Индия сакральная. Аруначала и 12 Джьотирлингамов. Кедарнадх.
сакральные места планеты
Автор: Алексей Перчуков.
Шива – это Гималаи, поэтому одно из главных мест его почитания находится глубоко в горах, на высоте около 3 600 метров над уровнем моря в селении Кедранадх.
Гаурикунд (начало подъема к Джьотирлингаму) находится в дневном переезде (если дороги не размыты дождями) от Решикеша или Харидвара.
Могучий пик Кедарнатх (6 640 м) неприступной стеной возвышается над храмом.
О самом северном из 12 Джьотирлингамов достаточно подробно рассказывается в Махабхарате. После победы на поле Курукшетра Пандавы решили искупить вину за братоубийственную войну, попросив благословения у Шивы. Махадэв, не желая давать даршан, спешно покинул Варанаси и спрятался от пятерых братьев в Гуптакаши, неподалеку от Кедарнатха. Настойчивые Пандавы добрались и туда, но Шива был уже высоко в горах. Приняв образ быка, он затаился в стаде в одной из долин. Преисполненные решимости, братья обнаружили стадо с Шивой – Быком и стали поочередно прощупывать каждого из них, надеясь обнаружить Его. Бхима, самый сильный из Пандавов, схватил одного из быков, но внезапно тот ушел под землю, оставив снаружи лишь спину. Другие 4 части тела быка – Шивы проявились в других местах Гархвала: руки – в Тунгнатхе, голова – в Рудранатхе, туловище – в Мадхьямахешваре, а волосы – неподалеку Калпешвара. Группа из пяти храмов, построенных Пандавами в этих местах, для того чтобы умилостивить Махадэва, получила название Панч Кедар. Пораженный напором и преданностью, Шива благосклонно освободил братьев от греха братоубийства.
Другая легенда рассказывает следующее:
Гораздо раньше вышеприведённой легенды двое святых – Нара и Нараяна – пришли в это место
из леса Бадарика (Бадринатха). Они установили глиняный Шивалингам и совершали аскезу. Индра, владыка небес, захотел нарушить их аскезу, и поэтому Он постарался возбудить в них безрассудную страсть. Для этой цели Индра послал небесных танцовщиц (апсар), чтобы обольстить их. Взглянув на танцовщиц, мудрец Нараяна мягко улыбнулся и коснулся рукой своего колена. В тот же миг из бедра мудреца явилась изумительно красивая небесная девушка. Увидев запредельную красоту апсары Уруваши, небесные танцовщицы смутились и потупили свой взор. “Уру” означает “бедро”, “аши” – “рождённая из”. Умилостивленный преодолением вожделения и гнева, проявленным мудрецом Нараяной, Шива явился в виде духовного сияния. Однако, у мудреца не было никаких личных желаний. Он взмолился Шиве: “Пожалуйста, оставайся здесь и благословляй Своих преданных”. С тех пор Кедарешвара благословил бесчисленное количество преданных. Мы называем затвердевшую воду льдом. Вода, один из первоэлементов природы в человеческом теле, имеет два аспекта: семя и кровь. Если эти два аспекта мужчины и женщины соединяются и образуют зародыш (эмбрион), рождается ещё одно существо. Однако, задолго до начала творения пять первоэлементов природы были в тонкой форме. Их невозможно было распознать. Они были непроявленными. Такое абсолютное утончённое состояние – не что иное, как Акаша Ганга(невидимая Ганга). Намерением Шивы из Акаша Ганги были порождены атомы плотной материи, которые стали материалом творения. Место такого творения носит название “Кедара”.
В другом смысле “Кедара” означает форму земледелия, при котором вода задерживается,
а земля вспахивается. Санскритский слог-корень воды – “кам”. От него происходит слово
“Кедара”. Внесённые в почву семена прорастают благодаря энергии воды, и растения приносят хороший урожай, который, в свою очередь, даёт энергию живым существам. Также первоэлемент жизненной энергии Шива передает через дождевую воду, благодаря которой существа наполняются силой, и продолжается воспроизведение потомства. Однако индивидуальная душа должна стремиться достичь наивысшей цели – слияния с Божественным. Для устранения зловредного влияния собственных проступков, совершенных в прошлом, с целью обеспечения достижения освобождения, духовное сияние крайне необходимо. Это сияние не что иное, как великий Кедарешвара Джьотирлингам. Духовный искатель должен соблюдать целибат, удерживать под контролем импульсы своей низшей природы и достигать Божественности через преобразование себя в сияние. Для такого достижения нара (“человек” на санскрите) должен победить вожделение и гнев в Божественном присутствии Нараяны (Бога).
Кедарешвара Джьотирлингам благословляет искателя таким духовным сиянием.
Совершая поклонение в этом Храме, человек получает благословение на контроль над своими чувствами и преодоление вожделения и гнева. Семья такого человека будет процветать. Ему будет присуща внутренняя красота духа и всеобщее уважение.
Среди шиваитов существует особый порядок посещения святынь Панч Кедара: вначале идет имеющий принципиальное значение Кедарнатх, затем Тунгантх, потом Рудранатх, Мадхьямахешвар и Калпешвар. Для большинства индуистов Кедарнатх – это одно из немногих мест, где все их мольбы могут быть услышаны и реализованы. Еще совсем недавно наиболее решительные последователи Шивы бросались вниз с одной из скал над поселком, надеясь таким образом получить освобождение от колеса перерождений и воссоединиться с Шивой в его божественной обители. Кедарнатх мандир традиционно связан с Ади Шанкарачарьей, реформатором индуизма, самадхи которого находится позади храма. По легенде, завершив земную миссию, он вошел в скалу, оставив после себя лишь посох. Узкая тропинка, петляющая на одном из холмов, ведет к озеру Чорабари, известному еще как Ганди Саровар. Над его водами был развеян пепел общенационального героя Индии, Махатмы Ганди. Другое интересное для посещения место – идол Бхайравнатха, защитника мандира, в 15 минутах ходьбы вверх от Шри Кедара.
Большую часть года занесенный снегом, Шри Кедарнатх доступен лишь с мая по октябрь. Брамины храма и идол на зиму перебираются в соседний Укиматх.
Как добраться. Проживание
Забитые паломниками со всей Индии автобусы обычно начинают путь к горной святыне из Ришикеша или Харидвара. Дорога до Гаурикунда, ближайшего к Шри Кедару места, с подъездом для автотранспорта занимает не менее двенадцати часов. Гаурикунд (1982м) был назван в честь Гаури (Дэви), на протяжении долгого времени выполнявшей здесь аскезы в желании воссоединиться с возлюбленным Шивой. В Гаурикунде Шива отсек голову своему сыну Ганешу и пришил потом голову слона. У бурной Мандакини находится храм, посвященный Гаури, и горячие источники, в которых перед путешествием в Кедарнатх принято совершать омовение. Происходящее в поселке можно охарактеризовать лишь одной фразой: «даршан конвейер». Холмы вокруг Гаурикунда усеяны многочисленными кибитками пастухов и стойлами для мулов: многие предпочитают преодолевать живописный семнадцатикилометровый путь до Кедарнатха верхом на лошади. Другие же выбирают своеобразный стиль трекинга: располагаются на носилках, используя труд четырех носильщиков. Альтернативный способ достичь Кедара – это вертолет, стартующий из Гуптакаши. Правда, из-за быстрого набора высоты такой способ чреват горной болезнью, да и стоит от 7000 до 15000 рупий.
В конце лета 2013 поселение Кедарнатх было практически уничтожено стихией. Сошедший с гор оползень разрушил паломнический центр, похоронив под собой по меньшей мере тысячу человек
Мне удалось попасть в Кедарнатх в августе 2014 года.
Из Бодринатха мы выехали около 12-00 и в Гаурикунд приехали около 20-00.
Июль-август – самое неблагоприятное время для посещения этих мест. Дело в том, что ночью идут сильные дожди в горах, и на утро неожиданно часть дороги оказывается размытой.
Эти промоины обычно в течении суток восстанавливают, но нет гарантии, что следующей ночью не смоет какой-нибудь другой кусок дороги.
Средняя скорость по горным дорогам Индии на джипе была около 40км/ч.
Я планировал совершить восхождение за один день, и, чтобы не очень напрягаться, серьезно подумывал о лошади.
Но ночью пришло осознание, что идти к Шиве надо обязательно пешком.
Около 7 утра мы выехали из отеля и через 5 минут и мы были у начала дороги наверх.
Город Гаурикунд был практически полностью разрушен.
Перед восхождением я прошел регистрацию и медицинский осмотр.
Мерили пульс и давление. При подъеме существует несколько медицинских постов, где вы можете измерить давление и получить необходимые медикаменты (бесплатно!!!)
Также по дороге находится несколько навесов-хижин, где государство организовало бесплатную раздачу пищи.
Наверх вместе с паломниками поднимаются рабочие и ослы, груженные строительными материалами.
Видно, что восстановление города идет полным ходом.
Городок паломников перед входом в селение почти полностью отстроен заново.
Очень активно в восстановлении городка помогают военные.
Подъем я начал около 8 утра.
Для скорости я нанял потера за 800 рупий.
Лошадь стоит около 3000рупий. Но я думаю, что на месте можно взять ее гораздо дешевле.
Есть какие-то государственные тарифы на потеров и лошадей, но в Гаурикунде можно договориться на эти услуги и с частниками.
Поднялся на самый верх я за 4.5 часа.
В Кедранадхе полным ходом идет стройка.
Я сразу отправился в Храм. Храм закрыт с 13-00 и до 16-00, поэтому мне повезло, что я успел попасть к Лингаму до обеда.))
Погуляв полтора часа по окрестностям Кедранадха и разрушенному городу, я начал спуск вниз.
Дорога вниз оказалась для меня немного труднее, и спуск занял около 5.5 часов.
Интересно, что при подъеме наверх у меня постоянно звучала в голове мантра Ом наме Шивая, а на спуске вниз – Харе Кришна.
Поднимаясь наверх, я ничего не ел. Шива поощряет пост и аскезу. А когда я спускался вниз, все заведения общепита были уже закрыты.
Несмотря на то, что август – не сезон, было много индусов, и практически не было европейцев!!!
Я встретил всего одну компанию из 3ех человек, они оставались на ночь в Кедранадхе.
Останавливался я в Hotel Shivalik Valley, отель вполне приличный и чистый. Я был, кажется, единственным постояльцем в нем.
Номер стоил около 2000 рупий.
Мы купили овощей в магазинчике Гаурикунда, и в ресторане отеля нам приготовили достаточно приличный ужин.
На следующий день, по дороге назад мы заехали в Тунгантх, второе место из 5 Панч Кедар.
Подъем от стоянки машины до храма занимает около часа. Очень живописная природа по дороге. Местность, где находится храм, называют индийскими Альпами.