УСМИРЕНИЕ УМА
Автор: Свами Вишнудевананда Гири
(продолжение)
3. Аналитическая медитация
Следующий метод усмирения ума – выполнение аналитических медитаций. Их главная задача – прояснить ум, вывести его из состояния заблуждения относительно очень важных вопросов, касающихся как непосредственно учения, так и практики. Есть двадцать четыре темы для аналитических медитаций по базовым учениям. Старательно изучая их, вы создадите себе прочный фундамент из ясного понимания того, что есть путь, как устроена вселенная и каков механизм освобождения из сансары. У вас также появится четкое понимание того, что конкретно следует делать, если вы стремитесь к освобождению.
Дополнительно можно порекомендовать еще три темы, размышление над которыми однозначно поможет вам в практике усмирения ума и отсечения эго.
~ Размышлять о причинах, которые вы создали в прошлых жизнях.
~ Размышлять о следствиях, которые проявятся в ваших будущих жизнях.
~ Радоваться малым страданиям, чтобы избежать большого.
Размышлять о причинах, которые вы создали в прошлых жизнях
Когда в жизни человека происходит что-нибудь не так, то он обычно пытается искать причину проблем во внешнем мире. Но это заблуждение, поскольку весь внешний мир есть отражение сознания. Вы постоянно находитесь в потоках кармы, и все, что происходит, – это непрерывная материализация цепочек причин и следствий. Причем материализуется только то, что уже есть как отпечатки в вашем сознании. Поэтому когда возникают какие-нибудь трудности и появляются проблемы, вызывающие страдание, то сразу следует проследить эту цепочку от проявившегося внешнего события до состояния собственного ума в прошлом.
В аналитической медитации о прошлых жизнях вы сосредотачиваетесь на том, какие причины ранее были порождены в потоке вашего сознания. Когда что-либо происходит, вы анализируете это с точки зрения закона кармы, с точки зрения прошлого. И тогда вы приходите к выводу, что возникавшая ситуация или переживаемые вами страдания порождены определенными отпечатками, которые созданы были вами ранее. Нет смысла обижаться, злиться, вступать в двойственные отношения, привязываться, потому что так действует неумолимый закон кармы. Другими словами, происходит именно то, что должно происходить, и вы можете просто извлечь урок из этого, чтобы выработать правильное направление ума на будущее.
Например, вы приходите на прасад и обнаруживаете, что для вас забыли накрыть. Если вы не работаете со своим умом, то можете плохо подумать о поварах, сделать вывод, что они невнимательно выполняют свое служение. У вас в мыслях может разыграться целая буря по этому поводу, особенно если элемент огня сильный и вы устали. Но если вы работаете со своим умом правильно, то вы не допустите таких мыслей. Вы будете размышлять так: «Очевидно, в прошлом я какому-то монаху не подал прасад, поэтому сейчас столкнулся с результатом этого. Это просто моя карма вернулась ко мне. Если бы в потоке моего сознания не было такого отпечатка, то этого со мной не случилось бы. Очевидно, что это именно я в прошлом создал причины, которые неизбежно привели к такому следствию».
Во время такого анализа, вы увидите, что это не просто какая-то внешняя ситуация, а это возврат вашей собственной кармы, что причина всего происходящего – именно вы, поскольку вы сами, хоть и не помните этого, в прошлом создали причины, чтобы эта ситуация проявилась в нынешней жизни. Когда вы размышляете таким образом, конечно, весь ваш гнев и эгоистичные страдания сразу же улетучиваются, потому что вы начинаете видеть ситуацию совершенно под другим углом зрения и больше не расцениваете ее как негативную.
Когда происходит что-то, что вам не нравится, нужно подумать так: «Несомненно, причину этой ситуации создал я сам. Возможно, в прошлом я совершал неблаговидные поступки или допускал плохие мысли, которые оставили отпечатки в моем сознании. И сейчас эти отпечатки привели к тому, что в моей нынешней жизни материализуется то, что я создал раньше. Другие существа – просто проводники этих кармических реакций. Если бы таких отпечатков не было, то не было бы и этой ситуаций. Поэтому мне некого винить. Мне нужно найти причину внутри себя, а затем изменить себя».
Когда вы ищете причину проблем в себе, то начинаете заниматься самоисследованием. Постоянно размышляя таким образом, вы постепенно очищаете себя и действительно усмиряете свой ум.
Размышлять о следствиях, которые проявятся в ваших будущих жизнях
В этой аналитической медитации вы размышляете не о прошлых причинах, а о будущих следствиях, которые создаются в результате вашей нынешней жизни. Когда происходит какая-либо ситуация, вам следует размышлять так: «Как мне надо реагировать? Какие будут следствия, если я буду порождать одни мысли или другие? Какое будущее меня ожидает, если я буду иметь такой настрой или другой? Какое воздаяние я получу, если поступлю одним способом или другим?»
Если у вас есть тенденция действовать эгоцентрично и себялюбиво, вам следует спросить себя: «Что принесет мне это в будущих жизнях? В этой жизни я, конечно, получу небольшую пользу, но принесет ли мне это пользу с глобальной точки зрения? Как это отразится на моих будущих жизнях?» Выполнив такую небольшую аналитическую медитацию, можно увидеть всю пагубность подобного эгоистичного поведения.
Когда вы чем-то недовольны или на кого-то рассерженны, то рассуждайте так: «Если я позволю себе пребывать в таком состоянии, то это, несомненно, создаст определенные отпечатки в моем тонком теле и проявится в следующих жизнях. Принесет ли такое состояние мне пользу? Конечно же, не принесет, потому что оно в корне неправильное. Испытывать нечистые мысли, раздражаться, впадать в неправильные состояния – это очень пагубно с точки зрения моего будущего». Осознанно придя к такому выводу, вы можете повлиять на свое текущее состояние и снова войти в равновесие, успокоив таким образом свой разбушевавшийся ум.
Следует очень хорошо осознать, что именно в вашей нынешней жизни находятся точки управления следующими жизнями. Ваши текущие поступки порождают ваше будущее, и таким образом вы можете им управлять. Это подобно «эффекту бабочки»: то, что вы сделали сейчас, проявится через много жизней и сдвинет линию вашей судьбы в какую-то сторону. Каждый поступок, каждая мысль, каждое состояние ума – это целый веер многочисленных реальностей, которые открываются или закрываются перед вами.
Когда вы начинаете так думать, то озадачиваетесь: «Чего я хочу от будущих жизней? Принесут ли мне благо в будущих жизнях мои неусмиренные эмоции, или такое состояние будет пагубно для меня?» Если вы будете постоянно размышлять о будущих жизнях, о тех причинах, которые сейчас создаются вами, то станете очень внимательны к своему мышлению и поступкам.
Обычно люди не очень задумываются о своих будущих жизнях. Уровень осознанности людей очень низок, поэтому и их восприятие сжато только до периода этой жизни. У них примерно такая установка: прожить бы эту жизнь, а дальше – будь что будет. Это свидетельствует об очень незрелом, детском сознании. Это подобно тому, как ребенка в детском саду игра настолько захватывает, что он не заботится о своем будущем, не стремится к какому-то развитию. Таким же образом и человек со слабым умом не понимает, что его ждут будущие жизни, что они уже прямо сейчас существуют в потоке его сознания, только пока еще не актуализированы.
Но вы как практикующие должны постоянно напоминать себе, что именно от ваших нынешних поступков, а в особенности от состояния вашего ума и уровня осознанности, зависит то, какой вариант будущих жизней будет актуализирован.
Радоваться малым страданиям, чтобы избежать большого
Обычно при возникновении страданий появляется сильное их неприятие. Но если вы размышляете о драгоценном человеческом рождении, о возможности практиковать Дхарму и достичь освобождения, то вам следует выработать правильное отношение к различным неудобствам и возникающим страданиям. Например, если пошел снег или дует ветер, то это не доставляет радости. Вы можете думать о том, что в каком-то другом месте сейчас тепло и солнечно, а вы должны испытывать сильный холод. Но если вы настроите себя на то, что это малое страдание поможет вам избежать большого страдания (цикла рождения и смертей), то это и будет означать, что вы выработали правильное отношение. Такие малые страдания ничего не стоят по сравнению с тем большим страданием, которое будет совершенно реальным для вас, если вы не усмирите свой ум, а будете потакать его тенденции оценивать все с точки зрения «плохо-хорошо», быть эгоистичным и пребывать в настроении «хорошо там, где нас нет», вместо того, что бы быть распахнутым и открытым по отношению к любой ситуации, принимая ее такой, какая она есть.
Различные малые страдания могут возникать из-за эгоизма, себялюбия, внешних условий, мирских желаний. Если не понять, что эти страдания на самом деле очень малые, то ум может придать им статус большого страдания, зацепиться за них и полностью погрузиться в такое страдальческое состояние. Например, если во время медитации у вас возникает неудобное состояние или болят ноги, вы можете подумать так: «Несомненно, эти малые страдания необходимы, чтобы предотвратить большие страдания – страдания рождения и смерти. На самом деле, это совершенно небольшая плата, потому что ради того, чтобы избавиться от страданий сансары, многие садху страдали гораздо сильнее. Поэтому я буду радоваться, вместо того чтобы страдать из-за этого». Когда вы так размышляете, ваше состояние мгновенно меняется, то есть вы таким образом реально работаете над усмирением ум
(продолжение следует)