САНАТАНА ДХАРМА (ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ’ 25)

Санатана дхарма

 

Санатана Дхарма (Вечный Закон) – так называют в Индии индуизм. Её по праву можно назвать древнейшей религией на Земле. Ее нельзя привязать к какому-то определенному отрезку времени, у нее нет конкретного основателя. Взгляд самых древних религиозных книг в истории человечества – Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) таков: Санатана Дхарма появилась одновременно с творением Вселенной.

 

На сегодняшний день в мире насчитывается более одного миллиарда последователей Санатана Дхармы.

 

В ведических текстах Санатана Дхарма не считается каким-то одним учением, но скорее определенным видением жизни и духовного пути. В этом контексте можно говорить о том, что все известные в настоящее время религии отражают ту или иную сторону Санатана Дхармы.

 

Семь основных признаков индуизма

 

Юридическое определение Санатана Дхармы (индуизма) было дано Верховным Судом Индии в 1966 году, с уточнениями, внесенными 2 июля 1995 года. Оно включает семь основных признаков:

 

Почтительное отношение к Ведам, как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах.

 

Наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна.

 

Признание космического «великого мирового ритма» – огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии.

 

Вера в реинкарнацию (перерождение) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности).

 

Признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями.

 

Осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов».

 

Понимание того, что в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов.

 

Девять верований

 

Существует девять основных положений веры, или шраддх, которые, хотя и не являются исчерпывающими, представляют собой краткое изложение индуистской духовности.

 

Вера в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и где почитают агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны – слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

 

Вера во всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и Непроявленной Реальностью.

 

Вера в циклы существования Вселенной. Индуисты верят, что Вселенная претерпевает бесконечные циклы создания, сохранения и растворения.

 

Вера в закон кармы. Индуисты верят в карму, закон причины и следствия, по которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.

 

Вера в перевоплощение и Освобождение. Индуисты верят, что душа перевоплощается, развиваясь во многих рождениях до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

Вера в божественных существ. Индуисты верят, что в невидимых мирах живут божественные существа и что храмовые богослужения, ритуалы, таинства, так же как и личное совершение обрядов, создают общение с этими девами и богами (махадевами).

 

Вера в сатгуру. Индуисты верят, что духовно пробужденный учитель, или сатгуру, важен для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, и что так же важны личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничество, стремление к самопознанию и медитация.

 

Вера в священность жизни. Индуисты верят, что вся жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и потому практикуют ахимсу, непричинение вреда.

 

Вера в многообразие путей. Индуисты верят, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению прежде всех остальных, но что все истинно религиозные пути являются гранями Чистой Любви и Света Бога, заслуживающими терпимости и понимания.

 

Панча-шраддха (пять верований)

 

Панча-шраддха – это  краткое описание  индуистского “символа  веры”:

 

Сарва Брахман: Бог, Абсолют – есть все, он пребывает   во всем, душа также божественна.

 

Мандира: вера в храмы и божественных существ, с которыми можно устанавливать связь через ритуалы почитания, молитвы и поклонение.

 

Карма: вера в закон причин-следствий.

 

Сансара-мокша: мир есть круговорот рождения-смерти обусловленных душ, и от этого круговорота необходимо освобождаться.

 

Веды и садгуру: необходимость священных писаний и гуру-духовного учителя. Сердцевиной Cанатана Дхармы является учение о недвойственности мира (адвайта-веданта).

 

Вот основные постулаты адвайты:

 

Весь мир есть проявление ума, творящее сознание и сотворенный мир неразделимы как сон и сновидец.

 

Мысль «Я есть тело» – ложна, понимание «Я есть Абсолют» – истинно.

 

Все неведение относительно природы Реальности устраняется через самоисследование и медитацию.

 

Источник: https://www.advayta.org/religiya-i-filosofiya/sanatana-dkharma

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*