Мадхубани – древний стиль индийской живописи
Мадхубани – буквальный перевод: медовый лес
Отдельные произведения и искусство в целом обычно отражают культуру и традиции времени и места, где они зародились. Но бывает и так, что древние виды искусства становятся отражением актуальных вопросов современности. Поездка по скоростной трассе 52 округа Мадхубани в деревню Ранти штата Бихар (в 160 км от Патны) расскажет вам о том, как около 2500 лет назад появилась живопись мадхубани и почему она не исчезла с тех далёких времён, а продолжает процветать и развиваться в наши дни. Вы узнаете, как мадхубани помогла спасти леса и как стала неотъемлемым элементом не только домашнего религиозного искусства, но и социальной жизни.
История зарождения мадхубани
В древности и в средние века территория округа Мадхубани входила в состав могучего и процветающего королевства Митхила в предгорьях Гималаев – родины буддизма и джайнизма. Поэтому этот вид живописи, пришедший из региона Митхила, также известен как митхильская живопись (Бхитти Читра), и практиковался он в Бихаре и Непале.
Митхила была местом рождения царицы Ситы, поэтому в необычных картинах мадхубани часто встречаются сюжеты из древнего эпоса «Рамаяна», с которым они связаны историей своего возникновения. Считается, что народное искусство 2500-летней давности, живопись мадхубани, как раз и зародилось во времена «Рамаяны», когда царь Джанака попросил художников запечатлеть свадьбу своей дочери Ситы и принца Рамы.
Обычно эти картины создавались женщинами на стенах и полах домов во время праздников, церемоний или особых случаев. Матери передавали знания своим дочерям. Они обучали их изготовлению красок и рисованию, мало известным за пределами этой местности.
О существовании митхильской живописи стало известно только в 1934 году во время сильного землетрясения в Бихаре. Во время оценки урона, нанесенного землетрясением, британский колониальный офицер случайно наткнулся на картины, украшавшие внутренние стены домов.
Особенности живописи мадхубани
Живопись мадхубани традиционно создавалась женщинами Митхилы из каст брахманов, каястхов и дусадхов. Таким образом, искусство мадхубани имеет три основных стиля, соответствующих существовавшей в те времена кастовой системе.
Первый стиль – брахманический. Картины женщин-брахманок наполнены яркими красками, изображениями различных божеств, в живописи – религиозные мотивы. Свободный доступ к священным текстам помогал им с легкостью изображать мифологические и религиозные мотивы в своих картинах.
Рождение и игры Кришны, свадьба Рамы и Ситы, изгнание Рамы в лес, богиня Дурга – вот некоторые мифологические сюжеты, которые изображаются в живописи мадхубани.
Второй стиль связан с кастой кайстхи. Кайстхи вторые после брахманов в иерархии каст. Их стиль рисования символизирует плодородие. Стиль практиковался с эпохи вторжения ариев и включал мотивы, символизирующие продолжение рода. Вот некоторые из них: лотос, рыба, черепаха, попугай и другие птицы, а также духовные символы.
Третий стиль относится к касте дусадхи. В этой кастовой группе было не принято использовать религиозные мотивы в своем творчестве. Их стиль рисования известен как тату или годхана. В их искусстве можно увидеть общепринятые темы – цветы и животных. С течением времени и снятием социальных ограничений исчезли тематические рамки, связанные с кастами. И сейчас дусадхи рисуют также и божеств. Интересно, что дусадхи используют яркие краски, в точности такие, как на картинах брахманок.
Как же рисуются картины? Примечательно, что митхильская живопись создаётся с помощью пальцев и веточек, а в настоящее время – также с помощью спичек и перьев. В этих картинах обычно используются яркие цвета и рисуется контур краской, сделанной из рисовой пасты. Иногда в этих картинах бывают пустые, не разрисованные пространства, но если у рисунка есть граница, то всё его пространство украшается геометрическими и цветочными узорами. В картинах используются натуральные краски, например, уголь и сажа для черного цвета, сок куркумы – для желтого, красный цвет производится из сандалового дерева, голубой – из индиго и так далее.
Для человеческих фигур, изображённых на картинах мадхубани, характерны чётко очерченные профили, выпуклые глаза, похожие на глаза рыб, и острые носы. Эти картины обычно включают в себя изображения животных, растений и другие природные символы. На них можно увидеть геометрические узоры, которые часто символизируют любовь, мужество, преданность, плодородие и процветание. Этот древний вид искусства был известен также изображением сцен свадебной церемонии, религиозных ритуалов и различных других событий, например, праздников, а также мифологических сюжетов.
Первоначально живопись использовалась только для украшения жилищ, хотя сюжеты и образы повторялись на шкатулках, в узорах рукоделий и специальных ритуальных узорах на земле у дома. Для росписи в деревенском доме отводились специальные места: семейный алтарь, комната новобрачных, веранда. Каждому помещению соответствовала своя группа сюжетов. На стенах около семейного алтаря изображались парные символы плодородия (рыбы, черепахи, змеи), а также божества, которым поклонялись в данном доме. В комнатах новобрачных – божественные супружеские пары: Радха и Кришна, Шива и Парвати, Вишну и Лакшми. На веранде в росписях обычно присутствовали перенос даров в дом жениха, свадебные процессии, стилизованные деревья, хорошо известные герои мифологических повествований.
Традиционно росписями покрывали стены покоев новобрачных в доме невесты. В центре основной росписи находилась композиция из семи мандал в виде лотосов с листьями, окруженных геометрическими фигурами и изображениями как божеств, призванных освятить своим присутствием свадебное торжество, так и самих супругов. Кроме того, непременными элементами были символы плодородия и процветания. Целью росписи брачных покоев было обеспечение счастливого, процветающего брака и здорового потомства.
Композиция и схема каждой росписи создавались наиболее опытной женщиной в семье при помощи младших женщин и девушек. После консультации со жрецом, назначавшим благоприятную дату начала ритуала, роспись начиналась с нанесения в ее центре точки красного цвета. Церемонию определения центра могла провести лишь благополучная в браке замужняя женщина.
Возведение дома всегда оставалось мужской обязанностью, но украшение внутренних помещений – дело женских рук. Обязанность нанесения сакральных узоров была для женщин одним из компонентов Дхармы (Священного Закона): создание таких узоров являлось выражением того, что жена делит с мужем его традиционные обязанности – служение богам и исполнение религиозных обрядов.
Живопись мадхубани в наши дни
И по сей день живопись мадхубани практикуется многими женщинами деревни Ранти. Женщины трёх поколений в этой деревне предприняли большие усилия для сохранения этого искусства от вымирания. Они обучают мадхубани других женщин, чтобы митхильская живопись стала не просто рисунками, а образом жизни и передавалась последующим поколениям. Работы в стиле мадхубани нашли свое место в том числе в Музее Митхилы в Японии.
Интересно отметить, что картины, изображающие религию, традиции и общественные устои, помогают женщинам донести до общественности свои взгляды на социальные проблемы.
Картины мадхубани – спасители леса
В 2012 году более чем 100 деревьев были украшены картинами мадхубани. Целью этой инициативы была защита деревьев, которые должны были вырубить ради расширения дорог. Эта акция оказалась эффективным способом уберечь деревенских жителей от последствий вырубки лесов – изменения климата.
Деревенские жители использовали синтетические краски, чтобы работа сохранилась дольше, и ни одно одиночно стоящее дерево не было вырублено. Интересно, что основная причина этого заключалась в том, что деревья были украшены изображениями богов, такими, как Радха-Кришна, Рама-Сита, сценами из «Рамаяны», «Махабхараты» и других эпосов, а также другими религиозными и духовными символами. Это внушало людям почтение и тем самым предотвратило вырубку деревьев.
Живопись мадхубани – не только картины
Как деревенское народное творчество из Индии заметили во всем мире? В 1960-х, когда по Бихару ударила засуха, Всеиндийский совет по ремеслам стал поощрять женщин из деревень вокруг города Мадхубани создавать ритуальные картины на бумаге для продажи. Постепенно этот стиль живописи занял свою нишу. Сегодня искусство мадхубани интересно любителям из разных стран, таких как США, Австралия, Великобритания, Россия. Узоры, заимствованные у этого вида искусства, находят своё применение в различных предметах – сумках, постельном белье, посуде и даже ковриках для мыши.
Источник: http://satyam-shivam-sundaram.org/india/madhubani; фото с сайта https://katia-peshakova.livejournal.com/12918.html