Учение о семи стадиях Просветления
Начало: четыре мирские стадии
1. Обычный человек. В душе много эмоций, мысли подобны бешеной обезьяне, и сознание опутано ими.
2. Ум немного усмирен и есть покой в сердце, но еще много рассеянности, и его трудно держать на привязи. Возрастает вера и энтузиазм.
3. Иногда покой, иногда волнения. Иногда безмятежность, иногда рассеянность и отвлечения. Усердие в созерцании стало естественным.
4. Дух безмятежен, в сердце покой. Есть привычка пребывать в созерцании, если отвлекаешься, снова быстро возвращаешься. Перерождение такого йогина неопределенно и зависит от накопленных заслуг и выполненных практик.
Йогины, реализовавшие состояние дхьяны
Если йогин обрел способность находиться в дхьяне, он может получить перерождение, а затем снова продолжить свою духовную практику, однако, если его дхьяна неглубока, у него есть возможность привязаться в посмертном опыте к различным тонким состояниям ясности, блаженства или пустотности.
Иногда тот, кто реализовал состояние высокой дхьяны, имеет чистый опыт переживания после смерти, т.е. в нем нет дурных карм, связанных с мирами ада или мирами людей и животных. Однако, у него есть различные тонкие соблазны к перерождению в мирах богов Страсти или в мирах богов Рупа-локи.
– Тот, кто схвачен блаженством, переродится богом в мирах сансары,
– Тот, кто, реализуя третью и четвертую дхьяны, привязался к ясности, переродится богом мира Рупа лока,
– Тот, у кого есть фиксация ума на Пустоте, после смерти может обрести перерождение в области богов-долгожителей (Арупа-лока). Такой йогин должен тренироваться в том, чтобы очистить тенденцию захватываться любыми тонкими и бесформенными состояниями.
– Если йогин порождает усилие, чтобы помнить прошлую жизнь, при перерождении она может сохраниться, либо его воспоминание прошлой жизни может восстановиться благодаря его созерцательной практике.
Осквернение от пребывания в чреве может произойти даже у опытного йогина или сиддха, но если выполняются очистительные практики, и тонкий ум снова развивается, то воспоминание прошлых жизней восстанавливается.
Низшие дхьяны реализации
Если йогин обрел самую начальную способность к вхождению в дхьяну (в первую, вторую дхьяну), то у него нет заслуги освободиться в момент смерти и реализовать одно из Просветлений.
Тогда, если йогин очистил свой ум и мог однонаправлено фокусировать его на мантре, божестве или на медитативном состоянии, к примеру, бесконечном пространстве, он может обрести немного более высокое рождение, если преодолеет различные иллюзии и препятствия. Для него есть множество различных препятствий в мирах после смерти, затмевающих исконное созерцание.
Если его дхьяна сопровождалась медитацией любви, сострадания, он может родиться божеством сансары или божеством Мира Форм.
Если он практиковал практики агхоры или тантры, связанные с левым тантрическим путем, то он может стать даком, дакини или даже родиться демоническим существом в случае неудачи.
Если он привык получать удовольствие от созерцания видений или от переживания эмоций, он может переродиться ракшасом, существом из Мира Без Форм (Арупа-локи), которые представляет собой чистое бесформенное сознание и питается энергией мыслей. Такие существа обитают в местах силы или на кладбищах.
Если йогин практиковал садхану божества и отождествил себя с божеством, но его самайи были нарушены, то у него есть возможность родиться в виде демона в форме своего божества.
Если же он осознает пустотность формы своего Ишта Дэвата, он может обрести глубокое состояние Пробуждения и реализовать один из видов Иллюзорного тела.
Если же тело будет созерцаться реально существующим, такой йогин переродится божеством Мира Форм.
Тот, кто обрел состояние манолайя и может пребывать в нем некоторое время, даже останавливая дыхание и сердце, тем не менее не может пережить подлинно просветляющую пустотность, поскольку осознавание такого йогина находится внутри оболочек ментального или каузального тел.
Первая земля мудрости. «Желание Просветления» (шубхекша)
«В сердце достигнута безмятежность.
Естественное состояние не теряется.
Дух больше не рассеивается.
Что бы ни возникало, в уме нет волнения.
Делая, не делаешь, видя, не видишь, говоря, не говоришь.
Ушли надежда и страх».
Вторая земля мудрости «Исследование» (вичарана). Состояние за пределами концепций
«Исчезли все препятствия и болезни, тело стало легким,
Дух соединился с энергией.
В сердце – покой.
Шесть воров стали друзьями.
Проникаешь в сущее, безмятежно паришь в радости».
Насколько долго такой йогин может созерцать Исконный Ясный Свет, зависит от его кармических причин и энергии. Если он может осознать Ясный Свет в момент смерти, то осознавание такого йогина быстро развивается вплоть до недвойственности, поэтому такой йогин углубляет свое понимание, используя момент смерти, он не нуждается в практике ритуалов или обрядов.
Если он устойчив в своем созерцании, то его способность быть в неотвлекаемом присутствии проявится. Он усовершенствует свое понимание в момент после смерти в течение времени от нескольких недель до двух-трех месяцев.
Пребывая в таком созерцании, он, не получая тела, углубляет свою ясность, его осознавание реализовывается вплоть до уровня «единого вкуса». Если такой йогин способен оставаться в созерцании при жизни, то его опыт умирания также будет опытом созерцания Ясного Света.
Когда сознание отделится через отверстие в Брахмарандре от тела, практикующий узнает Ясный Свет и проявится как Божественное тело. По своему желанию он сможет послать свою божественную эманацию, и эта эманация сможет войти в чрево матери и получить рождение в образе человека, обладающего знаниями, красивой наружностью и магическими способностями.
Такая эманация с юного возраста находит Духовного Учителя и Учение, обладает качествами Пробужденного и трудится на благо живых существ, помогая другим в практике Дхармы. Его же подлинная сущность находится в Пустоте, а тонкая энергия может распространяться, проявляясь в различных божественных мирах и чистых странах, таких, как Кайласа, Голока Вриндавана, Сиддха-лока, Тушита и пр.
Пребывая там в течение некоторого времени, он развивает полноту всех качеств Пробуждения. Затем такой йогин снова может возвращаться в мир людей, эманируя из себя иллюзорные тела. Если же такой йогин не достиг хотя бы первой ступени созерцания, ему нужно выполнять практику своего Избранного Божества с тем, чтобы обрести более высокое рождение в мире богов.
Если же такой йогин не выбирает рождение в мирах богов или в чистых странах, он использует свои мистические силы и силу ясности, осознавания для того, чтобы избрать будущих родителей. Благодаря тому, что его выбор чист, его следующая жизнь будет протекать в исключительно благоприятных условиях, связанных только с Дхармой. Он не является обусловленным мирским существом, а его судьба будет создана из тонких духовных самскар.
Такой йогин обладает способностями, рано находит Духовного Учителя и становится на путь Дхармы, принося пользу другим живым существам. Он не имеет препятствий и омрачений, которые есть у обычных людей. Такой йогин выбирает себе родительскую пару, которая занимается духовными практиками и имеет чистые самайя, практикует недвойственные Учения и обладает способностями управлять своим созерцанием и энергией.
Такой йогин силой своей воли переносит сознание в утробу будущей матери. Когда перенос сознания произошел, воспоминание о прошлой жизни утрачивается.
Только великие махасиддхи могут поддерживать воспоминания о прошлой жизни. Обычно, при перерождении память затмевается, и только в раннем младенчестве йогин может иметь некоторые отрывки воспоминаний прошлых жизней. Если же человек обладает глубоким осознаванием, он не забудет себя.
Третья земля мудрости «Утонченный ум» (тануманаса). Низший уровень «единого вкуса»
«Восстанавливаешь тело в облике юноши.
Обретаешь глаза богов, пьешь воды бессмертия,
все кармы преодолены, тело в блаженстве.
Везде созерцаешь великий покой.
Обретаешь новое жилище».
Йогин, достигший низшего уровня «единого вкуса», продолжает находиться в созерцании после смерти. Это время длится от трех с половиной дней до нескольких недель. Его созерцание развивается в промежуточном состоянии вплоть до высших ступеней. Такой йогин в посмертном состоянии имеет переживания видений, манифестации звуков, мирных и гневных божеств и пр.
Он не может проявить себя в образе пробужденного Иллюзорного тела божества, однако, он полностью свободен в момент смерти, поскольку его созерцание не теряется. Он, не вступая на путь иллюзий, освобождается, благодаря поддержанию естественного состояния. Он может по своему желанию родиться в Дэва-локе или вновь воплотиться в мире людей.
(продолжение следует)
Источник: https://www.advayta.org/kontent/4338/