Гуру Пурнима.
В полнолуние в месяце Ашадх (июль-август), традиционно празднуется «День Гуру» – Гуру Пурнима.
Этот день также известен, как Вьяса Пурнима, день почитания мудреца Веда Вьясы, первого Гуру, который классифицировал Веды, записал восемнадцать Пуран и Махабхарату и также был Учителем мудреца Даттатрейи, почитаемого как Учителя Учителей.
Вьяса
Поклонение гуру – авторитетная традиционная практика индуизма, освященная тысячелетиями и упоминаемая практически в каждом священном писании. Под «гуру» понимается не столько человек, сколько единый божественный принцип, проявленный через тело и личность. Например, в Учении Лайя-йога, говоря «гуру», мы имеем в виду:
а) Изначального учителя, гуру всех гуру – Бхагавана Даттатрею, наше избранное божество (ишта-дэвата);
Авадхута Даттатрея
б) «Гуру» – как единство всех святых и учителей, гуру как всеобщий божественный просветляющий принцип (садгуру), который проявляются на нашем пути и благословляет нас. Например, святой Дататтрейя описывает своих 24 учителей – гуру, среди которых – земля, вода, огонь, воздух, небо, ветер, луна, солнце, голубь, удав, море, мотылек, пчела, слон, похититель меда, олень, рыба, насекомое, женщина-проститутка, мальчик, незамужняя девушка, изготовитель стрел, змея, паук и т д. Исходя из этого принципа своим гуру следует считать всех, кто когда-либо помогал нам в обучении, учил нас мудрости. К первым гуру относят также родителей и школьных учителей.
в) Линию преемственности святых мудрецов, с которыми мы связаны в этой жизни узами любви и преданности (Древо Прибежища). Например, для нас таким мудрецами являются Брахма, Вишну, Шива, божества-кумары, семь риши, авадхута Даттатрея, Шри Шанкарачарья, авадхута гуру Брахмананда и т. д. А наш конкретный гуру, воплощенный в теле (коренной гуру, дикша-гуру) является последним, «замыкающим» звеном в этом древе.
г) «Коренного гуру», т.е. конкретного духовного учителя, живущего рядом, который обучает и благословляет нас, который является наследником древней линии передачи. В Традиции Лайя-йоги это Гуру Свами Вишнудевананда Гири.
Понятие «гуру», изложенное в четырех аспектах, не рассматривается по отдельности как разные значения одного слова. Они всегда рассматриваются вместе, хотя конечно, в относительном смысле мы четко понимаем, что иногда мы имеем ввиду нашего мастера как человека, иногда – Бхагавана Даттатрею как изначального учителя учителей, иногда – парамгуру Брахмананду, а иногда – садгуру, что есть внутри каждого из нас.
Авадхута Брахмананда
В Индии Гуру Пурнима отмечается медитациями или созерцанием образа Гуру, молитвами в его честь и обязательной пуджей, адресованной Гуру. В этот день ученики посещают своих Гуру, припадая к их стопам, и дарят им какие-либо подарки, выражая свою благодарность и любовь. День празднования Гуру Пурнима считается благоприятным для поиска Гуру. По индийской традиции часто в этот день те Свами, которые желали обучать людей, приходили в определенные публичные места и беседовали с людьми, а те могли выбрать себе Гуру.
В этот день благодарность Гуру выражается мантрой:
ГУРУР БРАХМА ГУРУР ВИШНУ
ГУРУ ДЕВО МАХЕШВАРАХА
ГУРУ СААКШАТ ПАРА БРАХМА
ТАСМАЙ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА
Учитель – это творец миров Брахма,
Учитель – это хранитель Вишну,
Учитель – это Господь Вседержитель Махешвара,
Учитель – это воистину Сам Парабрахман, Всевышний.
Такому Учителю я поклоняюсь!
В традиции Лайя-йоги процесс поклонения гуру связан с поддержанием осознанности, созерцательного присутствия вне двойственности, когда тот, кто поклоняется и тот, кому поклоняются рассматриваются как Одно целое, Брахман. В каком-то смысле, делая в духе адвайты поклон своему мастеру (намастэ) или касаясь его стоп (пада-намаскар) ученик кланяется сам себе как всевышнему Источнику. Практика поклонения гуру дарует духовное пробуждение, обретение благополучия, благословения на духовном пути.
О плодах данной практики написал великий святой Индии Шри Ади Шанкарачарья, живший тысячу лет назад:
«Лотосовые стопы Учителя с любовью почитая, желай: пусть поскорей придет освобождение от оков сего преходящего мира», – так, дисциплинируя чувства и ум, постигнешь Всевышнего, обитающего в сердце у тебя».
Текст «Устремись к Говинде» («Удар по заблуждению»).
Шри Ади Шанкарачарья
Источник: http://www.advayta.org