Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
Общая структура практики атма-вичара
Обычное состояние современного человека – это состояние удаленности от его внутреннего центра. Это состояние отсутствия центра осознавания. Удаленность от центра осознавания – это существование на периферии. Существование на периферии означает, что есть только очень тонкий слой восприятия с некоторым осознаванием. И этот тонкий слой осознавания всегда подвержен непостоянству, он очень легко изменяется под влиянием окружающей среды.
Представьте небольшой сосуд, лужу, пруд, или очень мелкий водоем, который всегда приходит в беспокойство даже от небольшого ветра.
Но если представить океан, то даже очень сильный ветер не сможет принести проблем глубоководным жителям. Сознание человека, который не имеет своего центра, подобно мелкому водоему. Состояние удаленности от центра называется также пребыванием в неведении (авидье).
Пребывание в авидье означает, что внешние объекты могут очень легко изменять ваше сознание. Допустим, в окружающей обстановке происходят какие-нибудь движения, и сознание следит за движениями, неизбежно подпадая под влияние внешних объектов. Когда движения объектов выходят за пределы контроля, за пределы самоидентификации субъекта, этот осознающий субъект начинает чувствовать разрыв самоидентификации.
На внешнем уровне, на тонком слое поверхностного сознания существует некая психологическая непрерывность, которая сформировала ложный центр, состоящий из колебаний ума (вритти). Этот центр (ахамкара) является самоидентификацией индивида. И поскольку этот центр очень тонкий, он всегда подвергается внешнему воздействию, так как это периферия, а не есть центр, это не есть Атман – это есть бодрствование в мире явлений (джаграт).
Воздействие внешних объектов постоянно происходит в повседневных ситуациях. Допустим, в зал внесли таблицу со структурой атма-вичары – ваше внимание ушло – оно все в таблице и рассматривает, как ее вешают, мысленно давая советы как это лучше сделать. А сознание уже ушло от темы лекции.
Или, допустим, летит самолет – вы сразу производите оценку и идентификацию объекта. Любые действия, которые происходят, – прасад или отсутствие прасада – Манипура сразу берет свое. Элемент огня активизируется, и ваши мысли имеют уже немного другую направленность. Но, несмотря на все это, вы чувствуете себя довольно комфортно, потому что изменение внешних объектов происходит в пределах вашей самоидентификации – эта иллюзорная психологическая непрерывность остается в целостности. Это пример воздействия внешних объектов на тонкий слой поверхностного сознания без разрыва самоидентификации, когда изменения внешних объектов не настолько сильны, чтобы разорвать вашу целостность на уровне поверхностного сознания.
Но если поместить сюда обычного человека, а не практикующего, то вечером, когда придет время практики Йоги Сновидений, что будет, если предложить ему прилечь на полу? Просто поспать на полу. Но если он привык жить своей жизнью и у него очень грубое поверхностное сознание, такая банальная вещь может разорвать его самоидентификацию. Это пример небольшого разрыва самоидентификации.
У того, чье поверхностное сознание жестко обусловлено, грубо, кто имеет много фиксированных идей и сильное ложное эго, разрыв самоидентификации может произойти даже при небольших флуктуациях внешних объектов.
Напротив, тот, кто всегда в самоосвобожденом состоянии, кто обрел внутренний центр, живет не на периферии, а в центре, из которого творится периферия, его самоидентификация гораздо глубже – она внутри, полностью внутри, а поверхностное сознание непостоянно и формируется в соответствии с местом, временем и обстоятельствами в качестве игрового проявления (лилы). Оно подвижное, как флаг, трепещущий на ветру, – куда ветер, туда и флаг.
Пример разрыва самоидентификации – какой-нибудь жизненный переворот, к примеру, смерть. Но если вы в центре, можно ли разорвать вашу самоидентификацию? Смерть касается тела, но в астральном теле вы практикуете превращение в избранное божество, с которым выполняли практики при жизни, и у вас есть своя самоидентификация, которой нельзя коснуться. Или вы пережили Ясный Свет, и сделали Свет астью своей самоидентификации. Вы живете, интегрируясь, вы живете в сахаджье, не обращая внимания на внешнее. А тело – иллюзорное, на благо всех живых существ.
Тогда ваш центр самоидентификации – это не тело, не чувства, а ваш центр самоидентификации – это Свет. В этом случае ваша самоидентификация не может быть разорвана смертью. Чем глубже ваше осознавание, тем меньше вероятность, что какие-либо движения в материальном мире, флуктуации в сансаре, смогут спровоцировать разрыв вашей самоидентификации.
Для обычного человека утрата материальной собственности или потеря социального лица, престижа – это уже разрыв самоидентификации. Но для йогина, который достиг состояния бесстрастия(вайрагьи), ничто из этого не может быть причиной разрыва самоидентификации. Другими словами, обретя самоидентификацию с самой глубинной частью нашего «я», с Атманом, мы достигаем состояния, когда наша самоидентификация в принципе никогда не может быть разорвана. Про йогинов, великих святых и достигших говорят: «Он не погибнет даже в пралайе». Другими словами, даже вселенная может быть уничтожена, но он есть всегда, потому что полностью идентифицировал себя с Абсолютным сознанием, с Богом, с Брахманом.
Состояние удаленности от центра, потеря центра, пребывание на периферии сознания, обусловленность периферийным сознанием – это неведение (авидья), это-иллюзия.
Состояние обычного человека – это такое состояние, когда человек теряет память о прошлом, и на некоторое время у него формируется ложная самоидентификация, он полностью забывает кто он такой. Это означает, что, будучи удаленным от центра, человек полностью отождествился с телом, чувствами, умом и внешними объектами и утратил память о том, что он является проявлением Абсолюта (Атманом).
Когда человек находится в таком состоянии, у него всегда происходит когнитивный диссонанс. Это означает, что его внутренние данные и внешние данные входят в противоречие, он всегда страдает от несоответствия внешних и внутренних данных. Сансара через пять органов чувств давит и оказывает влияние. Но внутри у него другое – его желания, и желания не соответствуют внешнему давлению. Из-за этого возникают страдания.
Но если вы обретаете этот внутренний центр благодаря духовной практике, самоосвобождению, самадхи, атма-вичаре, самоузнаванию, то все эти вещи исчезают. Вы вспоминаете, кто вы есть на самом деле. Тогда ничто не может разорвать вашу самоидентификацию, потому что, в сущности, у вас исчезают любые самоидентификации.
Итак, вот структура атма-вичары:
Самое высшее, четвертое, состояние сознания (турья), пронизывающее состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна – это Брахман.
За ним самое тонкое и тайное пространство сердца (хрид-акаша), наша изначальная светоносная ясность, которое соответствует состоянию глубокого сна (сушупти).
Ниже него – внутреннее пространство сознания (чит-акаша), т.е. мысли и эмоции, которое соответствует состоянию сна со сновидениями (свапна)
Наше физическое тело – это состояние сна со сновидениями(свапна) и бодрствования в мире явлений (джаграт). Это и есть периферия – поверхностное сознание.
Благодаря практике атма-вичары, ухватившись за нить ахам-вритти, выполняя самоисследование, мы последовательно проходим эти состояния. Мы пронзаем их и входим в высшее состояние – турья. Таким образом, концентрируясь на ахам-вритти, мы учимся идентифицировать себя по-другому, идентифицировать себя с высшим «Я», с Брахманом.
Тот, кто достигает хрид-акаши практикой самоосвобождения, атма-вичары и может полностью себя идентифицировать с этим пространством, перестает жить на периферии. В сущности, достижение этого причинного тела (каузального), и называется Освобождением.
Многие духовно практикующие описывают: «Я погрузился в Свет – у меня возник дикий вопль восторга от того, что я не являюсь этим телом, этими чувствами, я не связан ни с какими материальными объектами – здесь нет субъекта, это чистый прозрачный океан бытия, это чистый золотой океан света». Вот оно – это состояние. Но насколько они смогут его удерживать и насколько глубок этот свет, насколько они поддадутся кармическому ветру, который еще двигается в правом канале энергетического тела – все зависит от того, как они самоосвободят свою карму. Либо они через некоторое время выпадут из этого Света. Это определяется зрелостью сознания.