаний, всего огромного древа Прибежища святых.
Ученик каплю за каплей впитывает мировоззрение гуру (джняна-дришти), философию его традиции (амная, сампрадая), приобщается к знаниям святых его линии передачи и понемногу начинает понимать, как ему правильно жить на пути Дхармы, получаемой от гуру.
Сколько же иллюзий ему предстоит растворить, сколько заблуждений испытать и очистить, сколько эгоизма отбросить, сколько тайн познать на пути, сколько методов изучить, сколько практик выполнить. Сколько ошибок предстоит ему сделать: от потакания клешам и эго, от банального смешивания воззрения и поведения, путания абсолютного и относительного, от нигилизма и этернализма до возвышенной ошибочной тенденции пралаякала.
Гуру в теле – это не книга, которую можно прекратить читать на любой странице, это не видео, которое можно поставить на паузу при желании. Гуру – это всегда вызов для большого эго. Но этот же самый вызов становится океаном благодати, когда эго усмирено. Этот великий путь начинается однажды, но ему нет конца. Дхарма адвайты, сиддханты, ануттара-тантры вечна и бесконечна. Гуру-таттва неисчерпаема. Путь бесконечен.
Истинный гуру подобен бескрайнему океану мудрости и любви, который невозможно выпить, сколько ни пей. Но однажды ученик обнаруживает, что и он сам понемногу становится океаном, что гуру-таттва стала его частью и пробуждается в нем.
Так продолжается в будущее парампара богов и святых, дживанмукт, линия освобожденных и просветленных душ. Так прокладывает себе дорогу в сердцах живых существ великий недвойственный путь освобождения. Так сам Шива, Даттатрея, Абсолют, играя в ограничения, проявляет свои чудесные, непостижимые игры. Так действует его особая энергия – гуру-таттва.
Что означает быть последователем и учеником в традиции
Вопрос: Свами, насколько я знаю, вы принадлежите к двум главным линиям передачи: северной – адвайта-веданте, южной – традиции сиддхов. Иногда я встречаю людей, которые считают себя вашими последователями, но я не знаю, насколько я могу считать их таковыми. Каковы критерии? Кто может считать себя вашим истинным учеником как учителя в вашей традиции? Что нужно для этого? Ведь не каждый слушающий сатсанг по видео или читающий ваши тексты и книги в интернете может им быть.
Ответ: Главный критерий – ваше чистое любящее сердце и спокойный ум. Если говорить о деталях, то, конечно, мы рады всем друзьям и искренним последователям, интересующимся учениями Санатана Дхармы, адвайты, учениями сиддхов. Но надо понимать, что быть прямым учеником в линии передачи и представителем традиции – это другое. Здесь есть множество системных требований.
Не каждый интересующийся учением является симпатизирующим. Не каждый симпатизирующий учению является его истинным последователем, применяющим учение в своей жизни. Не каждый последователь является настоящим учеником с дикшей и реальной садханой. Не каждый ученик является «держателем линии».
Любопытствующий, симпатизирующий учению, последователь, интересующийся учением в общем, последователь, принявший инициацию и обеты, ученик, служащий Дхарме и проходящий садхану в традиции, близкий ученик – все это очень разные уровни. Например, если какой-либо человек только интересуется учением, но не изучает тексты, не выполняет садхану, не соблюдает заповеди йоги и употребляет мясо, наркотики или алкоголь, мы не можем считать его нашим реальным последователем; он может быть максимум другом, но не более. Почему? Потому что следовать учениям – это значит не только одобрять их, но и действительно придерживаться их в своей жизни.
Итак, что здесь необходимо? Прежде всего необходима прочная связь с гуру, святыми линии передачи. Это называется «шаранам» – Прибежище. Такая связь проявляется как принятие Символа веры, вера в сердце, соблюдение этики садху, самай и йогических заповедей (это очень важно), преданность, чистое видение и дух служения.
Также необходима дикша-инициация (например, пурна-санньяса дикша или карма-санньяса-дикша), включающая принятие духовного имени и обязательств изучать и практиковать учение, соблюдать различные принципы, обеты (самаи) и заповеди (врата). Тот, кто считает себя серьезным учеником, понимает это. Он соблюдает самаи, опирается на любовь, сострадание, этику садху, соблюдает йогические заповеди, а именно: не употребляет алкоголь, наркотики, сигареты, является вегетарианцем, контролирует сексуальную энергию, не допуская утечек энергии во время секса и применяет методы йоги.
Кроме этого, он глубоко изучает учение именно с теми акцентами, нюансами и тонкостями и именно так, как оно преподается (то есть по священным текстам), сдает на ступени, проверяет свои знания, проходит ритриты и т. д. Он также ведет принятую в сангхе ежедневную садхану (призывание и поклонение у алтаря, йогу, медитацию и т. д.) именно с теми акцентами и именно так, как это дается в линии передачи. Важным показателем является мотивация и реальная сева – служение принятому Прибежищу, Дхарме, учителям своей линии передач, сотрудничество гуру и ученика, сангхи и ученика на благо Дхармы.
Все это очень тонкие вещи, но именно от их понимания зависит уровень духовной реализации, глубина постижения учения, авторитет, признание и полномочия в сангхе, поэтому они так важны. Как видите, традиция сиддхов от западного человека требует много чего, чтобы считаться реальным последователем, но иначе и невозможно, иначе она уже будет не традицией, а чем-то более простым и менее благословляющим.
(продолжение следует)