Блаженство есть Брахман
Однажды сын Варуны Бригху пришёл к отцу и спросил: “Отец, просвети меня и скажи, что есть Брахман?” Мудрец Варуна с любовью ответил: “Сын, никто не сможет передать тебе знание Брахмана. Постигнуть Его можно только с помощью медитации. Иди медитируй, и сам найдёшь ответ. Я благословляю тебя”.
Бригху пошёл в лес и предался медитации. Он также углубился в самопознание. Через некоторое время его посетила мысль: “Что же является самой важной вещью, необходимой для существования всех живых созданий и, в частности, человека? Должно быть, это пища, – решил он, – ведь человек живёт, развивается, работает только благодаря пище, она – самое важное для жизни, значит, пища – это Брахман”. Он поспешил к отцу и сказал: “Я знаю, что есть Брахман. Пища – это Брахман”. Варуна с улыбкой ответил: “Нет, мой сын, пища не является Брахманом. Иди и медитируй”.
Бригху вернулся в лес и продолжал свои бдения ещё некоторое время. И однажды он подумал: “Пища важна, но если отсутствует энергия, как станет перевариваться пища? А что это за энергия? Должно быть, это прана, дыхание жизни, значит, прана – это Брахман”. Он пошёл к отцу и сказал: “Отец, я знаю, что есть Брахман. Прана, энергия, – это Брахман”. Варуна ответил: “Нет, сын мой, иди и медитируй ещё некоторое время”.
Бригу повиновался, продолжая медитировать. Через некоторое время он подумал: “Пища важна, прана важна, но что ещё важнее? Если у человека нет желания жить и есть, какая тогда польза от пищи и праны? Желания рождаются в уме, значит манас (ум) и есть Брахман”, – решил он и об этом своём открытии сообщил отцу: “Отец, ум (манас) – вот Брахман”. Варуна улыбнулся и сказал: “Нет, сын, манас – не Брахман. Иди и посвяти аскезе ещё несколько дней”.
Бригху продолжал свою медитацию, и однажды он подумал: “Пища важна, прана важна, ум тоже важен, а что же всё-таки ещё важнее? Если человек не способен отличить добро от зла, имеет ли жизнь какой-то смысл? А где заключена эта способность различать? В интеллекте – виджняне. Следовательно, виджняна – Брахман”, – решил он. Придя к отцу, он сказал: “Отец, виджняна – Брахман”, но Варуна и на этот раз ответил ему: “Нет, сын. Виджняна – это не Брахман. Иди и ещё несколько дней отдавайся аскезе”.
Бригху продолжил своё подвижничество. Однажды он подумал: “Пища даёт силу, прана – энергию, ум рождает желания, виджняна наделяет способностью к различению (вивекой). Но я должен найти главную цель человеческой жизни. И мне нужно самому её почувствовать”. И он снова погрузился в глубокую медитацию.
И вот однажды он почувствовал несказанную радость и перестал воспринимать внешний мир. В тот день Варуна пошёл в лес, чтобы отыскать сына. Он был счастлив, увидев, что его сын – в самадхи. Лучезарное сияние, которое исходило от лица Бригху, ясно говорило, что сын его понял: “Блаженство есть Брахман”.
В эпоху Упанишад родители и наставники поощряли учеников к тому, чтобы они задавали вопросы, хотя и не давали им немедленных ответов. Они советовали им ставить вопросы самим себе и самим же находить на них ответы.
Практический опыт – лучший учитель.
*** Варуна – бог вод, океана, хранитель Запада.
самадхи – восьмая ступень йоги, глубокая медитация, когда личность временно растворяется, и ум обретает способность выхода из своей, ограниченной состоянием бодрствования, активности в более высокие и свободные состояния сознания.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Чинна катха. Притчи и истории (в двух томах)
Источник: http://scriptures.ru/pritchi2.htm#131