Свами Вишнудевананда Гири
Книга создана по материалам лекций Мастера
«Источник сознания»
Практическое руководство по интенсивной духовной практике самоисследования методом атма-вичара
Варианты практики атма-вичары
Вы практикуете медитацию много часов подряд, но когда вы встаете из медитации, как насчет того, что бы дальше медитировать, когда вы идете в туалет, принимаете пищу? Вы должны добиться такого состояния, чтобы ваша медитация продолжалась все время бодрствования.
В снах вы можете не контролировать себя, потому что здесь вы пока еще себе не хозяин, но что касается времени от пробуждения до засыпания – это все вам под силу. Вы должны контролировать себя. Другими словами, вы должны осознавать и медитировать все это время.
В идеале вы должны пребывать в естественном состоянии(сахаджье), вы должны интегрироваться. Но вначале это трудно – оно очень неуловимое, это просто журавль в небе. Но есть практики, которые помогают в него возвращаться, и вы можете подходить к естественному состоянию через них. Атма-вичара является такой практикой.
Пребывать в естественном состоянии (сахаджье), пока оно полностью не осознано, трудно, но атма-вичара делается очень легко. А от высшей ступени атма-вичары до сахаджьи – один шаг. Атма-вичара – это дверь к осознаванию естественного состояния.
Атма-вичара бывает трех типов и выполняется в трех вариантах.
Периферийное памятование
Периферийное памятование означает, что ваша атма-вичара продолжается, но она неглубокая, и вы все-таки принимаете внешние объекты. Другими словами, она существует где-то в уголке вашего сознания и не теряется. Это тоже хорошо. Это хороший уровень. Она не обладает большой ясностью, но держится на уровне подступающей концентрации.
Вообще, для пребывания в естественном состоянии (сахаджье) не нужна дхьяна. Подступающая концентрация – это самое лучшее состояние сознания. Даже когда человек занят делами в повседневной жизни, общением, в подступающей концентрации он способен удерживать естественное состояние. А когда он засыпает, и мир явлений исчезает, и все движения двойственного ума также исчезают, его сахаджья глубоко раскрывается, а он входит в безупречный Ясный Свет, и таким образом имеет непрерывное сознание. Практикующие высшего уровня, находящиеся в естественном состоянии, достигают за счет того, что постоянно удерживают его на уровне подступающей концентрации.
То же самое можно сказать об атма-вичаре на уровне периферийного памятования. У вас есть чувство «я», которое вы держите, осознавание себя. Вы контактируете с миром, но где-то есть уголок вашего сознания, из которого вы отслеживаете все это и непрерывно удерживаете чувство «я», жестко на нем не фиксируясь. При этом признается этот мир, допускается различающая работа сознания, допускаются поверхностные мысли и движения души, но это никак не мешает вашей концентрации на ахам-вритти.
Возвращение
Возвращение – это немного другое состояние. Здесь ваше сознание на некоторое время уходит, но вы обязательно оттягиваете его обратно. Это менее устойчивый вариант атма-вичары – вы ее теряете, но у вас достаточно осознанности, чтобы вспоминать ее. Вы захватываетесь чем-либо, затем проявляете бдительность, вспоминаете, и сознание втягивается обратно, концентрируясь на «я». Это нечто наподобие самоосвобождения. Но здесь есть негативный момент: если вы вовремя не возвратитесь, то захватитесь, а захватившись, потеряете медитацию. Но вы можете выполнять эту практику, если не можете добиться периферийного памятования. Периферийное памятование сложнее.
При возвращении вы проверяете себя раз в десять-пятнадцать секунд, в минуту, и возвращаетесь, концентрируясь на ахам-вритти, пытаясь ее удерживать. Вы как бы скачете от проявленного мира феноменов к внутреннему «я», а цель этих скачков – все-таки добиться периферийного памятования, непрерывного созерцания.
«Забивание гвоздя»
Это жесткий стиль Раджа-йоги – идеальная практика для ритрита. Если вы не в ритрите, у вас «забивание гвоздя» не получится. Когда я так практиковал, то очень часто попадал во всякие неловкие ситуации, хотя я не чувствовал себя неловко и не возникало каких-то проблем, потому что я привык выполнять практику «забивания гвоздя», концентрацию на ахам-вритти. Несмотря на то, что именно происходит вокруг, вы не особо реагируете на внешнее – просто концентрируетесь на ахам-вритти, и все. Внешний мир для вас вообще не существует. Это нечто наподобие состояния, когда мир не признается. Вы жестко концентрируетесь на внутреннем чувстве «я» и просто держитесь его, что бы ни происходило, вы не упускаете это чувство «я».
Представьте, что вы такой трансцендентный вор, который украл большую драгоценность – алмаз «Кохинор». Ваша задача донести его до места, где за него дадут миллионы долларов. По пути нападает толпа, кто-то пытается отобрать его, пнуть вас, оскорбить, а вы просто держите и несете его, а остальное не имеет никакого значения. Вы знаете, что если держать крепко, вам дадут миллионное состояние.
Здесь ваша главная задача – держать эту «я-мысль» (ахам-вритти). Говорят или не говорят – это вообще не важно – это просто «забивание гвоздя». Вы вбили свое сознание в ахам-вритти, а все остальное вас вообще не волнует. Вы просто совершаете действия по поддержанию этого тела: едите, ходите в туалет, доходите до зала, а самая главная ваша задача – это держать ахам-вритти. Это очень быстрый способ развития осознавания, и вы приближаетесь к естественному состоянию таким способом. Это также очень быстрый способ вхождения в подсознание и развития осознавания себя не только во время бодрствования, но и во сне со сновидениями.
Есть такая притча. Жена раджи однажды решила узнать про медитацию и концентрацию. Тогда он приказал поставить ей на голову кувшин с водой, приставил двух стражников и сказал, что, если она прольет из него хоть каплю, ей отрубят голову. Затем он отправил ее сделать большой круг по городу, а по пути приказал организовать разные шумные увеселительные мероприятия.
Когда она вернулась, не пролив ни одной капли, он спросил: «О чем ты думала все время? Замечала ли ты людей, песни, танцы?». Она ответила: «Ничего подобного я даже не заметила. Все мои мысли были сосредоточены на том, как не пролить воду из кувшина».
Представьте, что вода в кувшине – это ваша ахам-вритти. И вы таким вот образом выполняете практику «забивания гвоздя», непрерывно поддерживая памятование.
Когда вы сможете поддерживать его непрерывно, не отвлекаясь, в вашем сознании произойдет радикальный перелом. Вся ваша жизнь до того, как вы не осознавали, покажется вам просто бессмысленной тратой времени. Вы смените уровень сознания и войдете в очень глубокое состояние, если хотя бы сутки сможете непрерывно осознавать. Вы пробудитесь, и вы увидите, что самое главное – это просто поддерживать это состояние. Это не Просветление или достижение, но мудрость (праджня) – один из уровней полноты внимания.
Пока вы находитесь в ритрите, у вас идеальные условия, чтобы это поддерживать во время медитации. Вы увидите, что есть два способа жизни. Есть привычка отвлекаться, и это способ войти в круг рождений и смертей, а второй способ – осознавать – это путь достижения за одну жизнь. Это величайшая практика, которая превосходит все.
Конечно, когда вы выйдете из ритрита, поддерживать такую жесткую концентрацию на ахам-вритти в стиле «забивание гвоздя» будет невозможно, но зато вы поймете, как поддерживать естественное состояние (сахаджью). Сахаджья – это не фиксированное состояние, это присутствие, которое вы прилагаете к любой ситуации. Сахаджья – это свобода. Т.е. атма-вичара в стиле «забивания гвоздя» – это просто ключ к сахаджье, это еще не само естественное состояние.
Когда я практиковал атма-вичару, я практиковал «забивание гвоздя» буквально месяцами, минимум полтора года. И пока длился ритрит, все было хорошо. Но я чувствовал, что чего-то не хватает – я просто «вбит» в это состояние. Я осознаю – я потрясающе осознаю – этот мир просто картинка, и я вижу, что другие просто персонажи на этой картинке. Но было какое-то чувство неудовлетворенности, понимания, что это еще не все.
Лишь затем, когда открылось естественное состояние (сахаджья), которое может интегрироваться с любой ситуацией, я понял, что именно оно и есть конечная ступень. Естественное состояние имеет ту же ясность, что и атма-вичара в стиле «забивания гвоздя», но оно не ограничено. Оно не ограничено отрицанием и просто концентрацией на «я». Оно может принимать все, проявлять различение в любой ситуации, и не теряется, а углубляется от этой ситуации.
Вот таким образом вы можете практиковать эти три медитации, чтобы углубить свое осознавание.
Когда вы практикуете атма-вичару, весь ваш сформированный опыт разрушается: ваша ложная личность, все чувства и мысли. Вы понимаете, что это все вообще является иллюзией, у вас очень четкое понимание истины. У вас настолько четкое понимание истины, словно вы видите ее на своей ладони. Вы видите тончайшие моменты своего сознания, вы видите тончайшие нюансы чужого сознания, вы видите скрытые побудительные мотивы, лежащие в основе действий других людей, – вы просто видите все это. Даже когда человек говорит что-либо, вы видите, что он говорит это потому, что в душе у него есть такие и такие моменты. Вы можете понимать, почему человек так действует, свободно видите карму. Говорится, что Будда Шакьямуни отслеживал тысячи нюансов сознания за одну секунду. Это сверхинтенсивное сознание, и вы можете его добиться, если будете поддерживать атма-вичару одним из трех способов в течение всего времени, помимо медитации. Можно отвлечься, забыться, поговорить, посмотреть на колонну, на картину, на белку, бурундучка, который бегает по деревьям, на жука, а можно держаться ахам-вритти. Что вы выберете?
В идеале, сахаджья – это когда есть и бурундучок, и колонна. В естественном состоянии ничего не отрицается, все признается, но сахаджья остается. Это идеал, это вершина. Тогда все – это просто часть вашего сознания.
Но, чтобы этого достичь, на некоторое время вы можете оставить и колонну, и белку, и дерево, и держаться только ахам-вритти. А потом, когда вы приблизитесь к сахаджье, вы можете распространить ахам-вритти на все. Ахам-вритти – это не только то, что внутри вашей головы, ничего подобного. Вы начнете чувствовать ахам-вритти и в бурундучке, и в картине, и в колонне. Это и есть состояние «все есть Брахман», «все есть Бог». Это состояние уже почти сахаджья.
Тем, кто имеет тенденцию к Раджа-йоге, легко держать ахам-вритти способом «забивание гвоздя», но им труднее будет достичь расширения и естественного состояния.
У тех, кто имеет тенденцию к пребыванию в естественном состоянии (сахаджье), проблемы обычно с концентрацией, но если они научатся концентрировать ум и достигнут нужной ясности, с расширением сознания у них не будет никаких проблем. Те, кто умеет хорошо общаться с другими – это второй тип. Те, кто глубоко погружается в себя, – это первый тип. Но в идеале вам нужно стать и теми, и другими.
Вы можете повесить перед собой знак «Ом» или написать: «Помни себя», чтобы ваше внимание возвращалось, постоянно напоминая себе о практике. Если не напоминать таким образом, обязательно забудешься.
Ум похож на бешеную обезьяну или собачку. Представьте, что ахам-вритти – это вы, а ум – это собачка. Представьте, что человек ведет собачку, а собачка постоянно норовит убежать с поводка куда-нибудь под дерево, к другой собачке – куда угодно, а вы должны эту собачку притягивать обратно к хозяину. Если так концентрироваться на ахам-вритти, очень быстро вы войдете в глубокое осознавание.