ИНДИЯ САКРАЛЬНАЯ.КЕДАРНАДХ (НОЯБРЬ’15)

Индия сакральная. Аруначала и 12 Джьотирлингамов. Кедарнадх.

сакральные места планеты

Автор: Алексей Перчуков.

Untitled1Шива – это Гималаи, поэтому одно из главных мест его почитания находится глубоко в горах, на высоте около 3 600 метров над уровнем моря в селении Кедранадх.

Гаурикунд (начало подъема к Джьотирлингаму) находится в дневном переезде (если дороги не размыты дождями) от Решикеша или Харидвара.

Могучий пик Кедарнатх (6 640 м) неприступной стеной возвышается над храмом.

О самом северном из 12 Джьотирлингамов достаточно подробно рассказывается в Махабхарате. После победы на поле Курукшетра Пандавы решили искупить вину за братоубийственную войну, попросив благословения у Шивы. Махадэв, не желая давать даршан, спешно покинул Варанаси и спрятался от пятерых братьев в Гуптакаши, неподалеку от Кедарнатха. Настойчивые Пандавы добрались и туда, но Шива был уже высоко в горах. Приняв образ быка, он затаился в стаде в одной из долин. Преисполненные решимости, братья обнаружили стадо с Шивой – Быком и стали поочередно прощупывать каждого из них, надеясь обнаружить Его. Бхима, самый сильный из Пандавов, схватил одного из быков, но внезапно тот ушел под землю, оставив снаружи лишь спину. Другие 4 части тела быка – Шивы проявились в других местах Гархвала: руки – в Тунгнатхе, голова – в Рудранатхе, туловище – в Мадхьямахешваре, а волосы – неподалеку Калпешвара. Группа из пяти храмов, построенных Пандавами в этих местах, для того чтобы умилостивить Махадэва, получила название Панч Кедар. Пораженный напором и преданностью, Шива благосклонно освободил братьев от греха братоубийства.

Untitled2Другая легенда рассказывает следующее:

Гораздо раньше вышеприведённой легенды двое святых – Нара и Нараяна – пришли в это место

из леса Бадарика (Бадринатха). Они установили глиняный Шивалингам и совершали аскезу. Индра, владыка небес, захотел нарушить их аскезу, и поэтому Он постарался возбудить в них безрассудную страсть. Для этой цели Индра послал небесных танцовщиц (апсар), чтобы обольстить их. Взглянув на танцовщиц, мудрец Нараяна мягко улыбнулся и коснулся рукой своего колена. В тот же миг из бедра мудреца явилась изумительно красивая небесная девушка. Увидев запредельную красоту апсары Уруваши, небесные танцовщицы смутились и потупили свой взор. “Уру” означает “бедро”, “аши” – “рождённая из”. Умилостивленный преодолением вожделения и гнева, проявленным мудрецом Нараяной, Шива явился в виде духовного сияния. Однако, у мудреца не было никаких личных желаний. Он взмолился Шиве: “Пожалуйста, оставайся здесь и благословляй Своих преданных”. С тех пор Кедарешвара благословил бесчисленное количество преданных. Мы называем затвердевшую воду льдом. Вода, один из первоэлементов природы в человеческом теле, имеет два аспекта: семя и кровь. Если эти два аспекта мужчины и женщины соединяются и образуют зародыш (эмбрион), рождается ещё одно существо. Однако, задолго до начала творения пять первоэлементов природы были в тонкой форме. Их невозможно было распознать. Они были непроявленными. Такое абсолютное утончённое состояние – не что иное, как Акаша Ганга(невидимая Ганга). Намерением Шивы из Акаша Ганги были порождены атомы плотной материи, которые стали материалом творения. Место такого творения носит название “Кедара”.

В другом смысле “Кедара” означает форму земледелия, при котором вода задерживается,

а земля вспахивается. Санскритский слог-корень воды – “кам”. От него происходит слово

“Кедара”. Внесённые в почву семена прорастают благодаря энергии воды, и растения приносят хороший урожай, который, в свою очередь, даёт энергию живым существам. Также первоэлемент жизненной энергии Шива передает через дождевую воду, благодаря которой существа наполняются силой, и продолжается воспроизведение потомства. Однако индивидуальная душа должна стремиться достичь наивысшей цели – слияния с Божественным. Для устранения зловредного влияния собственных проступков, совершенных в прошлом, с целью обеспечения достижения освобождения, духовное сияние крайне необходимо. Это сияние не что иное, как великий Кедарешвара Джьотирлингам. Духовный искатель должен соблюдать целибат, удерживать под контролем импульсы своей низшей природы и достигать Божественности через преобразование себя в сияние. Для такого достижения нара (“человек” на санскрите) должен победить вожделение и гнев в Божественном присутствии Нараяны (Бога).

Кедарешвара Джьотирлингам благословляет искателя таким духовным сиянием.

Совершая поклонение в этом Храме, человек получает благословение на контроль над своими чувствами и преодоление вожделения и гнева. Семья такого человека будет процветать. Ему будет присуща внутренняя красота духа и всеобщее уважение.

Среди шиваитов существует особый порядок посещения святынь Панч Кедара: вначале идет имеющий принципиальное значение Кедарнатх, затем Тунгантх, потом Рудранатх, Мадхьямахешвар и Калпешвар. Для большинства индуистов Кедарнатх – это одно из немногих мест, где все их мольбы могут быть услышаны и реализованы. Еще совсем недавно наиболее решительные последователи Шивы бросались вниз с одной из скал над поселком, надеясь таким образом получить освобождение от колеса перерождений и воссоединиться с Шивой в его божественной обители. Кедарнатх мандир традиционно связан с Ади Шанкарачарьей, реформатором индуизма, самадхи которого находится позади храма. По легенде, завершив земную миссию, он вошел в скалу, оставив после себя лишь посох. Узкая тропинка, петляющая на одном из холмов, ведет к озеру Чорабари, известному еще как Ганди Саровар. Над его водами был развеян пепел общенационального героя Индии, Махатмы Ганди. Другое интересное для посещения место – идол Бхайравнатха, защитника мандира, в 15 минутах ходьбы вверх от Шри Кедара.

Большую часть года занесенный снегом, Шри Кедарнатх доступен лишь с мая по октябрь. Брамины храма и идол на зиму перебираются в соседний Укиматх.

Как добраться. Проживание

Забитые паломниками со всей Индии автобусы обычно начинают путь к горной святыне из Ришикеша или Харидвара. Дорога до Гаурикунда, ближайшего к Шри Кедару места, с подъездом для автотранспорта занимает не менее двенадцати часов. Гаурикунд (1982м) был назван в честь Гаури (Дэви), на протяжении долгого времени выполнявшей здесь аскезы в желании воссоединиться с возлюбленным Шивой. В Гаурикунде Шива отсек голову своему сыну Ганешу и пришил потом голову слона. У бурной Мандакини находится храм, посвященный Гаури, и горячие источники, в которых перед путешествием в Кедарнатх принято совершать омовение. Происходящее в поселке можно охарактеризовать лишь одной фразой: «даршан конвейер». Холмы вокруг Гаурикунда усеяны многочисленными кибитками пастухов и стойлами для мулов: многие предпочитают преодолевать живописный семнадцатикилометровый путь до Кедарнатха верхом на лошади. Другие же выбирают своеобразный стиль трекинга: располагаются на носилках, используя труд четырех носильщиков. Альтернативный способ достичь Кедара – это вертолет, стартующий из Гуптакаши. Правда, из-за быстрого набора высоты такой способ чреват горной болезнью, да и стоит от 7000 до 15000 рупий.

Untitled3

В конце лета 2013 поселение Кедарнатх было практически уничтожено стихией. Сошедший с гор оползень разрушил паломнический центр, похоронив под собой по меньшей мере тысячу человек

Мне удалось попасть в Кедарнатх в августе 2014 года.

Из Бодринатха мы выехали около 12-00 и в Гаурикунд приехали около 20-00.

Июль-август – самое неблагоприятное время для посещения этих мест. Дело в том, что ночью идут сильные дожди в горах, и на утро неожиданно часть дороги оказывается размытой.

Эти промоины обычно в течении суток восстанавливают, но нет гарантии, что следующей ночью не смоет какой-нибудь другой кусок дороги.

Средняя скорость по горным дорогам Индии на джипе была около 40км/ч.

Я планировал совершить восхождение за один день, и, чтобы не очень напрягаться, серьезно подумывал о лошади.

Но ночью пришло осознание, что идти к Шиве надо обязательно пешком.

Около 7 утра мы выехали из отеля и через 5 минут и мы были у начала дороги наверх.

Город Гаурикунд был практически полностью разрушен.

Перед восхождением я прошел регистрацию и медицинский осмотр.

Мерили пульс и давление. При подъеме существует несколько медицинских постов, где вы можете измерить давление и получить необходимые медикаменты (бесплатно!!!)

Также по дороге находится несколько навесов-хижин, где государство организовало бесплатную раздачу пищи.

Наверх вместе с паломниками поднимаются рабочие и ослы, груженные строительными материалами.

Untitled4

Видно, что восстановление города идет полным ходом.

Городок паломников перед входом в селение почти полностью отстроен заново.

Очень активно в восстановлении городка помогают военные.

Подъем я начал около 8 утра.

Для скорости я нанял потера за 800 рупий.

Лошадь стоит около 3000рупий. Но я думаю, что на месте можно взять ее гораздо дешевле.

Untitled9Есть какие-то государственные тарифы на потеров и лошадей, но в Гаурикунде можно договориться на эти услуги и с частниками.

Поднялся на самый верх я за 4.5 часа.

В Кедранадхе полным ходом идет стройка.

Я сразу отправился в Храм. Храм закрыт с 13-00 и до 16-00, поэтому мне повезло, что я успел попасть к Лингаму до обеда.))

Погуляв полтора часа по окрестностям Кедранадха и разрушенному городу, я начал спуск вниз.

Untitled5Дорога вниз оказалась для меня немного труднее, и спуск занял около 5.5 часов.

Интересно, что при подъеме наверх у меня постоянно звучала в голове мантра Ом наме Шивая, а на спуске вниз – Харе Кришна.

Поднимаясь наверх, я ничего не ел. Шива поощряет пост и аскезу. А когда я спускался вниз, все заведения общепита были уже закрыты.

Несмотря на то, что август – не сезон, было много индусов, и практически не было европейцев!!!

Я встретил всего одну компанию из 3ех человек, они оставались на ночь в Кедранадхе.

Останавливался я в Hotel Shivalik Valley, отель вполне приличный и чистый. Я был, кажется, единственным постояльцем в нем.

Номер стоил около 2000 рупий.

Мы купили овощей в магазинчике Гаурикунда, и в ресторане отеля нам приготовили достаточно приличный ужин.

На следующий день, по дороге назад мы заехали в Тунгантх, второе место из 5 Панч Кедар.

Untitled7Подъем от стоянки машины до храма занимает около часа. Очень живописная природа по дороге. Местность, где находится храм, называют индийскими Альпами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*